Дело № 2-1809/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе: председательствующего судьи Бабашова А.В., при секретаре Корытовой Е.А., с участием помощника прокурора Фрунзенского района г. Иваново Щепеткова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Вакурову А.Н., Воронову Р.А., Устинову А.А., Чистякову А.В., Бурмистрову Е.М. об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фрунзенского района г. Иваново обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Вакурову А.Н., Воронову Р.А., Устинову А.А., Чистякову А.В., Бурмистрову Е.М. об обязании пройти профилактический медицинский осмотр.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой выявлены нарушения законодательства со стороны Вакурова А.Н., Воронова Р.А., Устинова А.А., Чистякова А.В., Бурмистрова Е.М. освобожденных из исправительных учреждений, выразившиеся в не прохождении ими обязательного профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза.
Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 323-ФЗ граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Так, согласно Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, одним из социально значимых и опасных для окружающих заболеваний является туберкулез.
Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 8 Федерального закона № 77-ФЗ лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пкнктом 4.12 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.1.2.3114-13, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60, установлены сроки профилактических медицинских осмотров, в соответствии с которыми независимо от наличия или отсутствия признаков туберкулеза профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Прокуратурой района после изучения мониторинга ситуации в области профилактики туберкулеза посредством анализа данных, полученных из СМИ, по собственной инициативе проведены проверки в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на предмет прохождения ими 2 раза в год профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. По результатам проверки установлено, что Вакуров А.Н., Воронов Р.А., Устинов А.А., Чистяков А.В., Бурмистров Е.М. освободились из мест лишения свободы. Перед освобождением Вакуровым А.Н., Вороновым Р.А., Устиновым А.А., Чистяковым А.В., Бурмистровым Е.М. в местах лишения свободы пройден соответствующий медицинский осмотр, с даты освобождения и до настоящего момента ими не пройден профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Уклонение Вакурова А.Н., Воронова Р.А., Устинова А.А., Чистякова А.В., Бурмистрова Е.М. от обязанности по прохождению медицинского обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но и его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, и, как следствие, его запоздалое лечение. Кроме того, в виду не прохождения указанных осмотров, Вакуров А.Н., Воронов Р.А., Устинов А.А., Чистяков А.В., Бурмистров Е.М. могут уже являться источником данного тяжелого заболевания. Таким образом, не исполняя возложенную на них обязанность по прохождению указанных профилактических осмотров, своими действиями Вакуров А.Н., Воронов Р.А., Устинов А.А., Чистяков А.В., Бурмистров Е.М. создают угрозу жизни и здоровью других граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В этой связи прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором посил суд обязать Вакурова А.Н., Воронова Р.А., Устинова А.А., Чистякова А.В., Бурмистрова Е.М. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную ислу пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Помощник прокурора Фрунзенского района г. Иваново Щепетков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Вакуров А.Н., Воронов Р.А., Устинов А.А., Чистяков А.В., Бурмистров Е.М. в судебное заседание не явились по неизвестным причинам. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ. Об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении рассмотрения дела не просили.
Суд определил рассмотреть дело при имующейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справке об освобождении Воронов Р.А. освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Чистяков А.В. освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ (справка об освобождении (л.д. 58).
Бурмистров Е.М. освобожден из мест лишения свободы – ДД.ММ.ГГГГ, Вакуров А.Н. – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы освобожден Устинов А.А. (л.д. 41).
Как следует из представленного стороной истца в материалы дела Сообщения ОБУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер им. М.Б. Стоюнина» от ДД.ММ.ГГГГ, Вакуров А.Н., Бурмистров Е.М., Устинов А.А., Чистяков А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинский осмотр на предмет раннего выявления туберкулеза в ОПТД не проходили (л.д. 150).
Кроме того, доводы стороны истца о том, что Вакуров А.Н., Бурмистров Е.М., Устинов А.А., Чистяков А.В. и Воронов Р.А. не проходили медицинский осмотр на предмет раннего выявления туберкулеза подтверждается письменными пояснениями самих ответчиков (л.д. 6, 24, 42, 59, 129).
Между тем, исследовав представленные прокурором доказательства, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ достаточных доказательств того, что на момент подачи искового заявления и по настоящее время ответчиками не пройден профилактический медицинский осмотр на предмет выявления туберкулеза, суду не представлено, поскольку из представленного прокурором Сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует лишь то, что Вакуров А.Н., Бурмистров Е.М., Устинов А.А., Чистяков А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинский осмотр на предмет раннего выявления туберкулеза в ОПТД не проходили, при этом доказательств того, что медицинский осмотр не был пройден ответчиками в каком-либо ином медицинском учреждении, суду не предоставлено. При этом в отношении Воронова Р.А. сведений об отсутствии прохождения медосмотра в материалах дела не имеется.
Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 12 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 323-ФЗ граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Так, согласно Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, одним из социально значимых и опасных для окружающих заболеваний является туберкулез.
Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 8 Федерального закона № 77-ФЗ лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В обоснование своих исковых требований прокурор ссылается на то, что данная обязанность предусмотрена п. 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.1.2.3114-13, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60, согласно которым по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
Статьей 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (пункт 5.8(1) Положения).
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в силу пункта 8 названного положения является Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Таким образом, Правила утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).
Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно пункту 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Между тем, согласно п. 1.2 Правил Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.
При этом, каких-либо норм, возлагающих на граждан, в том числе освободившихся из мест лишения свобоы, обязаность по прохождению профилактического медицинского осмотра, указанные Правила не содержат, а определяют порядок и требования, предъявляемые к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, обязанность на выполнение которых возложена указанными Правилами на медицинские учреждения в целях выявления и предупреждения распространения заболеваний туберкулезом среди населения.
Кроме того, Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» утверждены соответствующие Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.
В соответствии с п. 8 Порядка профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста: взрослые - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
При этом, согласно п. 7 вышеуказанного Порядка необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача обследуемым или его законным представителем информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В свою очередь согласно ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Согласно ч.3 ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
В свою очередь, положениями ч.9 ст. 20 вышеуказанного закона установлено, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи); 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Истцом в материалы дела на представлено доказательств того, что со стороны медицинских учреждений имели место обращения к прокурору о том, что кто-то из ответчиков уклоняется от прохождения организованного профилактического осмотра, не смотря на проведение такового, ровно как и доказательств того, что кто-то из ответчиков имеет заболевание туберкулезом в какой-либо форме.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, поскольку стороной истца не представлено суду доказательств наличия оснований, предусмотренных ч.9 ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, для принудительного медицинского вмешательства без согласия гражданина (в данном случае доказательств налиия у ответчиков опасного заболевания – туберкулеза), суд не находит оснований для удовлетоврения требований истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Вакурову А.Н., Воронову Р.А., Устинову А.А., Чистякову А.В., Бурмистрову Е.М. об обязании пройти профилактический медицинский осмотр – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2018 года.