Дело № 2-33/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2018 г. в с. Ванавара Эвенкийского района Красноярского края
Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием: процессуального истца заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в лице помощника прокурора Астанаевой Н.К.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края гражданское дело № 2-33/2018 по исковому заявлению заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ к индивидуальному предпринимателю Савелову <данные изъяты> о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
24.01.2018 г. заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявская Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к индивидуальному предпринимателю Савелову <данные изъяты> (далее сокращенное наименование – ИП Савелов Б.А.) о возложении обязанностей.
В обоснование исковых требований процессуальный истец указал, что рамках проведенной прокуратурой района проверки соблюдения лесного законодательства в деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении деятельности на арендованных лесных участках было установлено, что 12.12.2008 между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП Савеловым Б.А. заключен договор аренды лесного участка № 72-о, согласно которому ИП Савелов Б.А. принимает во временное пользование лесной участок общей площадью <данные изъяты> га на срок 22 (двадцать два) года, находящийся в государственной собственности, расположенный в Ванаварском участковом лесничестве Тунгусско-Чунского лесничества Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
Лесной участок передан ИП Савелову Б.А. по акту приема-передачи от 12.12.2008. Договор аренды лесного участка зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (номер регистрации <данные изъяты> от 31.12.2014).
Согласно п.п. «в» п. 13 договора аренды лесного участка от 12.12.2008 № 72-о арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В нарушение статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации ИП Савеловым Б.А. не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов. Использование лесного участка ИП Савеловым Б.А. в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие проекта освоение лесов, не позволяет определить перечень мероприятий на лесном участке по предупреждению лесных пожаров, включающих в себя противопожарное обустройство лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, мероприятия по лесовосстановлению, так как они осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В связи с чем, процессуальный истец считает, что не разработка проекта освоения лесов ИП Савеловым Б.А. создаёт угрозу возникновения и распространения лесных пожаров, уничтожения в их результате находящихся на арендуемом и соседних с ним лесных участках лесов, иной растительности, животных и других организмов, их генетического фонда, что может повлечь нарушение прав Российской Федерации как собственника переданного в аренду лесного участка, а также нарушение гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права неопределённого круга физических лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в том числе лесными пожарами.
Учитывая указанные доводы, процессуальный истец просит суд: обязать индивидуального предпринимателя «Савелов <данные изъяты>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору от 12.12.2008 № 72-о, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору от 12.12.2008 № 72-о.
В судебном заседании помощник прокурора Эвенкийского района заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила иск удовлетворить.
Ответчик – ИП Савелов Б.А. уведомлен судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство лесного хозяйства Красноярского края, извещено о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителя не направило, между тем, представитель министерства В.И. Свежакова, действующая на основании доверенности от 28.12.2017 № МЛХ/1-04209, представила ко дню судебного разбирательства возражение, из которого следует, что министерство поддерживает заявленные требования прокурора.
Учитывая, что лица, участвующие в деле/ извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, высказали свои доводы по делу, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает дело при имеющейся явке и по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав доводы помощника прокурора Эвенкийского района Астанаевой Н.К., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным, а иск, подлежащим удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
В силу ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного Кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно п. 3 приказа федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее – Приказ № 69) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
Согласно п. 28, п. 29 Приказа № 69 проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются
Согласно ч. 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Как следует из материалов дела, 12.12.2008 между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП Савеловым Б.А. заключен договор аренды лесного участка № 72-о.
Указанный договор зарегистрирован в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 31.12.2014, номер регистрации <данные изъяты>
Согласно п.п. «в» п. 13 договора аренды лесного участка №72-о к обязанности арендатора относится, в том числе, в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Между тем, условие договора аренды лесного участка №72-о по разработке проекта освоения лесов со стороны ответчика своевременно не исполнено.
Несмотря на доводы, изложенные ответчиком в возражении на исковое заявление, в судебное заседание в качестве доказательства проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу не предоставлен.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 22.10.2013 г. № 202-уг, Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 г. № 550-п проведена реорганизация путем присоединения агентства лесной отрасли Красноярского края, службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края с полным правопреемством. С 10.01.2014 г. названные агентство и службы ликвидированы и исключены из ЕГРЮЛ.
В силу п. 2 Распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникающих в результате исполнения судебных решений.
Учитывая, что неисполнение обязательства по договору аренды лесного участка № 72-о со стороны ИП Савелова Б.А. в части разработки проекта освоения лесов с последующей его передачей на государственную экспертизу может негативно отразиться на экологической безопасности неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился в суд прокурор, суд приходит к выводу, что нарушение ответчиком лесного законодательства должно быть устранено путем обязания ИП Савелова Б.А. разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору от 12.12.2008 № 72-о, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору от 12.12.2008 № 72-о в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Прокурором заявлен иск неимущественного характера. Следовательно, размер государственной пошлины взыскиваемой с ответчика определен судом по правилам абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ к индивидуальному предпринимателю Савелову <данные изъяты> о возложении обязанностей – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Савелова <данные изъяты> разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору от 12.12.2008 № 72-о, получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору от 12.12.2008 № 72-о в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Савелова <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 19.04.2018 г.