Решение по делу № 33-334/2021 от 11.12.2020

    Судья Пащенко Р.А.                                                           по делу № 33-334/2021

    Судья-докладчик Егорова О.В.                       (№ 33-9766/2020)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    13 января 2021 года                                                     г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

    судьи-председательствующего Жилкиной Е.М.,

    судей Малиновской А.Л., Егоровой О.В.,

    при секретаре Рец Д.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -1331/2020 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Вилис» о взыскании ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания

    по апелляционной жалобе ООО «Вилис» на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 28 августа 2020 года,

    установила:

    в обоснование исковых требований Прокурор Братского района Иркутской области указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2019 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках, являющихся общедоступными охотничьими угодьями Братского района Иркутской области. Установлено, что в 2019 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась ООО «Вилис» на лесных участках, предоставленных в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании следующих договоров аренды:

    - № Номер изъят, в соответствии с п. 2 которого, арендатору (ранее ООО «(данные изъяты)», на основании дополнительного соглашения № (данные изъяты) арендатор лесного участка - ООО «Вилис») предоставляется лесной участок площадью 9 137 га, имеющий местоположение: Иркутская область, <адрес изъят>;

    - Номер изъят, в соответствии с п. 2 которого арендатору (ранее ООО «(данные изъяты)», на основании соглашения от 01.12.2009 арендатор лесного участка - ООО «Вилис») предоставляется лесной участок площадью 4 479 га, имеющий местоположение: Иркутская область, <адрес изъят> (ранее - ФГУ «(данные изъяты)», Левобережное лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы), кварталы №№ Номер изъят.

    Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.03.2020 ООО «Вилис» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки.

    Заготовка древесины по обозначенным договорам аренды ведется ООО «Вилис» в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы.

    Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Вилис», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

    Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

    При выполнении расчета применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области за 2019 год.

    В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вилис» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области, составляет:

    - 625 111,95 руб. по договору аренды лесного участка № Номер изъят при годовой вырубке древесины на площади (данные изъяты) (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - (данные изъяты));

    - 158 341,68 руб. по договору аренды лесного участка Номер изъят при годовой вырубке древесины на площади (данные изъяты) (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - (данные изъяты)).

    Общий размер ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вилис» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области, составил 783 453,63 рублей.

    На основании изложенного, прокурор просил суд взыскать с ООО «Вилис» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды № Номер изъят, Номер изъят, сумму в размере 783 453,63 рублей, с зачислением денежных средств по реквизитам.

    Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 28 августа 2020 года исковые требования удовлетворены.

    С ООО «Вилис» взыскана в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды № Номер изъят, Номер изъят, сумма в размере 783 453,63 руб., с зачислением денежных средств в доход муниципального образования «Братский район», а также взыскана в доход муниципального образования города Братска государственная пошлина в размере 11 034,54 руб.

    В апелляционной жалобе заявитель - ответчик ООО «Вилис» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

    В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда в данной части является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

    Считает, что методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьим ресурсам), утвержденная приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948, не предусматривает расчет вреда от деятельности по заготовке древесины. Из приведенных в приложении № 3 к методике примеров расчетов не следует, что она может применяться к деятельности по заготовке древесины. Методика не содержит технологию оценки вреда от заготовки древесины. Все приведённые в ней примерные расчеты относятся к случаям полного уничтожения животных ресурсов от той или иной деятельности либо незаконных деяний. В этом случае доказательств полного уничтожения животных не установлено. Также не установлен период воздействия на окружающую среду, поскольку отсутствуют правовые основания для применения в расчете указанных методов. Не доказан факт уничтожения или снижения численности животных от их деятельности, не проверялся расчет ущерба, не проводился сравнительный анализ по численности животных до начала рубки и после неё.

    В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор постановленное судом решение просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик ООО «Вилис», третье лицо Министерство лесного комплекса Иркутской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.

    На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

    Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Егоровой О.В., изучив дело, принимая во внимание позицию прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не обоснованной, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

    Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лес является частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    В силу правил ст. 4, ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектами охраны окружающей среды, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    В соответствии со ст. 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

    Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

    Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе, упущенной выгоды.

    В соответствии со ст. 56 Федерального закона РФ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесённый ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесённого объектам животного мира и среде их обитания, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.

    В силу положений ст. 58 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причинённого охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утверждённых в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причинённого животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

    Согласно п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от    08.12.2011 № 948, при расчёте размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесён вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

    Положениями части 1 ст. 56 Федерального закона РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 58 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок возмещения ущерба, причинённого объектам животного мира и среде их обитания.

    Согласно указанным законоположениям, ущерб, нанесённый объектам животного мира и среде их обитания юридическими лицами, возмещается добровольно или в судебном порядке, при исчислении размера причинённого ущерба используются таксы и методики исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

    Согласно статьи 36 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

    Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.

    Согласно п. 2 «Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», утверждённого Приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 344, данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

    Согласно подп. 39 п. 8 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания возложены на министерство лесного комплекса Иркутской области. Подпунктом 57 п. 8 названного постановления предусмотрено, что министерство осуществляет также и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания.

    Согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектом Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета», основным методом учета объектов животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьих ресурсов) является зимний маршрутный учет (ЗМУ).

    Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий района, на территории которого проводились учетные работы и являются официальной информацией Министерства лесного комплекса Иркутской области о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству (Арендодатель) и ООО «(данные изъяты)» (Арендатор) на основании протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 29.12.2008, заключили договор аренды лесного участка № Номер изъят, по условиям которого Арендатор передаёт во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации. Лесной участок имеет местоположение: <адрес изъят>.

    Из дополнительного соглашения № (данные изъяты) о замене стороны в договоре аренды лесного участка Номер изъят следует, что Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству (Арендодатель), ООО «(данные изъяты)» (Арендатор) и ООО «ВИЛИС» (Новый арендатор) заключили настоящее соглашение по условиям которого: со дня заключения настоящего дополнительного соглашения все права и обязанности Арендатора по договору аренды земельного участка № Номер изъят (кадастровый номер Номер изъят) переходят ООО «ВИЛИС».

    Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству (Арендодатель) и ООО «(данные изъяты)» (Арендатор) на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 03.09.2008 № 646 «О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды лесного участка лесного фонда ООО «(данные изъяты)», заключили договор аренды лесного участка Номер изъят, по условиям которого Арендатор передаёт во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности РФ. Лесной участок имеет местоположение: Иркутская область, Братский район, <адрес изъят>

    01.12.2009 ООО «(данные изъяты)» (Арендатор) и ООО «Вилис» (Новый арендатор) заключили настоящее соглашение о нижеследующем: со дня заключения настоящего соглашения права и обязанности Арендатора по договору аренды лесного участка Номер изъят (кадастровый номер Номер изъят) переходят к Новому арендатору.

    Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.03.2020 ООО «Вилис» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами.

    ООО «Вилис» осуществляет заготовку древесины на основании проекта освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы. Срок действия проекта освоения лесов 2019-2028 гг.

    Однако, 17.03.2020 распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области было отменено распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от 24.12.2018 № 4452-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» в связи с нарушениями лесного законодательства.

    Из справки о результатах надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира от 06.03.2020 следует, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществляемая лесопользователями в 2019 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участков, являющихся общедоступными охотничьими угодьями Братского района Иркутской области.

    Из расчёта ущерба (вреда), причинённого в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вилис» по заготовке древесины по договору лесного участка Номер изъят, установлено, что размер ущерба составляет 158 341,68 руб.

    Из расчёта ущерба (вреда), причинённого в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Вилис» по заготовке древесины по договору лесного участка № Номер изъят, установлено, что размер ущерба составляет 625 111,95 руб.

    Кроме того, в судебном заседании в качестве специалиста допрошен главный государственный инспектор территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому району ФИО7, который подтвердил, что расчет ущерба произведен на основании Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344. Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, является зимний маршрутный учет, который проводится с января по февраль. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий района, на территории которого проводились учетные работы и являются официальной информацией министерства лесного комплекса Иркутской области о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся в соответствии с Методическими указаниями по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия (учет численности охотничьих ресурсов, локально по территории лесозаготовок не проводится). Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Расчет численности охотничьих ресурсов осуществляется по категориям среды обитания охотничьих ресурсов, поэтому в расчетах применяются средние показатели плотности населения по Братскому району. Учетные маршруты ЗМУ располагаются на сопредельных с участками лесозаготовок, численность объектов животного мира на которых выше из-за вытеснения их с участков, на которых ведется хозяйственная деятельность вследствие воздействия фактора беспокойства (антропогенного и техногенного). Расчет проводится по 4 территориям воздействия (зонам): территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия, территория слабого воздействия. Данные расчеты проводились на территории сильного воздействия, так как на делянах осуществлялись сплошные рубки. Так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов, расчет выполнялся только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 0.75 по территории сильного воздействия, поскольку в результате осуществления ответчиком сплошных рубок лесных насаждений среда обитания объектов животного мира уничтожается не окончательно. По территории необратимой трансформации расчет не производился ввиду того, что при расчете вреда для больших участков рубок площадь зоны необратимой трансформации будет налагаться на зоны слабого, среднего и сильного воздействия, что повлечет необоснованное и несоразмерное увеличение исчисляемого размера вреда животному миру и среде его обитания. По зонам среднего и слабого воздействия расчет также не производился по причине наложения площадей радиусов зон косвенного воздействия вырубленных лесных насаждений по отдельным очагам воздействия (по каждой лесосеке в отдельности), что повлечет многократное завышение и пересчет площади зон сильного, среднего и слабого воздействия рубок на охотничьи ресурсы вокруг отдельных очагов рубки. Правовые основания применения нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов обусловлены применением на территории Братского района квот добычи охотничьих ресурсов, определяемых по максимальным нормативам допустимого изъятия. Период воздействия в виде рубки лесных насаждений составляет 1 год. При расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитывается, в том числе период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания. При определении периода воздействия (лаг времени), используемого в расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем, дикие животные возвращаются в ранее покинутые ими места обитания. Различные виды диких животных, в силу их биологических особенностей, по-разному реагируют на изменения среды обитания, для каждого вида существует свой временной промежуток возврата в восстанавливаемую среду обитания, в который включается не только период непосредственного воздействия антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого восстановится среда их обитания. В расчете территориальным управлением по Братскому лесничеству для каждого конкретного вида животного принят различный минимальный период от 1 до 30 лет, за который произойдет хотя бы частичное восстановление защитных и кормовых условий на территории вырубки лесных насаждений. Определенные виды животных (бурый медведь) не могут учитываться по ЗМУ, для их учета разработаны специальные методики. Снижение численности животных до 50-74 % установлено данными госмониторинга согласно ЗМУ. Все сведения госмониторинга являются общедоступными и находятся в свободном доступе в интернете. Даже если фактически уничтожение животных не происходит, ответчик должен возместить ущерб, поскольку им осуществляется прямое воздействие на природу в связи с работой техники, уничтожением кормовой базы, ягоды, грибов, вырубкой деревьев, места отелов лося, и т.д. Таким образом, расчет является верным, расчет в таблице также соответствует действительности. Расчет ущерба, произведенный ответчиком, является необоснованным, поскольку не соответствуют методике расчета.

    Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО8, которая является работником ФГБОУ ВО «БрГУ», имеет лесохозяйственное образование, не опровергла пояснений специалиста ФИО10, а напротив, пояснила, что метод экстраполяции применим при зимнем учете животных. В то же время, пояснила, что, по ее мнению, ущерб должен определяться для каждой лесосеки отдельно, добыча охотничьих ресурсов обязательно должна учитываться на территории воздействия, применимая для расчета ущерба, причиненного ответчиком охотничьим ресурсам методика, не может применяться к действиям по лесозаготовке.

Разрешая спор по существу, и удовлетворяя исковые требования истца на основании приведённых положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», проанализировав представленные доказательства, исходя из того, что законодательство в области охраны окружающей среды, а, именно, ст. 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», абз. 7 ст. 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» допускает возмещение ущерба, причинённого объектам животного мира и среде их обитании, правомерной деятельностью, даже при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, и что правила Методики исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, применяются для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей, и, при этом, установив, что доказательств возмещения ущерба, причинённого объектам животного мира и среде их обитания в связи с деятельностью по заготовке древесины, в добровольном порядке ООО «Вилис» суду не представлено, заключённые между ответчиком и Братским лесничеством договоры аренды лесных участков сведения о включении в состав арендных платежей сумм возмещения ущерба охотничьим ресурсам не содержат; что истцом представлен расчёт размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам и среде их обитания от рубок лесных насаждений, определенный на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, который составил 783 453,63 руб. (625 111,95 руб. и 158 341,68 руб.), данный расчет произведен на основании расчета, выполненного специалистом Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, являющегося государственным органом, осуществляющим функции управления в сфере охраны и использования объектов животного мира, и оценив показания специалиста ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО14, специалиста - главного государственного инспектора территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому району ФИО11, и отклонив расчет ущерба, представленный ответчиком, поскольку содержащиеся в нем данные ничем не обоснованы и не подтверждены, суд первой инстанции пришёл к выводу о взыскании с ответчика ООО «Вилис» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды № Номер изъят, Номер изъят, суммы в размере 783 453,63 руб., с зачислением денежных средств в доход муниципального образования «Братский район».

Также на основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскал с ООО «Вилис» в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 11 034,54 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что методика исчисления размера вреда, причинённого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), утвержденная приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948, не предусматривает расчет вреда от деятельности по заготовке древесины; из приведенных в приложении № 3 к методике примеров расчетов не следует, что она может применяться к деятельности по заготовке древесины; методика не содержит технологию оценки вреда от заготовки древесины, а все приведённые в ней примерные расчеты относятся к случаям полного уничтожения животных ресурсов от той или иной деятельности либо незаконных деяний, тогда как в настоящем случае доказательств полного уничтожения животных не установлено, также не установлен период воздействия на окружающую среду, поскольку отсутствуют правовые основания для применения в расчете указанных методов, кроме того, не доказан факт уничтожения или снижения численности животных от их деятельности, не проверялся расчет ущерба, не проводился сравнительный анализ по численности животных до начала рубки и после неё, признаются судебной коллегией несостоятельными в силу следующего.

Как установлено из обстоятельств дела, при определении способа расчета ущерба, причиненного ответчиком охотничьим ресурсам, судом принят расчет, предоставленный истцом в соответствии с расчетом Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, поскольку данный расчет произведен на основании Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344, Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1.

Принимая расчёт истца как обоснованный, суд первой инстанции исходил из того, что данный расчет обоснован, включает все необходимые параметры, выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «Вилис» лесных насаждений, произведен, исходя из средней плотности населения охотничьего ресурса, учтена площадь воздействия на окружающую среду, а с учетом того, что на территории производилась сплошная рубка, то исчисление производилось, исходя из сильного воздействия на окружающую среду, учтены также фактическая численность особей на территории воздействия, норматив допустимого изъятия, такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьему ресурсу, период воздействия, и, поскольку полного уничтожения охотничьих ресурсов не происходило, а имелось сильное воздействие, при расчете обоснованно применен коэффициент 0,75.

Правильность произведённых истцом и специалистом Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству расчетов также подтверждена представителем третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в письменном отзыве и показаниями допрошенного специалиста - главного государственного инспектора территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому району ФИО12, который подтвердил, что расчет ущерба произведен на основании Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344.

При этом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в той части, что пояснения специалиста ФИО15 о том, что, по ее мнению, ущерб должен определяться для каждой лесосеки отдельно, добыча охотничьих ресурсов обязательно должна учитываться на территории воздействия, применимая для расчета ущерба, причиненного ответчиком охотничьим ресурсам методика, не может применяться к действиям по лесозаготовке, не могут быть приняты во внимание, поскольку они являются ее субъективным мнением, ничем не подтверждены, опровергаются пояснениями специалиста ФИО13 и доказательствами по гражданскому делу.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, с правовыми выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается полностью, так как они сделаны в соответствии с применёнными нормами материального и процессуального права, регулирующими спорное правоотношение между сторонами, в связи с чем, судом принято законное и обоснованное правовое решение по делу.

    Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

    Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

    Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

    определила:

        решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                            Е.М. Жилкина

Судьи                                            А.Л. Малиновская

О.В. Егорова

33-334/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Братского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО ВИЛИС
Другие
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Егорова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
11.12.2020Передача дела судье
13.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2021Передано в экспедицию
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее