Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2а-57/2024 (33-3361/2024)
УИД № 11RS0012-01-2024-000024-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Щелканова М.В.,
судей Жуковской С.В., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2024 года дело по апелляционной жалобе Шабановой Яны Юрьевны на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2024 года, которым
административное исковое заявление Шабановой Яны Юрьевны к администрации муниципального района «Прилузский» о признании незаконным постановления, возложении обязанности по постановке на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий – оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения истца Шабановой Я.Ю., представителя третьего лица Зиновьевой О.А., судебная коллегия
установила:
Шабанова Я.Ю., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО11 обратилась в суд с иском к администрации МР «Прилузский» о признании незаконным постановления, возложении обязанности по постановке на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
В обоснование требований истец указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, который актом и заключением Межведомственной комиссии от 28.07.2023 признан непригодным для проживания. 16.08.2023 как мать ребенка-инвалида ФИО12 обратилась в АМР «Прилузский» с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, однако постановлением главы МР «Прилузский» от 11.10.2023 в постановке на учет отказано в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право последней на получение таких выплат, а также разъяснено, что отказ основан на обеспеченности заявителя общей площадью жилого помещения свыше установленной нормы.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании Шабанова Я.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика, извещенный о месте и времени заседания, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление.
Суд рассмотрел дело в порядке административного судопроизводства и постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Шабанова Я.Ю. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Администрацией МР «Прилузский» представлены возражения на апелляционную жалобу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 апреля 2024 года настоящее дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми.
В заседании суда апелляционной инстанции истец поддержала апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено, что 16 августа 2023 года Шабанова Я.Ю. обратилась в администрацию МР «Прилузский» с запросом о принятии на учёт на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий как ранее не состоявшая на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления Республики Коми, категория семей - семьи, имеющие детей-инвалидов.
Постановлением администрации МР «Прилузский» от 11 октября 2023 года принято решение об отказе Шабановой Я.Ю. в постановке на учёт в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья со ссылкой на п. 2 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, о чем 12 октября 2023 года письмом доведено до Шабановой Я.Ю., письмо получено 20 октября 2023 года.
10 ноября 2023 года прокуратурой Прилузского района Республики Коми внесен протест на постановление администрации МР «Прилузский» от 11.10.2023 № 1160, в связи с чем, вопрос о принятии Шабановой Я.Ю. на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья был рассмотрен повторно.
Постановлением администрации МР «Прилузский» от 04 декабря 2023 года № 1334 Шабановой Я.Ю. отказано в постановке на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий Шабановой Я.Ю., относящейся к категории «семьи имеющие детей инвалидов», состав семьи 2 человека, по пунктам 2 и 4 ч. 13 ст. 2 Закона, постановление администрации МР «Прилузский» от 11.10.2023 № 1160 признано утратившим силу.
Из материалов дела следует, что Шабанова Я.Ю. является матерью ребенка, ... ФИО13 которая зарегистрирована по адресу <Адрес обезличен>
Согласно выписке ЕГРН, Шабановой Я.Ю. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером ..., расположенный по адресу <Адрес обезличен> Указанный жилой дом приобретён Шабановой Я.Ю. по договору купли-продажи от <Дата обезличена>
Постановлением администрации с.п. «Объячево» от 16 августа 2023 года № 142 указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, собственникам рекомендовано встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из акта обследования межведомственной комиссии, жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> имеет следующие несоответствия установленным требованиям: фундамент - окладные и рядовые венцы поражены гнилью, имеются трещины в бревне; стены - наблюдается деформация, просадка; полы - имеют уклоны и просадки; кровля - имеются трещины, сколы асбестоцементных волнистых листов; оконные переплёты - рассохлись; печка – имеет трещины, протечки в местах разделки печи, фундамент под печкой просел; электропроводка - старая скрутка.
Заключением от 28 июля 2023 года № 8 межведомственной комиссией принято решение о признании жилого дома непригодным для проживания.
Судом также установлено, что Шабановой Я.Ю. ФИО14 на праве общей долевой собственности ... доли в праве каждой) принадлежит квартира с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположенная по адресу: <Адрес обезличен>
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления администрации МР «Прилузский» незаконным и возложения на ответчика обязанности по постановке истца на учет в качестве имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. При этом суд исходил из того, что истец и ее дочь обеспечены площадью жилого помещения сверх учетной нормы, в связи с чем установленная законом совокупность условий, при которых истцу и членам её семьи может быть предоставлена социальная выплата на строительство и приобретение жилья, в рассматриваемом случае, отсутствует.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы истца несостоятельны и не влекут отмену решения суда.
Согласно пп. «г» п. 1 ст. 1 Закона РК от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее – уполномоченный орган), относящиеся в категории «лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» непригодными для проживания».
Пунктом 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ предусмотрено, что на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным данным Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
При этом в силу п. 3 указанной статьи имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по общему правилу, признаются, в том числе граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 3(1) Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктами 2 и 4 части 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья; гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Материалами дела подтверждается, что истец и её дочь обеспечены площадью жилого помещения 12,42 кв.м на каждого, что более учетной нормы, установленной на территории муниципального образования «Прилузский» (11,6 кв.м).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нахождение на иждивении у истца ребенка-инвалида само по себе в отсутствие установленных законом критериев не может выступать безусловным основанием для постановки на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Так, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец, приобретая аварийный жилой дом, не производила действий по ухудшению жилищных условий, также не влияют на законность решения суда.
Как верно указал суд первой инстанции, Шабанова Я.Ю. при покупке жилого дома <Адрес обезличен> имела реальную возможность оценить его внутреннее и внешнее состояние. При этом, исходя из заключения межведомственной комиссии, выявленные недостатки являются существенными, видимыми, дом имеет как внутренние, так и внешние дефекты, а значит Шабанова Я.Ю. осознавала, что проживание в указанном доме с ребенком, имеющим инвалидность, будет невозможным.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда в данной части.
Ссылки в жалобе на то, что истцом не получены возражения на иск, представленные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, не свидетельствуют о нарушении процессуальных прав истца, повлекших принятие незаконного решения. При этом истец не была лишена возможности ознакомиться с материалами дела в порядке ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для его отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабановой Яны Юрьевны – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 16 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи