Дело № 2-100/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2019 года город Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Вавулиной А.С.,
при секретаре – Кругловой П.В.,
с участием прокурора Лопатиной И.Р., представителя ответчика Филатова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах Афанасьевой Светланы Александровны к администрации Углегорского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Углегорский городской прокурор, действуя в интересах Афанасьевой С.А., обратился в суд с иском к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Афанасьевой С.А. с учетом членов ее семьи Афанасьева Н.А. (брат), А К.А. (сын) вне очереди по договору социального найма, благоустроенное, применительно к условиям города Углегорска Сахалинской области, жилое помещение в границах города Углегорска Сахалинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, общей площадью не менее 32,1 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что истец Афанасьева С.А. с составом семьи Афанасьев Н.А. – брат, АКА. – сын, зарегистрирована по адресу:<адрес>. Комиссионным актом обследования указанного жилого помещения от 25 января 2017 года установлено, что данное жилое помещение непригодно для проживания. Межведомственной комиссией 25 января 2017 года выдано заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания. Постановлением мэра Углегорского района от 10 января 2002 года № истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Иного жилого помещения, кроме признанного аварийным, истец не имеет, ввиду чего подлежит обеспечению жильем по договору социального найма вне очереди.
Определением судьи от 10 января 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Афанасьев Н.А. и АКА.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель администрации Углегорского городского округа по доверенности Бунина Е.А. указала о несогласии с исковыми требованиями. Отметила, что с момента принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ году истец Афанасьева С.А. перерегистрацию в органах местного самоуправления не проходила и свое право нуждаемости в получении жилого помещения по договору социального найма не подтверждала. Решения о расселении дома <адрес> администрацией не принималось и в адресной муниципальной программе переселения из ветхого и аварийного жилья данный дом не состоит. Кроме того, в настоящее время отсутствует возможность предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке ввиду отсутствия свободного жилья.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Лопатина И.Р., исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика – администрации Углегорского городского округа Филатов А.Н. против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве администрации. Дополнительно пояснил, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди повлечет нарушение жилищных прав иных граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Истец Афанасьева С.А. (являющаяся одновременно законным представителем несовершеннолетнего третьего лица А К.А.) и третье лицо Афанасьев Н.А. в судебное заседание не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищном законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защитой, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 5 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа входит обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 1 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (пункт 1 часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Из анализа приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, при соблюдении общих требований о нахождении граждан на соответствующем учете и признании их малоимущими.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и подтверждается поквартирной карточкой формы «Б», в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>, на день рассмотрения дела зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ года – Афанасьева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с ДД.ММ.ГГГГ года – Афанасьев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с ДД.ММ.ГГГГ года – АКА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанное жилое помещение имеет общую площадь 32,1 кв.м.
Из акта обследования № и заключения межведомственной комиссии от 25 января 2017 года следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с тем, что жилой дом полностью разрушен.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами учетного дела Афанасьевой С.А., что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ года Афанасьева С.А., проживающая по адресу:<адрес>, в связи с ветхим состоянием жилья, была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из постановления мэра Углегорского района от 10 января 2002 года №.
Из материалов учетного дела также усматривается, что на момент постановки на учет в состав семьи Афанасьевой С.А. входил Афанасьев Н.А. (брат); согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года в состав семьи истца также включен АКА. (сын).
Таким образом, на Афанасьеву С.А., вставшую на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Исходя из изложенного и на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Афанасьева С.А. сохраняет право состоять на учете нуждающихся до получения жилого помещения по договору социального найма.
Доказательств тому, что на день рассмотрения дела Афанасьева С.А. снята в установленном порядке с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суду, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, представлено не было, ввиду чего суд находит несостоятельным довод стороны ответчика о том, что истец не проходила перерегистрацию в органах местного самоуправления и не подтверждала нуждаемость в предоставлении жилого помещения.
То обстоятельство, что истец Афанасьева С.А. не имеет иного жилого помещения, кроме признанного аварийным, стороной ответчика не оспаривалось.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Афанасьевой С.А. права на внеочередное получение жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, обязанность по предоставлению которого в силу части 3 статьи 57 ЖК РФ, статей 39-40 Устава Углегорского городского округа Сахалинской области и статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лежит на администрации Углегорского городского округа Сахалинской области.
В соответствии со статьей 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Доводы стороны ответчика о том, что в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, из числа которых истцу может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, предоставление жилого помещения истцу вне очереди может повлечь нарушение жилищных прав иных граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, суд находит необоснованными ввиду следующего.
Жилищным законодательством обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам, чье жилое помещение признано непригодным для проживания и ремонта или не подлежащим реконструкции, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого как из областного или федерального бюджета, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
При этом действующим законодательством право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, причем это право подлежит реализации незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и принимает решение об их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Углегорского городского прокурора в интересах Афанасьевой Светланы Александровны к администрации Углегорского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма - удовлетворить.
Возложить на администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области обязанность предоставить Афанасьевой Светлане Александровне с учетом Афанасьева Николая Александровича, АКА вне очереди по договору социального найма, благоустроенное, применительно к условиям города Углегорска Сахалинской области, жилое помещение в границах города Углегорска Сахалинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, общей площадью не менее 32,1 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 февраля 2019 года.
Председательствующий судья А.С. Вавулина