Решение по делу № 2а-487/2020 от 03.07.2020

Дело № 2а-487/2020

УИД 33RS0018-01-2020-000795-73

Решение

именем Российской Федерации

город Судогда                                                                                   03 августа 2020 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Гудимова А.С.,

при секретаре судебного заседания Покрышкиной Т.И.,

с участием старшего помощника прокурора Судогодского района Шадриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Судогодского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

Куприянов А.В.">установил:

Куприянов А.В.">Прокурор Судогодского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html и ее отображение информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и после вступления решения суда в законную силу, направить его копию в Роскомнадзор по Владимирской области для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Куприянов А.В.">В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Судогодского района на территории Судогодского района проверки установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на Интернет-ресурсе с доменным именем https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно, статья, содержащая информацию о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях.

Куприянов А.В.">В данной статье описаны инструкции по изготовлению отваров и настоев, при употреблении которых возможно прервать течение процесса беременности.

Куприянов А.В.">Между тем размещенная информация о возможных способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях носит противоправный характер, поскольку угрожает жизни и здоровью женщин, предполагая бесконтрольное немедицинское вмешательство в процесс беременности. Размещение вышеуказанной информации побуждает граждан к совершению правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и облегчает его совершение.

В судебном заседании старший помощник прокурора Судогодского района Шадрина О.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникацией в лице Управления Роскомнадзора по Владимирской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направила.

Суд, заслушав помощника прокурора Судогодского района, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года                   № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частей 1 - 3 статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статья 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Признание судом информации, распространяемой через сеть «Интернет», запрещенной влечет в силу частей 7 - 10 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ необходимость удаления соответствующей интернет-страницы владельцем сайта, а в случае отказа или бездействия последнего - ограничение доступа к ней провайдером хостинга или оператором связи.

Куприянов А.В.">Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проверки прокуратурой Судогодского района было установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на Интернет-ресурсе с доменным именем https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html размещена статья, содержащая информацию о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях. В частности в данной статье описаны инструкции по изготовлению отваров и настоев, при употреблении которых возможно прервать течение процесса беременности. Доступ к указанному сайту не ограничен, сайт свободен к посещению пользователей, информация не ограничена к копированию и распространению любым пользователем. В подтверждение заявленных требований были представлены скриншоты вышеуказанного сайта (л.д. 10-13).

Куприянов А.В.">Согласно выписке из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Интернет-ресурс с доменным именем https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html в реестр не внесен (л.д. 14-15).

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до двенадцати недель, а по социальным показаниям - при сроке беременности до двадцати двух недель, при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. Операция по прерыванию беременности производится в медицинских учреждениях, обладающих соответствующей лицензией, врачами, имеющими специальную подготовку в области гинекологии.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2016 года № 216н утверждена форма информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины,
из которой усматривается, что при условии строжайшего соблюдения правил проведения искусственного прерывания беременности могут возникнуть следующие осложнения после проведения искусственного прерывания беременности, в том числе в качестве отдаленных последствий: бесплодие; хронические воспалительные процессы матки и (или) придатков матки; нарушение функции яичников; тазовые боли; внематочная беременность; невынашивание беременности; различные осложнения при вынашивании последующей беременности и в родах - преждевременные роды, различные осложнения родовой деятельности, кровотечение в родах и (или) послеродовом периоде; психические расстройства; опухолевые процессы матки; скопление крови в полости матки; остатки плодного яйца в полости матки, острый и (или) подострый воспалительный процесс матки и (или) придатков матки, вплоть до перитонита, что потребует повторного оперативного вмешательства, не исключая удаления придатков матки и матки.

Из анализа приведенных норм материального права следует, что искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия только лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля, при этом даже при условии строжайшего соблюдения правил проведения искусственного прерывания беременности, могут возникнуть осложнения.

Частью 8 статьи 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статьей 123 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.

В силу статьи 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, влечет административную ответственность

Куприянов А.В.">Вместе с тем, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Куприянов А.В.">Из представленных в материалы дела распечаток страниц «Интернет-сайта» следует, что на странице сайта https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html размещена статья, содержащая информацию о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях. В частности в данной статье описаны инструкции по изготовлению отваров и настоев, при употреблении которых возможно прервать течение процесса беременности, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Куприянов А.В.">Согласно выписке из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Интернет-ресурсы с доменным именем https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html в реестр не внесены.

Куприянов А.В.">Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей фактически к совершению уголовно наказуемого деяния, приводит к нарушению публичных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений.

Распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения, подрывает основы конституционного строя.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу части 4 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

Основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем рассмотрения административного иска, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Поскольку вышеуказанный интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Куприянов А.В.">Административные исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Куприянов А.В.">Признать информацию, распространяемую в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html и ее отображениях информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Куприянов А.В.">Настоящее решение суда является основанием для внесения сайта по адресу https://vedberemennosti.ru/problemy/kak-delayut-abort.html в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                                  А.С. Гудимов

2а-487/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Судогодского района
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Владимирской области
Суд
Судогодский районный суд Владимирской области
Судья
Гудимов Александр Сергеевич
Дело на странице суда
sudogodsky.wld.sudrf.ru
03.07.2020Регистрация административного искового заявления
03.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
14.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее