Судья: Глущенко Ю.В. Дело № 33-3816/2019
095г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 марта 2019г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Крятова А.Н., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора: Назаркина В.П.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Малинича Алексея Владимировича, Малинич Анны Семеновны, к Администрации г.Канска, КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Министра социальной политики Красноярского края,
на решение Канского городского суда от 27 ноября 2018г., которым постановлено:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Малинича Алексея Владимировича, Малинич Анны Семеновны к Администрации г.Канска, КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» о признании права на предоставление мер социальной поддержки удовлетворить частично.
Признать за Малиничем Алексеем Владимировичем, <дата> и Малинич Анной Семеновной,<дата> право на единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 000 000 рублей в равных долях каждому члену семьи.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края» единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации в размере 1 000 000 рублей в равных долях, то есть по 500 000 рублей в пользу Малинича Алексея Владимировича, <дата> и Малинич Анны Семеновны, <дата>
В удовлетворении требований о признании решения Администрации г.Канска от 06.06.2018 об отказе в выплате единовременного пособия отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах Малинича А.В., Малинич А.С., обратился в суд с иском к Администрации г.Канска, КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» о признании права на предоставление мер социальной поддержки. Требования прокурор мотивировал тем, что решением Канского городского суда от 05 апреля 2018г. ФИО3, <дата> г.рождения, объявлена умершей в связи со смертью при пожаре 24 мая 2017г. Малинич А.В. 28 мая 2018г. обратился с заявлением в Администрацию Канского района о выплате единовременного пособия как членам семьи граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации. Решением Администрации г.Канска от 06 июня 2018. ему было отказано в выплате, поскольку не предоставлено заключение эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств). Решение об отказе в выплате единовременного пособия прокурор считает незаконным. В этой связи прокурор просил суд признать незаконным решение Администрации г.Канска от 06 июня 2018г. об отказе в выплате единовременного пособия, признать за истцами право на единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, взыскать единовременное пособие в размере 1 000 000 руб. в равных долях, по 500 000 руб. каждому из истцов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе министр социальной политики Красноярского края Пастухова И.Л. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на неисполнимость судебного решения, т.к. Центр социальных выплат уполномочен только производить выплату единовременного пособия после поступления финансовых средств из федерального бюджета в краевой бюджет, что между Центром социальных выплат и истцами нет никаких правоотношений, из которых вытекали бы какие-либо обязательства указанного Центра перед истцами, а также на нарушение судом норм процессуального права в связи с не привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Губернатора Красноярского края и МЧС России.
В судебное заседание истцы Малинич А.В., Малинич А.С., представители ответчика Администрации г.Канска, третьих лиц Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Управления социальной защиты населения Администрации г.Канска, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, Министерства здравоохранения Красноярского края, Правительства Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края Бордулевой В.А., представителя Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края» Безукладниковой Л.А., заключение прокурора, полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014г. №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Согласно п.п.«е» п.2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе, выплата единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
В соответствии со ст.9 Закона Красноярского края от 10 февраля 2000г. №9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство края в области защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций осуществляет в соответствии с законом края о краевом бюджете финансирование мероприятий в области защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и краевого характера, определяет порядок предоставления финансовых средств резервного фонда при недостаточности их собственных средств при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Красноярского края от 08 июня 2017г. №318-п «О финансировании мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края» утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Красноярского края, пострадавших от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, единовременного пособия (далее - Порядок).
Пунктом 8.1 Порядка установлено, что для выплаты единовременного пособия члены семей погибшего (умершего) обращаются в органы местного самоуправления по месту жительства и представляют следующие документы и сведения: заявление о выплате единовременного пособия, составленное по форме согласно приложению №13 к Правилам; свидетельство о смерти погибшего (умершего); документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие статус, указанный в подпункте «е» пункта 2 Правил; заключения эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств).
Органы местного самоуправления обеспечивают направление в краевое государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края» документов, поступивших от пострадавших граждан, указанных в пунктах 7, 8, 8.1 Порядка, в течение 5 рабочих дней с момента их представления (п.9 Порядка).Из материалов дела видно, что вступившим в законную силу решением Канского городского суда от 05 апреля 2018г. Малинич Н.В., <дата>г.рождения, судом объявлена умершей, а моментом смерти решено считать смерть при пожаре 24 мая 2017г., единственный факт, имеющий значение для признания права на указанное единовременное пособие - гибель Малинич Н.В. в результате чрезвычайной ситуации. Судом установлено, что Малинич Н.В. проживала по адресу: <адрес> с матерью, Малинич А.С. 24 мая 2017г. она возвращалась домой, однако в дом не заходила, после чего начался массовый пожар со значительными последствиями. Труп Малинич Н.В. обнаружен не был, однако есть все основания предполагать, что она погибла при этом пожаре. Малинич Н.В. уходила из дома без документов, со времени возгорания ее телефон не активен, розыскные мероприятия результатов не дали, есть все основания полагать, что Малинич Н.В. погибла при массовом пожаре по <адрес>, поэтому не целесообразно дожидаться прошествия пяти лет для объявления умершей, так как с большой вероятностью она погибла от определенного несчастного случая - пожара.
Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2017г. №2553-р Правительству Красноярского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края 24 мая 2017г., выделены бюджетные ассигнования в размере 2000 тыс. рублей на выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации.
08 мая 2018г. Канским территориальным отделом ЗАГС Красноярского края выдано свидетельство о смерти Малинич Н.В., <дата>г. рождения.
28 мая 2018г. истец Малинич А.В.(сын умершей) обратился с заявлением в Администрацию г.Канска о выплате ему и Малинич А.С. (матери умершей) в равных долях единовременного пособия как членам семьи погибшей в результате чрезвычайной ситуации. 06 июня 2018г. Администрация г.Канска приняла решение об отказе в выплате единовременного пособия со ссылкой на то, что заявителем не предоставлено заключение эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств).
Истцы, не согласившись с данным решением, обратились с жалобой к Канскому межрайонному прокурору, который обратился в их интересах в суд с указанным иском.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решение Администрации г.Канска об отказе в выплате единовременного пособия, так как Администрация г.Канска не является органом, которому предоставлено исключительное единоличное полномочие на назначение такого пособия, отказ Администрации г.Канска связан с отсутствием заключения эксперта, представление которого необходимо в силу требования нормативно-правового акта. Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжалуется.
Вместе с тем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцы имеют право на получение единовременного пособия как члены семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014г. №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», поскольку по своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи погибшего (умершего) гражданина относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших близкого родственника и направлено на социальную защиту граждан, потерявших близкого родственника. Право истцов на получение указанной единовременной выплаты участвующими в деле лицами ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
Из дела видно, что на момент выделения денежных средств были составлены списки граждан, члены семьи которых погибли в результате чрезвычайной ситуации. При вынесении указанного постановления семья Малинич не могла быть включена в указанные списки, так как не был установлен факт смерти Малинич Н.В. в результате пожара 24 мая 2017г. Также истцы не предоставили в Администрацию г.Канска все документы, которые указаны в п.8.1 вышеуказанного Порядка для выплаты единовременного пособия в связи с невозможностью представления заключения эксперта (экспертизы трупа и судебно-медицинской молекулярно-генетической экспертизы вещественных доказательств), т.к. отсутствовала сама возможность проведения такого исследования.
Однако, поскольку судебным решением установлен факт смерти Малинич Н.В. именно в результате пожара, произошедшего 24 мая 2017г., а отсутствие вышеуказанного заключения эксперта по вышеприведенным обстоятельствам не может явиться основанием для отказа истцам в выплате единовременного пособия по причине гибели их родственника, т.к. выплачиваемое данной категории граждан единовременное пособие является обязанностью субъекта Российской Федерации, взятой им на себя в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, суд, признав за истцами право на единовременное пособие как членам семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, в размере одного миллиона рублей в равных долях, пришел к выводу о взыскании указанной суммы с Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края».
Доводы апелляционной жалобы о несогласии взыскания единовременного пособия с КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» в связи с тем, что у него отсутствуют денежные средства, что решение суда неисполнимо, что между указанным учреждением и истцами отсутствуют какие-либо правоотношения, из которых вытекали бы какие-либо обязательства Центра социальных выплат перед истцами, судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные, т.к. указанное учреждение осуществляет исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, в том числе, производит выплату единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации за счет целевых финансовых средств в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Красноярского края, пострадавших от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, единовременного пособия, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08 июня 2017г. №318-п «О финансировании мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края». При этом суд правомерно указал в решении, что установление в решении суда источника финансирования выплаты членам семьи умершей является излишним в связи с тем, что способ выделения денежных средств на данную выплату подробно изложен в указанных в решении нормативных актах.
Также судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы о непривлечении судом к участию в деле в качестве третьих лиц Губернатора Красноярского края и МЧС России, т.к. на основании п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Такого основания в данном случае не имеется, т.к. принятым решением права и обязанности указанных лиц не затрагиваются, в решении суда не указаны права и обязанности лиц, не участвующих в деле. При этом, в апелляционной жалобе также не указано, каким образом принятым решением затрагиваются права и обязанности указанных лиц, или нарушаются их права.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также не принимает во внимание, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и в решении им дана надлежащая оценка.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено, не указано на нарушение судом норм материального или процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Канского городского суда от 27 ноября 2018г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу министра социальной политики Красноярского края Пастуховой И.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: