Решение по делу № 33-1754/2022 от 26.04.2022

Председательствующий по делу

судья Рязанов А.И.

Дело №33-1754/2022

(№ дела в суде 1-й инст. 2-17/2022)

УИД 75RS0014-01-2021-000675-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,

судей Малолыченко С.В., Казакевич Ю.А.,

при помощнике судьи Епифанцеве И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 24 мая 2022 г. гражданское дело по иску прокурора Красночикойского района Забайкальского края, действующего в интересах Чирковой Е. А., несовершеннолетнего Чиркова Д. И., к заместителю начальника Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Сенотрусовой Н. В., Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края – Ветровой Н.В.

на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 18 февраля 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Красночикойского района Забайкальского края в защиту интересов Чирковой Е. А., несовершеннолетнего Чиркова Д. И. к заместителю начальника Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Сенотрусовой Н. В., Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании решения от <Дата> об отказе Чирковой Е. А. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет, удовлетворить.

Признать решение Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края от <Дата> об отказе Чирковой Е. А. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно незаконным.

Обязать Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края в лице Красночикойского отдела Государственного казенного учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» назначить Чирковой Е. А., родившейся <Дата> в <адрес>, ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка Чиркова Д. И., <Дата> года рождения, с 22.09.2021».

Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красночикойского района Забайкальского края обратился в суд с иском в защиту интересов Чирковой Е. А., несовершеннолетнего Чиркова Д. И., указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Чирковой Е.А. о несогласии с отказом в назначении заявительнице ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Чиркова Е.А. подала в Красночикойский отдел ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края <Дата> заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка Чиркова Д.И. <Дата> г.р.

Решением Красночикойского отдела ГКУ «КЦЗСН» Забайкальского края от <Дата> отказано в назначении указанной выплаты по основанию, предусмотренному пп. «ж» п. 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> ) по причине отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов и причин для их отсутствия в расчетном периоде (в совокупности 10 и более месяцев).

Указанное решение прокурор считает незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит действующему законодательству, доводы, послужившие основанием для отказа в назначении выплаты пособия, представляются необоснованными, так как при расчете среднедушевого дохода семьи Чирковой Е.А. за период с <Дата> по <Дата> установлено, что заявитель в указанный период находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, её супруг Чирков И.С. с мая по август 2020 г. получал заработную плату, будучи официально трудоустроенным. Ответчиком необоснованно применен абз. 3 пп. «ж» п. 33 Порядка, так как указанный период в 10 и более месяцев применяется к периодам, в течение которого отсутствовали доходы по объективным основаниям (т. 1, л.д. 4-8, 109).

Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 15.12.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (т. 1, л.д. 1-2).

Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 10.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Чирков И.С. (т. 1, л.д. 38-41).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 3-13).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края выражает несогласие с вынесенным решением, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование своих требований представитель ответчика, ссылаясь на Закон Забайкальского края от 13.04.2020 № 1820-ЗЗК, Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384, Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты ребенку в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 02.04.2021 № 549, указывает, что расчетный период для определения права составляет 12 месяцев, в указанный период у заявителя или членов его семьи (за исключением детей до 18 лет) должны быть доходы, предусмотренные пп. «а», «б», «в», «е», «к», «м»- «о», «р» п. 22 Порядка. Отсутствовать доходы в расчетный период могут только по причинам, установленным в п. 33 Порядка. Период, в течение которого могут отсутствовать доходы по указанным основаниям, должен составлять в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода. Суд первой инстанции необоснованно указал, что основанием для отказа в назначении выплаты следует понимать, как полное отсутствие доходов в расчетном периоде, ни в одном нормативном правовом акте, регулирующем порядок предоставления выплаты, нет указаний, что уважительные причины учитываются только при полном отсутствии доходов. Чиркова Е.А. с мая 2020 г. по апрель 2021 г. имела уважительные причины для отсутствия дохода (отпуск по уходу за ребенком). Чирков И.С. имел доход от трудовой деятельности с мая 2020 г. по август 2020 г. При этом уважительных причин для отсутствия дохода с сентября 2020 г. по апрель 2021 г. не имел. Учитывая вышеуказанные нормы и факты, истцом Чирковой Е.А. не были соблюдены требования действующего законодательства, предусмотренные п. 28 и п. «ж» п. 33 Порядка, так как её супруг без уважительной на то причины, дохода, указанного в п. «ж» п. 33 Порядка не момент обращения в течение 10 месяцев не имел (т. 2, л.д. 22-24).

Материальный истец Чиркова Е.А., третье лицо Чирков И.С., представители ответчиков ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края», заместителя начальника Красночикойского отдела ГКУ Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края Сенотрусова Н.В., Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав процессуального истца прокурора Чадову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38, 39 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 01.01.2020 в Российской Федерации установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимися в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. №384 утверждены «Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее по тексту – Основные требования).

Согласно п. 1 Основных требований (в редакции, действующей на дату принятия решения судом первой инстанции) они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребёнка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. №1820-ЗЗК «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», им устанавливается ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г.

Частью 2 ст. 4 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. №1820-ЗЗК «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», порядок и условия назначения ежемесячной выплаты определяются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия в сфере труда и социальной защиты населения.

Согласно ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. №1820-ЗЗК «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Забайкальского края. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Забайкальском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25 января 2017 г. №153 «О передаче государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края отдельных полномочий и функций Министерства» полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края.

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. №549 утверждены Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Пунктом 3 приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. №549 предусмотрено, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 г.

Пунктом 6 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрено, что предоставление ежемесячной выплаты осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Пунктом 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г) сумма полученных алиментов;

д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

ж) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;

и) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;

к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;

л) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;

м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;

н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

п) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;

р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.

Пунктом 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты:

ж) отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в», «е», «к», «м» - «о», «р» пункта 22 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:

заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;

заявитель или члены его семьи находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении среднего общего или профессионального и высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;

заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;

заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;

заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);

заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);

заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;

заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;

заявитель или члены его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы и имеют доходы в расчетном периоде не менее 6 месяцев (при условии подтверждения указанного факта документами (сведениями)).

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности, за исключением случая, если заявитель или член его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы.

В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного п. 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.

В силу п. 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, расчётным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <Дата> материальный истец Чиркова Е.А. обратилась в Красночикойский отдел ГКУ «КЦЗСН» Забайкальского края с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (т. 1, л.д. 221).

Чиркова Е.А. состоит в зарегистрированном браке с Чирковым И.С. (т. 1, л.д. 171) и имеет детей: Чирков Д. И., <Дата> года рождения (т. 1, л.д. 11), Чиркова Д. Д., <Дата> года рождения, (т. 1, л.д. 94, 123), совместно с членами семьи проживает по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 10).

Распоряжением Красночикойского отдела ГКУ «КЦЗСН» Забайкальского края от <Дата> Чирковой Е.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на основании подпункта «ж» пункта 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> (т. 1, л.д. 223).

Решением Красночикойского отдела ГКУ «КЦЗСН» Забайкальского края от <Дата> Чирковой Е.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании пп. «ж» п. 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от <Дата> (т. 1, л.д. 28).

<Дата> прокурором Красночикойского района в адрес Красночикойского отдела ГКУ «КЦЗСН» Забайкальского края внесено требование (т. 1, л.д. 12).

Из ответа Красночикойского отдела ГКУ «КЦЗСН» Забайкальского края от <Дата> -(0211) на требование прокурора следует, что по заявлению от <Дата> в назначении (переназначении в новых размерах) ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно Чирковой Е.А. отказано, в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов и причин для их отсутствия в расчетном периоде (в совокупности 10 и более месяцев). Для расчета среднедушевого дохода семьи учитывался период с <Дата> по <Дата>. В указанный период с мая 2020 г. по апрель 2021 г. Чирков И.С. имел доход от трудовой деятельности, с мая по август 2020 г. С сентября 2020 г. по апрель 2021 г. не был зарегистрирован в качестве безработного, не имел дохода от предпринимательской или иной деятельности. Указанные обстоятельства являются недостаточным условием для назначения ежемесячной выплаты (т. 1, л.д. 13-15).

Установлено, что расчетным периодом по заявлению Чирковой Е.А является период с <Дата> по <Дата>.

В указанный период Чиркова Е.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, то есть имела уважительные причины для отсутствия дохода, ее супруг Чирков И.С. в течение 4 месяцев (с мая 2020 г. по апрель 2021 г.) имел доход от трудовой деятельности.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, исходил из того, что среднедушевой доход семьи заявителя Чирковой Е.А. за период с сентября 2020 г. по апрель 2021 г. составил 2 972,45 руб., что ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Забайкальском крае на <Дата> в размере 13 613,32 руб.

При этом суд первой инстанции отклонил доводы стороны ответчика, указывая, что порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 02.04.2021 № 549, прямо не содержит обязанности заявителя или трудоспособных членов его семьи иметь доход, учитываемый согласно п. 22 Порядка в течение 10 и более месяцев, равно как и основания отказа в предоставлении выплаты в случае несоблюдения указанного условия.

Суд первой инстанции указал, что основание для отказа в назначении выплаты, содержащееся в указанном подпункте Порядка следует понимать как полное отсутствие доходов за расчетный период, так как иное понимание данной нормы противоречит содержанию ст. 1 Закона Забайкальского края от 13.04.2020 № 1820-ЗЗК «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При этом, суд также указал на то, что протокол совещания рабочей группы Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по вопросу представления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно от 13.04.2021, на который ссылается сторона ответчика, не является нормативным правовым актом, а потому, содержащиеся разъяснения в нем не могут служить основанием для отказа в спорной выплате.

Каких-либо иных оснований для отказа Чирковой Е.А. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотренных п. 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 02.04.2021 № 549, судом первой инстанции по делу не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Красночикойским отделом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края вынесено незаконное решение от <Дата> об отказе Чирковой Е.А. назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, препятствий для назначения указанных выплат судом не установлено.

Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Оснований не согласиться с вышеназванными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом довод ответчика о том, что при определении права на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно должен учитываться доход семьи либо уважительные причины отсутствия дохода за период не менее 10 месяцев за расчетный период, судебная коллегия полагает ошибочным, основанном на неправильном толковании стороной ответчика норм материального права и не может повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.

Материалами дела подтверждено, что за период с сентября 2020 г. по апрель 2021 г. среднедушевой доход судьи Чирковых составил 2 972,45 руб., что ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Забайкальском крае на <Дата> в размере 13 613,32 руб.

Таким образом, семья Чирковых отвечает признаку нуждаемости в получении указанной выплаты, при этом отсутствие уважительной причины для отсутствия дохода с сентября 2020 г. по апрель 2021 г. у Чиркова И.С. в данном случае не имеет юридического значения для дела, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, признавая незаконность отказа в назначении ежемесячной выплаты по указанным ответчиком основаниям ставит в необоснованно неравное положение те нуждающиеся семьи, имеющие детей, которые имеют доход за расчетный период менее 10 месяцев относительно нуждающихся семей, имеющих детей имеющих доход за расчетный период 10 месяцев и более, либо вовсе его не имеющего. Такое положение вещей в свою очередь противоречит изначальным целям установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. При этом, как указано выше, семья Чирковых является нуждающейся в получении ежемесячной социальной выплаты.

Судебной коллегией не принимаются доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд первой инстанции необоснованно указал, что основанием для отказа в назначении выплаты следует понимать, как полное отсутствие доходов в расчетном периоде, что ни в одном нормативном правовом акте, регулирующем порядок предоставления выплаты, нет указаний на то, что уважительные причины учитываются только при полном отсутствии доходов, поскольку предусмотренный пп. «ж» п. 33 Порядка период в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода установлен исключительно для периода, в течение которого отсутствовали доходы по уважительным причинам.

Целью установления Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 г. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, является повышение доходов семей, имеющих детей, социальной защиты семей с детьми и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Приведенные в жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения иска, являлись предметом оценки суда первой инстанции, при этом не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Нормы материального права применены к спорным правоотношениям сторон верно, нарушений процессуальных норм не допущено, а потому постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, установленных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 18 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Кемерово в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы в Красночикойский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                    Н.С. Подшивалова

Судьи                                 С.В. Малолыченко

Ю.А. Казакевич

Апелляционное определение изготовлено 15.06.2022.

33-1754/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Красночикойского района
Чиркова Елена Александровна
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения
Государственное казенное учреждение Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края
Заместитель начальника Красночикойского отдела ГКУ Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края Сенотрусова Наталья Васильевна
Другие
Чирков Иван Сергеевич
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Малолыченко Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
27.04.2022Передача дела судье
24.05.2022Судебное заседание
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2022Передано в экспедицию
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее