Дело №2-2860/2024
25RS0001-01-2024-000501-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23.04.2024 г.Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Пахомовой С.И., с участием представителя ответчика Сапунцовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Домашовой Н. С. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с иском о признании незаконным решения Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» Приморского края (далее по тексту решения – КГКУ «ЦСПН») от ДД.ММ.ГГГГ №, назначить 50% компенсацию расходов на оплату ЖКУ и на капитальный ремонт с октября 2023 года.
Представитель ответчика просила в удовлетворении требований отказать по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив все исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ (в ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту решения - ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч.13 ст.17 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу ч.14 ст.17 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п.2. ст.154 Жилищного кодекса РФ (в актуальной редакции) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Указанные выплаты в Приморском крае назначаются в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края», которым утвержден Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее по тексту решения - Порядок).
Согласно п.п. «р» п.1.1. Порядка, определено, что данный порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, распространяются на инвалидов.
В силу п.1.2 Порядка, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка (далее - заявители), предоставляется в следующей форме: ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (кроме оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, приобретения бытового газа в баллонах и транспортных услуг для его доставки) (далее - ежемесячная денежная выплата); ежегодной денежной выплаты на оплату стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки; ежегодной денежной выплаты за приобретение бытового газа в баллонах.
В соответствии с п.п. «г» п.2.15 Порядка, основанием для отказа в предоставлении компенсации являются, в том числе наличие у заявителя судебной задолженности.
В соответствии с ч.5 ст.159 и ч.3 ст.160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (далее по тексту решения - судебная задолженность), сведения о наличии которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение (далее по тексту решения - уполномоченные органы) получают из системы. Таковой системой является государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту решения - ГИС ЖКХ).
В соответствии с абз. 3 и 4 п.47 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как установлено материалами дела ДД.ММ.ГГГГ Домашова Н.С. как инвалид обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее по тексту решения - ЕДВ на ЖКУ), которая в Приморском крае назначается в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг.
По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что согласно полученным в рамках СМЭВ сведений, у истца имелась судебная задолженность за капитальный ремонт отделением КГКУ «ЦСПН» принято решение № об отказе в назначении ежемесячной выплаты по п.2.15 Порядка, то есть по основанию, предусмотренному подпунктом «г» п.2.15 Порядка.
В ходе работы по заявлению Домашовой Н.С., специалистом КГКУ ДД.ММ.ГГГГ в рамках межведомственного электронного обмена (сведения СМЭВ) была получена информация, размещенная в ГИС ЖКХ о наличии судебной задолженности на дату подачи заявления за электроэнергию и капитальный ремонт, что также подтверждается выгрузкой на истца от ДД.ММ.ГГГГ из ГИС ЖКХ ответов поставщиков ЖКУ на запросы о наличии судебной задолженности.
Обстоятельства наличия задолженности подтверждаются заочным решением мирового судьи судебного участка № Хорольского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по исковому заявлению ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского каря» к Домашовой Н. С. о взыскании задолженности за капитальный ремонт, за период с сентября 2018 по октябрь 2021 в размере 12 888,72 рублей.
До настоящего времени решение суда о погашении задолженности Домашовой Н.С. не исполнено, долг не реструктуризирован, в связи с чем ЕДВ на ЖКУ истцу назначено быть не может.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом доказательств обратного, как и наличия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.47 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 №22), стороной истца не представлено, факт установления истцу 2 группы инвалидности по общему заболеванию доказательством уважительности причин образования задолженности не является.
Суд, исследовав материалы дела, с учетом позиции сторон, находит доводы истца несостоятельными, основанными на несистемном самопроизвольном толковании норм права, регулирующих порядок предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг, положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Учитывая перечисленные нормы права, установленные фактические обстоятельства, послужившие основанием для отказа ответчиком в предоставлении истцу компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит, основания для признания решения КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Домашовой Н. С. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Синицын
Решение суда в окончательной
форме изготовлено 02.05.2024