УИД:18RS0015-01-2024-000317-68
Дело №2-308/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 24 октября 2024 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шадриной Г.А.,
при секретаре судебного заседания Старцевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация Камбарского района) обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее – МТУ Росимущества в УР и Кировской области) о признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, площадью 8,77 га принадлежащую ФИО1, на основании свидетельства серии РФ – XXX №, в земельном участке с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Свои требования истец мотивировал тем, что постановлением Администрации Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам, работающих в ТОО «Ершовское», на праве общей долевой собственности был предоставлен земельный участок общей площадью 1771 га сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории ТОО «Ершовское». В последующем при постановке земельного участка на кадастровый учет присвоен адрес: <адрес>. Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, граница которого проходит по административным границам Камбарского района Удмуртской Республики, кадастровый №. На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано свидетельство серии РФ-ХХХ № на земельную долю площадью 8,77 га.
Согласно справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Камбарского района подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности указанным гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех лет и более лет подряд либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства и при этом никто их них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, и опубликовала этот список в газете «Камская новь» № (8669) от ДД.ММ.ГГГГ и разместила на официальном сайте Администрации Камбарского района в сети «Интернет» по ссылке: http://www.kamrayon.ru/about/info/news/17100/ и информационных щитах, расположенных на территории Отдела управления Ершовской сельской территории.
ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов в <адрес>, СДК «Ершовский» было проведено общее собрание собственников невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В связи с отсутствием кворума общего собрания, оно признано несостоявшимся, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Камбарского района, в силу пункта 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» самостоятельно утвердила список собственников невостребованных земельных долей, издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельная доля ФИО1 входит в список невостребованных земельных долей и возражений о включении ее земельной доли в указанный список не поступило.
ФИО1 не передала земельную долю, находящуюся у нее в собственности на основании свидетельства в аренду и не распорядилась ею иным образом с момента возникновения права собственности (л.д. 5-6).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 50-51).
Истец Администрация Камбарского района о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против вынесения заочного решения не возражает.
Ответчик МТУ Росимущества в УР и Кировской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Третьи лица ФИО2, ФИО2, ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, возражений против удовлетворения исковых требований не представили.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, и в соответствии со ст.ст. 233, 234 ГПК РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
Согласно свидетельству на право собственности на землю серия РФ – ХXX № регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, 1968 года рождения принадлежит земельный участок, общей площадью 8,77 га в общей долевой собственности ТОО «Ершовское» (л.д. 7-8).
Из представленных суду материалов следует, что ФИО1 право собственности на указанную земельную долю не зарегистрировала в установленном законом порядке.
В силу ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Как установлено, в судебном заседании, права на земельную долю, принадлежавшую ФИО1 не зарегистрированы в установленном законом порядке
Действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 № 96, невостребованные земельные доли определялись как земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 № 337 было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
ФИО1 не передала в аренду, и не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной долей.
Согласно п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п. 5 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Из материалов дела следует, что Администрацией Камбарского района был составлен список невостребованных земельных долей, в том числе указана доля, принадлежащая ФИО1. В газете «Камская новь» № (8669), которая является источником официального опубликования, от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован список невостребованных земельных долей. Также список размещен на официальном сайте Администрации Камбарского района в сети «Интернет» по ссылке: http://www.kamrayon.ru/about/info/news/17100/ и информационных щитах, расположенных на территории Отдела управления Ершовской сельской территории (л.д. 12-13).
В газете «Камская новь» № (8683) от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано объявление о проведении общего собрания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут (л.д. 14).
В соответствии с частями 5-7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
С момента публикации в газете «Камская новь» списка невостребованных земельных долей и до момента проведения общего собрания участников общей долевой собственности, признанного несостоявшимся, никто из граждан, указанных в списке невостребованных долей, письменных возражений в администрацию Камбарского района не направил, на общем собрании участников долевой собственности о необоснованности включения в список не заявил.
Из протокола собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное собрание является неправомочным по причине отсутствия кворума (л.д. 16).
Постановлением Администрации Камбарского района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земельных долей, в том числе указана земельная доля, принадлежащая ФИО1. Согласно информации Администрации Камбарского района, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка физических лиц, имеющих невостребованные земельные доли земельного участка 18:10:000000:149» была размещена с ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в сети Интернет (л.д. 28-29).
С учетом изложенного, Администрацией Камбарского района в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу в течение четырех месяцев и со дня опубликования истекли установленные сроки для обращения за оформлением права на земельную долю.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении Администрацией муниципального образования установленного законодательством порядка признания земельных долей невостребованными.
Из актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37(об.)).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Управлением территориального развития Администрации Камбарского <адрес>, ФИО1 на момент смерти была зарегистрирована и проживала с детьми: ФИО2, ФИО2, ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д. 24).
Судом достоверно установлено, что ФИО1 при жизни свои права на земельную долю в установленном законом порядке не зарегистрировала, не передала её в аренду, и не распорядилась иным образом в течение трех и более лет подряд с момента получения своей земельной доли.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.ст. 1112, 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день его смерти. В состав наследства входят принадлежащие гражданину имущество.
В соответствии со ст.1153, 1154 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления о вступлении в наследство в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя.
Признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о вступлении в наследство, в частности, вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно, ответа нотариуса нотариального округа Камбарский район Удмуртской Республики Мавлиевой Д.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 наследственное дело не заводилось (л.д. 38).По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «Муниципального округа Камбарский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ в архиве Отдела ЗАГС имеются актовые записи о рождении: № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, № ФИО4, иных актовых записей не имеется (л.д. 37).
Как следует и содержания п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ и п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Управлением территориального развития Администрации Камбарского <адрес>, ФИО1 на момент смерти была зарегистрирована и проживала с детьми: ФИО2, ФИО2, ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д. 24).
Согласно, сведений отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>, ФИО4 зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 47).
В пункте 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Таким образом, наследников первой и последующих очередей, фактически принявших наследство после смерти ФИО1, судом не установлено.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3).
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Перечисленные функции Росимущество реализует через свои территориальные управления.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020) "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Однако положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Следовательно, МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ФИО1, после смерти которой наследство никем не принято.
Применительно к возникшему спору земельная доля не была принята МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области как выморочная.
Так, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что спорное имущество принято в собственность Российской Федерации, в материалы дела ответчиком не представлено, отсутствуют данные о включении указанного имущества в реестр федерального имущества.
Таким образом, судом достоверно установлено, что после смерти ФИО1 Российская Федерация в лице её территориального органа - МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (ранее - ТУ Росимущества в Удмуртской Республике) своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявило и не оформило, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трёх лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
Из чего следует вывод, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю.
Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 19.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе до 1 января 2025 года обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными, уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Указанный порядок Администрацией Камбарского района был соблюден.
Данный порядок, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Законом Удмуртской Республики от 30.04.2021 № 41-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон) муниципальные образования, образованные на территории Камбарского района Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования «Камбарский район» и наделенные статусом сельских поселений (в том числе МО «Ершовское») преобразованы путём их объединения во вновь образованное муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики».
Согласно п. 4 указанного Закона, сельские поселения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, и муниципальное образование «Камбарский район» утрачивают статус муниципальных образований.
В силу ст. 3 Закона Муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Камбарский район».
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021542) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (ОГРН 1091841004617) о признании права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, - удовлетворить в полном объеме.
Признать право собственности муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю площадью 8,77 га, принадлежащей ФИО1, на основании свидетельства серии РФ-XXX №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке с кадастровым номером №
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в, апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными, лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное, решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме решение принято 24 октября 2024 года.
Председательствующий Г.А.Шадрина