Решение по делу № 3а-97/2019 от 15.05.2019

Административное дело № 3а-97/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.

при секретаре Петуховой Л.В.

с участием:

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г.,

представителя соответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,

представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала по Чувашской Республике) Зейнутдинова Р.К.,

представителя заинтересованного лица администрации города Канаша Чувашской Республики Никитиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

15 мая 2019 года ООО «Ремстрой» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8526000 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в котором также просило восстановить срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что является собственником спорного земельного участка, в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 21 января 2019 года содержится информация о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 21394005,84 рублей, однако согласно отчету ООО <-1-> от 17.12.2018 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 8526 000 рублей; внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика налогов, исчисляемого от кадастровой стоимости объекта недвижимости; решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике от 18 января 2019 года заявление ООО «Ремстрой» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости было отклонено.

Административные ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в письменном отзыве указали, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Чувашской Республике, оцененных по состоянию на 1 января 2013 года, являлось ООО <-2->, государственный контракт с исполнителем работ был заключен Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики как государственным заказчиком проведения данного вида работ, результаты государственной кадастровой оценки до утверждения прошли общественное обсуждение, рассмотрены и одобрены Правительственной комиссией и Общественным советом, получили положительное экспертное заключение НП <данные изъяты>; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396, утверждающее результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, вступило в силу с 1 января 2014 года; Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики удовлетворение исковых требований ООО «Ремстрой» оставляют на усмотрение суда (л.д.121-122).

Управление Росреестра по Чувашской Республике в письменном отзыве сообщило, что утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396 кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 21394005,84 рублей была определена в ходе государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проведенной по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 19 декабря 2018 года ООО «Ремстрой» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении, но в связи с несоответствием представленного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка установленным к нему требованиям решением комиссии от 18 января 2019 года заявление было отклонено; Управление не считает себя надлежащим ответчиком, не имеет заинтересованности в разрешении указанного спора и возражений относительно заявленных требований (л.д.126-127).

Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Чувашской Республике) в письменном отзыве указало, что филиал не имеет заинтересованности в разрешении данного спора и оставляет его разрешение на усмотрение суда (л.д.128).

В судебном заседании представители Управления Росреестра по Чувашской Республике Молоствова М.Г., Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Чувашской Республике) Зейнутдинов Р.К. поддержали ранее представленные отзывы и решение по иску оставили на усмотрение суда, такую же позицию заняла и представитель заинтересованного лица администрации города Канаша Чувашской Республики Никитина Т.П., заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 4 по Чувашской Республике представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.218), административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя не сообщил, представитель административного истца Михайлова Н.В. письменно (л.д.210) просила об отложении судебного заседания, однако в связи с непредставлением доказательств уважительности причин неявки это ходатайство судом было отклонено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРН от 26.09.2017 (л.д.7) с 26 сентября 2017 года за ООО «Ремстрой» на основании договора купли-продажи от 21.08.2017 на праве собственности зарегистрирован земельный участок с кадастровым общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В пункте 2 ст.66 Земельного кодекса РФ указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 396 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2013 годасоставляет 21394005,84 рублей, что подтверждается представленной административным истцом выпиской из ЕГРН от 21.01.2019 (л.д.6).

19 декабря 2018 года ООО «Ремстрой» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости.

Решением комиссии от 18 января 2019 года заявление ООО «Ремстрой» отклонено ввиду несоответствия оформления и содержания отчета об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.

Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 ст.390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).

В соответствии с п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1.1 ст.391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В Письме ФНС России от 27.11.2018 № БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" разъяснено, что кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Таким образом, поскольку ООО «Ремстрой» с 26 сентября 2017 года является собственником указанного выше земельного участка, а размер земельного налога зависит от его кадастровой стоимости, размер кадастровой стоимости спорного объекта затрагивает права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Абзацем 4 п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, потому датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в ЕГРН внесены 1 января 2014 года. Данных о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, не имеется. В комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО «Ремстрой» обратилось 19 декабря 2018 года. Таким образом, установленный ч.3 ст.245 КАС РФ пятилетний срок для оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости земельного участка административным истцом не пропущен, и его восстановление не требуется.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В силу ст.24.15 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2013 года. При этом в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на сторону административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В обоснование исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ООО «Ремстрой» представлен отчет ООО <-1-> от 17.12.2018 , в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату оценки составляет 8526 000 рублей.

В связи со значительной разницей между кадастровой стоимостью и определенной в отчете оценщика рыночной стоимостью земельного участка заинтересованного лицо администрация города Канаша Чувашской Республики ходатайствовала о назначении судебной оценочной экспертизы в ООО <-3->.

Экспертом ООО <-3-> в заключении от 23.08.2019 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 года с учетом округления определена в размере 8625 300 рублей.

Таким образом, заключение оценщика, ранее подвергнутое критике Комиссией при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, и экспертное заключение, не подвергнутое критике никем из участвующих в деле лиц, существенных расхождений в части выводов о размере рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года фактически не содержат.

Суд в соответствии с положениями ст.82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы от 23.08.2019 соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и, руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного земельного участка с кадастровым по состоянию на 1 января 2013 года на основании результатов судебной экспертизы в размере 8625 300 рублей.

В соответствии с ч.5, 6 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в государственный кадастр недвижимости, а датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 19 декабря 2018 года.

Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8625 300 (восемь миллионов шестьсот двадцать пять тысяч триста) рублей по состоянию на 1 января 2013 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2018 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу (местонахождение): <адрес>.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий Ю.Г. Карачкина

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2019 года.

3а-97/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Ремстрой"
Ответчики
Управление "Росреестра"
Кабинет Министров ЧР
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГР, кадастра и картографии"
Михайлова Н.В.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
15.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
17.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2019[Адм.] Судебное заседание
28.06.2019[Адм.] Судебное заседание
12.09.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
26.09.2019[Адм.] Судебное заседание
26.09.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Регистрация административного искового заявления
28.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Производство по делу возобновлено
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее