Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 30 июля 2018 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего - КузинойН.Н.
при секретаре - ШуманевеА.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1150/18 по административному исковому заявлению Петровой Н.Ю., Лагуновой Т.Н., Коноплевой О.А., Сабо А.Л. к Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары о признании постановления о переводе в нежилое помещение квартиры незаконным и его отмене,
у с т а н о в и л :
Петрова Н.Ю., Лагунова Т.Н., Коноплева О.А., Сабо А.Л. обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным и отменить постановление Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары № 105 от 20.04.2018 г. о переводе в нежилое помещение квартиры <адрес>, а также взыскать с Ванюшкина А.В. в пользу Петровой Н.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по изготовлению копий документов в сумме 216 рублей.
В обоснование административного иска указали, что административные истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения – квартиры № в данном доме является Ванюшкин А.В. В апреле 2018 г. Ванюшкин А.В. начал строительные работы, в связи с чем в Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары было направлено обращение. По результатам которого было установлено, что постановлением Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары № 105 от 20.04.2018 г. квартира <адрес> переведена в нежилое помещение. При этом в ходе производства работ было уменьшено общее имущество всего дома. Согласно положений Жилищного кодекса РФ для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. 07.04.2018 г. проведено внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> в форме очного голосования. По итогам общего собрания собственников жилых помещений принято решение о несогласии собственников жилых помещений на перепланировку фасада дома – создания отдельного входа в квартиру № и принято решение о несогласии собственников жилых помещений на открытие торговой точки в помещении квартиры №. 24.04.2018 г. в Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары было передано заявление о несогласии изменения фасада здания и оборудования отдельного входа в помещение квартиры №, а также копия внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. 29.04.2018 г. собственником помещения квартиры № был демонтирован оконный и дверной блок в указанном помещении. 22.05.2018 г. в указанном помещении были начаты работы по демонтажу ограждения на балконе. Собственник помещения квартиры № не выступал с инициативой проведения общего собрания собственников жилых и нежилых помещений с целью получить согласие всех собственников помещений в данном доме на строительные мероприятия, в результате которых возможно уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также влекущие изменения внешнего архитектурного облика дома. Принятое Администрацией Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары постановление от 20.04.2018 г. № 105 противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, следовательно подлежит отмене.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация г.о. Самары, Департамент градостроительства г.о. Самары.
В судебном заседании административные истцы Петрова Н.Ю., Сабо А.Л. поддержали административные исковые требования по доводам изложенным в административном иске. Просили их удовлетворить. Петрова Н.Ю. просила взыскать с Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по изготовлению копий документов в сумме 216 рублей.
В судебное заседание административные истцы Лагунова Т.Н., Коноплева О.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель административного ответчика - Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Ванюшкин А.В., представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства г.о. Самары не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения на административное исковое заявления из которого следует, что административными истцами не представлены доказательства нарушения оспариваемым постановлением их прав. Полагают, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административных истцов, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что Петрова Н.Ю. является собственником квартиры №, Лагунова Т.Н. – квартиры №, Коноплева О.А. – квартиры №, Сабо А.Л. – квартиры № <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары № 105 от 20.04.2018 г. о переводе в нежилое помещение квартиры <адрес>, переведено жилое помещение – квартира № общей площадью 38,00 кв.м. в доме <адрес>, кадастровый номер №, в нежилое помещение с планируемой после перепланировки (переустройства) общей площадью – 43,6 кв.м. в целях использования в качестве магазина товаров первой необходимости.
Заявителю рекомендовано произвести ремонтно-строительные работы по переустройству и перепланировке помещения в соответствии с проектной документацией и с соблюдением требований действующего законодательства. Строительные мероприятия, в результате которых возможно уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществлять с согласия всех собственников помещений в данном доме. Строительные мероприятия, влекущие изменение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, осуществлять с предварительным получением архитектурно-планировочного задания.
В соответствии с пп. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Порядок и условия принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение урегулирован Главой 3 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 2 этой же правовой нормы установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Как следует из ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм следует, что собственник жилого помещения, желающий перевести его в нежилое должен получить согласие собственников жилья в многоквартирном доме на такой перевод, поскольку происходит уменьшение размера общего имущества жилого дома, включая уменьшение размера земельного участка.
Из проекта перепланировки и переустройства жилого помещения, принадлежащего Ванюшкину А.В., усматривается, что в помещении будет организован вход с лестницей, располагающейся на земельном участке.
Уменьшение размера общего имущества дома следует отнести к реконструкции, то есть изменению параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения, как это указано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Однако, как следует из положений ЖК РФ для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно проекту перепланировки и переустройству квартиры № в нежилое помещение в жилом доме <адрес>, подготовленному ООО «Проектная компания «Ускорение», который был предоставлен в Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары вместе с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, для осуществления перевода в нежилое заявителем было запланировано оборудовать отдельный вход, в том числе путем демонтажа оконного и дверного блоков, подоконной части в наружней стене, закладка существующего дверного проема.
Из представленного проекта следует, что предусмотренные им мероприятия повлекут внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного разрушения внешней стены дома и использования части земельного участка.
Таким образом, перевод жилого помещения в нежилое повлечет за собой частичное разрушение внешней стены многоквартирного дома и занятие заявителем части придомовой территории для оборудования крыльца как отдельного входа в нежилое помещение, на которые распространяются права собственников помещений в многоквартирном доме, то в данном случае в силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ Ванюшкину А.В. необходимо было предварительно получить согласие на это собственников помещений в доме.
Однако такого согласия им получено не было. Не представлено соответствующих доказательств Ванюшкиным А.В., и в рамках судебного разбирательства.
Более того, 07.04.2018 г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> в форме очного голосования. По итогам общего собрания собственников жилых помещений принято решение о несогласии собственников жилых помещений на перепланировку фасада дома – создания отдельного входа в квартиру № и принято решение о несогласии собственников жилых помещений на открытие торговой точки в помещении квартиры №.
При таких обстоятельствах администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары следовало отказать заявителю Ванюшкину А.В. в переводе жилого помещения в нежилое помещение на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, поскольку им не были соблюдены условия перевода помещения, предусмотренные ст. 22 ЖК РФ, что выразилось в неисполнении требований жилищного законодательства, касающихся использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.111КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца Петровой Н.Ю. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рубля и расходы по изготовлению копий документов для суда и участников процесса в сумме 216 рублей. Указанные расходы подтверждены чеком по операциям от 28.05.2018 г. и товарным чеком от 06.06.2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары № 105 от 20.04.2018 г. о переводе в нежилое помещение квартиры <адрес>.
Взыскать с Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самары в пользу Петровой Н.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по изготовлению копий документов в сумме 216 рублей, а всего 516 (пятьсот шестнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2018г.
Судья Н.Н. Кузина