34RS0002-01-2020-010779-44
Дело №2а-569/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» марта 2021 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Серухиной А.В.,
При секретаре Куроян М.А.
С участием представителя административного истца ИФНС России по <адрес> г. ФИО4, административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО2 суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование на общую сумму 32 525 рублей 32 копейки.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что с 24.09.2002 года ФИО2 состоит на учете в ИФНС России по <адрес> в качестве адвоката. ФИО2 до настоящего момента обязанность по уплате страховых взносов в полном объеме не исполнена. Налогоплательщику направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые остались без исполнения, в связи с чем просили взыскать с ответчика ФИО2 задолженность в размере 32 525 рублей 32 копейки, из которых: 85 рублей 84 копейки - пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на расчетные периоды, до ДД.ММ.ГГГГ, 23 400 рублей – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, 3719 рублей 81 копейка -пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, 4590 рублей - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, 729 рублей 67 копеек -пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> г. ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав представленные письменные возражения, также указав, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с указанными требованиями. Пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ уплачивал страховые взносы в УПФР по <адрес>, где имелась переплата. Также считает, что поскольку он был перерегистрирован в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, именно с этого момента он должен производить отчисление страховых взносов в ИФНС по <адрес>.
Представитель заинтересованного лица ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> № в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 НК РФ, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
При этом, учитывая положения подпункта 1 пункта 9 статьи 430 НК РФ, адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) адвокатом страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 имеет статус адвоката в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого с особенностями, предусмотренными статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
ФИО2 состоит на учете в ИФНС России по <адрес>.
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокаты являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
Обязанность по уплате страховых взносов у таких лиц возникает в силу факта приобретения статуса адвоката и прекращается только с прекращением (приостановлением) данного статуса. При этом, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, в том числе адвокатами, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона Федерального закона).
Налоговым органом на основании статей 430 и 432 НК РФ ФИО2 исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23 400 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 4 590 рублей.
Кроме того, в связи с неуплатой в установленный законом срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ОМС до ДД.ММ.ГГГГ, административному ответчику начислены пени в размере 85 руб. 84 коп.
Указанные выше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 года в размере 23400 рублей, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 в размере 4590 рублей ФИО2 не уплачены.
Поскольку в установленный срок административный ответчик не уплатил страховые взносы, ему были начислены пени.
Налогоплательщику направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от ДД.ММ.ГГГГ, срок для исполнения которого определен ДД.ММ.ГГГГ: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 23 400 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3719,81 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ОМС начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4590 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 729,67 руб.
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения ИФНС России по <адрес> в апреле 2020 года к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены ДД.ММ.ГГГГ в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С настоящим иском в суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа. Таким образом, процедура взыскания недоимки по страховым взносам налоговым органом соблюдена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что заявление о взыскании с ФИО2 задолженности подано административным истцом мировому судье в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения соответствующих требований, а административное исковое заявление - в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, суд приходит к выводу о соблюдении ИФНС России по <адрес> порядка обращения в суд, предусмотренного статьями 48 НК РФ и 286 КАС РФ.
С связи с чем, доводы административного ответчика о том, что истцом пропущены сроки для обращения в суд с заявленными требованиями, суд считает несостоятельными.
Довод административного ответчика о том, что направленные административным истцом требования им не получены, несостоятелен ввиду следующего.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с требованиями указанной нормы налоговым органом направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, что подтверждается списками почтовых отправлений.
Таким образом, не имеется оснований полагать, что ФИО2 не направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени.
Также доводы административного ответчика о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес> и должен осуществлять страховые взносы в ИФНС России по <адрес> именно с этой даты, суд считает несостоятельными, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам. Административный ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>160, с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем указанные страховые взносы с ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик должен осуществлять в ИФНС России по <адрес>, что в полной мере согласуется с положениями пункта 6 статьи 83, пункта 4 статьи 84, пункта 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в силу которых постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Поскольку судом установлен факт неисполнения административным ответчиком в установленный законном срок обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 году, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в данной части.
Рассматривая требования Инспекции о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ОМС до 01.01.2017 в размере 85 руб. 84 коп. суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов, в том числе, функции по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, возникших до 1 января 2017.
Согласно пунктам 1,2 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на территориальные органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 и сведений о суммах взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, если имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).
Удовлетворяя административный иск в части взыскания пени, исчисленной в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ОМС до 01.01.2017, суд исходил из установления факта неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате вышеуказанных взносов за период, истекший до 1 января 2017 г.
Однако, согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеприведенного закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Поскольку административным истцом заявлено требование о взыскании пени, исчисленной в связи с неуплатой страховых взносов за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика данного вида санкции.
Кроме того, из отзыва на административное исковое заявление, представленного заинтересованным лицом – Центром ПФР № по установлению пенсий в <адрес>, следует, что пеня по страховым взносам ОМС в размере 85 руб. 84 коп. уплачена административным ответчиком ФИО2 в.Е. полном объеме.
Часть 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких данных, с учетом требований статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход муниципального образования <адрес> надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1173 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 286 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии в размере 23400 рублей, пени в размере 3719 рублей 81 копейка; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 4590 рублей, пени в размере 729 рублей 67 копеек.
В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 1173 рубля.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Серухина