Решение по делу № 5-26/2022 от 04.05.2022

Дело № 5-26/2022

УИД 22RS0007-01-2022-000198-38

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 мая 2022 года г. Белокуриха

Судья Белокурихинского городского суда Алтайского края Омелько Л.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации города Белокурихи, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27 апреля 2022 года, в 16 часов 10 минут 27.01.2022г. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в 390 м по направлению на север от дома по <адрес>, допущено несанкционированное размещение отходов I-IV классов. Площадь загрязнения на момент осмотра составила около 1000 м2.В результате повторного осмотра, проведенного 26.04.2022г. установлено, что указанная свалка не ликвидирована. Площадь загрязнения не изменилась.

Согласно решению Белокурихинского городского суда Алтайского края от 06.11.2012г. бездействие Администрации г.Белокурихи, выразившееся в непринятии мер для организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, признано незаконным. Обязать Администрацию г.Белокурихи Алтайского края организовать на своей территории сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованием действующих нормативно-правовых актов.

Несмотря на указанное решение, в нарушение ч. 2 ст. 51 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», а также ст. 13 ЗК РФ, в результате бездействия Администрации г.Белокурихи допущено размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городскому поселению, а именно к г.Белокурихе, тем самым не исполнена обязанность органа местного самоуправления в части не организации деятельности, направленной на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, а также на защиту земель от загрязнения химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Таким образом, юридическим лицом – Администрацией г.Белокурихи нарушены требования в области охраны окружающей среды при сборе, хранении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, т.е. совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Представитель Администрации города Белокурихи Игнатенко Е.А. не согласилась с протоколом об административном правовнарушении, пояснила, что администарция города Белокурихи предприняла меры для ликвидации полигона для сбора мусора, заключен контракт на рекультивацию земель. Сбором, накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией или обезвреживанием отходов администрация города не занимается. Полигон для сбора мусора закрыт, кто и когда выбрасывает туда мусор администрации города не известно. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен принадлежащем представителе, поскольку Теплова не имела полномочий на ведение дела об административном правонарушении.

Исследовав письменные доказательства по делу, прихожу к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности)несоблюдениетребованийв области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренныхстатьей 8.2.3настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В вину Администрации города Белокурихи, должностным лицом вменяется размещение отходов I-IV классов на земельном участке кадастровым , расположенном в 390 м по направлению на север от дома по <адрес>, площадью загрязнения около 1 000 м2.

В силу пункта 1 статьи13.4Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 1 указанного Закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенномзаконодательствомРоссийской Федерации; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотреннымпунктом 3 статьи 10настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В п.п. 1,2 ст. 51 установлено Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироватьсязаконодательствомРоссийской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральнымзаконом"Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

В силу пункта 2 статьи8 Закона об отходах производства и потребления, пункта 2 статьи7 Закона об охране окружающей среды и пункта 14 части 1 статьи15 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 2 статьи13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

При этом полномочия администрации по организации сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Наряду с указанным материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией принимаются необходимые меры к организации возложенных на нее властно-распорядительных функций в области обращения с отходами.

Так, из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации г.Белокурихи Алтайского края, подписанным главой города Белокурихи ФИО3, от 08 декабря 2021г. в связи с необходимостью рекультивации земельного участка с кадастровым номером закрыт для приема и захоронения твердых коммунальных отходов полигон ТКО, расположенный на указанном земельном участке по <адрес>, 390 м на север в г.Белокурихе Алтайского края (л.д. 76).

05 октября 2021 года Администрация в лице главы г.Белокурихи ФИО3 заключила муниципальный контракт на выполнение работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектно-сметной документации по объекту «Рекультивация земельного участка с кадастровым по <адрес>, 390 м на север на территории <адрес> края» (л.д. 52-75).

12 июля 2021 года Администрацией г.Белокурихи в лице главы города ФИО3 с ООО «Союз» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по частичной расчистке городской мусоросвалки по адресу: <адрес>, 390 м на север в г.Белокурихе Алтайского края» (л.д. 77-90).

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Администрации г.Белокурихи прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения (получения копии постановления) путем подачи жалобы через Белокурихинский городской суд.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В.Омелько

5-26/2022

Категория:
Административные
Ответчики
администрация г. Белокуриха
Суд
Белокурихинский городской суд Алтайского края
Судья
Омелько Лариса Владимировна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
belokurihinsky.alt.sudrf.ru
04.05.2022Передача дела судье
05.05.2022Подготовка дела к рассмотрению
27.05.2022Рассмотрение дела по существу
27.05.2022Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
07.06.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
27.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее