УИД 12RS0001-01-2024-002031-77
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 06 сентября 2024 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу Рыбаковой Марины Алексеевны на постановление № от 23 июля 2024 года, вынесенное Административной комиссией в г.Йошкар-Оле, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002г. №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии в г.Йошкар-Оле № от 23 июля 2024 года Рыбакова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002г. №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Рыбакова М.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, указав, что постановление является незаконным и необоснованным, поскольку административная комиссия при составлении протокола указано, что установлен факт ненадлежащего содержания деревянного дома и постройки, а также факт складирования обгоревших досок за пределами земельного участка. При этом в протоколе ничего не указано о пожаре, послужившем причиной беспорядка. Ее объяснения о причинах разрушений и о том, что МЧС проводится проверка по факту пожара, не были приняты должностным лицом во внимание. Также заявитель указывает, что при принятии постановления Административная комиссия не учла, что благоустройство нарушилось в результате пожара по вине третьих лиц и в результате принятых мер по тушению пожара, и что проверка МЧС по факту пожара не была завершена, а также не учтено то обстоятельство, что на уборку территории и восстановление дома требуется время гораздо больше чем пять дней.
В суде Рыбакова М.А. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Суду пояснила, что до пожара земельный участок и дом содержались ею в надлежащем состоянии, дом был полностью пригоден для проживания. Окна, двери, кровля, забор были разрушены пожаром, который произошел 29 июня 2024 года. До принятия процессуального решения должностным лицом МЧС России по РМЭ по материалу проверки КРСП №154 она не имела права что-либо делать на месте происшествия, поскольку решался вопрос об установлении и привлечении к ответственности виновных в пожаре лиц. 29 июля 2024 года было отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара и в течении трех дней земельный участок был полностью очищен от всех построек.
Защитник Рыбаковой М.А. – П.Н.В. просил отменить обжалуемое постановление комиссии, производство по делу прекратить. Пояснил, что Рыбакова М.А не складировала обгоревшие доски за пределами земельного участка. Административный орган проигнорировал причину возникновения разрушения объекта недвижимости.
Представитель Административной комиссии в г. Йошкар-Оле в судебное заседание не явился, извещены о его проведении надлежащим образом, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав административное дело №, дополнительно представленные фото и видео материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из представленных материалов, поводом к привлечению Рыбаковой М.А. к административной ответственности явилось установление 05 июля 2024 года в 07 часов 57 минут факта ненадлежащего содержания деревянного дома и деревянной постройки, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, а именно деревянный дом и деревянная постройка частично разрушены, в доме отсутствуют окна, кровля, входные двери; нарушена целостность ограждения (забора), имеются повреждения, что не исключает возможности проникновения третьих лиц. Также установлен факт складирования движимого имущества (обгоревшие деревянные доски) за пределами границ вышеуказанного земельного участка. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является Рыбакова М.А..
Административным органом Рыбаковой М.А. вменено нарушение пункта 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.11.2017 №569-IV, - физические и юридические лица не зависимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять содержание и уборку отведенной территории, территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве (далее - правообладатели земельных участков), а также содержание зданий, строений, сооружений, ограждений, фасадов, вывесок, входных групп, информационных и рекламных конструкций, а также содержание и уборку прилегающих территорий в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими правилами, самостоятельно или по средствам привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Согласно протоколу об административном правонарушении и в последующем вынесенному постановлению, действия Рыбаковой М.А. квалифицированы по ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
Частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» предусмотрено наказание за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до четырех тысяч рублей
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года №569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
С принятым постановлением суд согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Привлекая Рыбакову М.А. к административной ответственности, административный орган принял во внимание лишь то обстоятельство, что Рыбакова М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 12:05:0502002:80, где произошел пожар. В число доказательств вины положены акт выездного обследования, выписка из ЕГРН, фотоматериалы, предписание.
Однако административным органом не учтено, что на момент выявления 05 июля 2024 года административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» проводилась проверка отделением административной практики и дознания ОНД и ПР ГО «Город Йошкар-Ола» УНД и ПР ГУ МЧС России по РМЭ с целью установления причин возникновения пожара деревянного дома и деревянной постройки, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0502002:80, расположенного по адресу: <адрес>, и не была завершена, процессуальное решение по материалу проверки не было принято, то есть разрешение Рыбаковой М.А. на изменение обстановки места происшествия не выдавалось.
Постановление № об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст.168 УК РФ, по п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, вынесено дознавателем отделения административной практики и дознания ОНД и ПР ГО «Город Йошкар-Ола» УНД и ПР ГУ МЧС России (материал проверки КРСП № от 29 июня 2024 года) 29 июля 2024 года. До 01 августа 2024 года Рыбаковой М.А. земельный участок был полностью расчищен от всех конструкций, размещенных на нем.
Судом установлено, что результатом частичного разрушения деревянного дома и деревянной постройки, отсутствия окон, кровли, входных дверей, нарушения целостности ограждения (забора), наличия повреждений явилось возникновение 29 июня 2024 года пожара.
До возникновения пожара земельный участок и строение на нем содержались в надлежащем виде, что подтверждается фотоматериалом, представленным Рыбаковой М.А., а так же отсутствием фактов привлечения ранее Рыбаковой М.А. к административной ответственности за аналогичные правонарушения, выдачи ей каких-либо предписаний.
Устранение завалов, восстановление конструкций построек сразу же после пожара было невозможным в виду наличия объективных причин, а именно проведения проверки МЧС по данному факту.
Таким образом, в действиях Рыбаковой М.А. отсутствует состав вмененного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу частей 1, 3 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях Рыбаковой М.А..
С учетом вышеизложенного обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление Административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 23 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении Рыбаковой Марины Алексеевны отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Рыбаковой М.А..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья – Ермолаева М.Л.