Дело № 12-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 11 апреля 2018 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «ИНКОД» Анорова Н.А., действующего на основании доверенности от 09 января 2018 года, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК Фокиной Е.А., действующей от имени министерства на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № и предъявившей служебное удостоверение (копия в деле), должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК Петуховой А.А., действующей от имени министерства на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № и предъявившей служебное удостоверение (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНКОД» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК Петуховой Анастасии Александровны № 675-1-Пн-2017 от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК Петуховой А.А. № 675-1-Пн-2017 от 13 февраля 2018 года (далее по тексту - старший государственный инспектор) ООО «ИНКОД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
С вынесенным постановлением не согласилось ООО «ИНКОД» и обжаловало его в суд. В своей жалобе общество просит суд отменить постановление должностного лица от 13 февраля 2018 года и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения. Считает, что доказательства осуществления ООО «ИНКОД» специализированной деятельности по размещению отходов, оказания в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности вредного воздействия на окружающую среду в материалах дела отсутствует. ООО «Инкод» не предоставляет населению коммунальные услуги, не осуществляет водоотведение сточных вод. Заключенные мировые соглашения с администрацией КГО не влияют на отношения, возникающие между обслуживающей организацией по представлению коммунальных услуг и собственниками жилых домов, поскольку между ними заключены договоры на обслуживание инженерных сетей и предоставлению коммунальных услуг. По заключению эксперта № 236-г/3 от 23 августа 2017 года пробы почвы на месте канализационно-насосных сооружений соответствуют установленным требованиям СанПин 2.1.7.1287-03.
В судебном заседании представитель ООО «ИНКОД» Аноров Н.А. требования жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам. Просит суд обжалуемое постановление отменить, а производство по делу прекратить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор в области охраны окружающей среды, ведущий специалист отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК Фокина Е.А. в судебном заседании с требованиями и доводами жалобы не согласилась. Просит постановление от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды, начальник отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии РК Петухова А.А. в судебном заседании с требованиями и доводами жалобы не согласилась. Просит постановление от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела № 657-1 об административном правонарушении, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования определены Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Субъектом правонарушения являются организации предприятия, иные юридические лица независимо от форм собственности, а также должностные лица, ответственные за производственную деятельность на соответствующих объектах.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов сформулированы в ст. 38 Федерального закона № 7-ФЗ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона № 7-ФЗ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При вынесении постановления № 675-1-Пн-2017 от 13 февраля 2018 года должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии РК эти требования закона не были выполнены.
Утверждения должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии РК о том, что сброс неочищенных сточных вод на рельеф в районе <адрес> в течение трех месяцев происходил по вине ООО «ИНКОД», вследствие ненадлежащего обслуживания насосов канализационной насосной станции в указанном районе, нахожу необоснованными.
Бесспорных и достоверных доказательств того, что именно на ООО «ИНКОД» возложена обязанность по содержанию и обслуживанию сетей инженерно-технического обеспечения, включая насосы канализационной насосной станции, в районе гор. Костомукша, указанном в оспариваемом постановлении, суду не представлено.
Так, в протоколе № 675-А-2017 об административном правонарушении от 12 июля 2017 года сведения, касающиеся объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, не конкретизированы: с однозначностью не определен объект, с которого был осуществлен сброс неочищенных сточных вод, не зафиксированы время и место совершения административного правонарушения.
Из пояснений представителя ООО «ИНКОД» Анорова Н.А. и представленных заявителем документов следует, что общество не является правообладателем инженерной инфраструктуры, расположенной на земельном участке в районе <адрес>, на котором произошел сброс неочищенных сточных вод.
Доводы должностных лиц о неисполнении обществом договорных отношений с администрацией КГО, условий заключенного мирового соглашения по делу № А26-4006/2017, в связи с чем до настоящего времени не определена принадлежность сети инженерно-технического обеспечения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №, переданных в аренду ООО «ИНКОД», в данном случае не имеет правового значения и на формирование состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, не влияет.
Каких-либо бесспорных доказательств виновности ООО «ИНКОД» во вмененном ему правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, материалы дела не содержат и при рассмотрении дела об административном правонарушении таковых не представлено, в ходе административного расследования по данному делу источник сточных вод установлен не был.
С учетом изложенного, считаю, что постановление № 675-1-Пн-2017 от 13 февраля 2018 года вынесено должностным лицом Минприроды РК при наличии существенных нарушений, допущенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, невосполнимых в судебном заседании, и не может быть признано законным.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНКОД» удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Петуховой Анастасии Александровны № 675-1-Пн-2017 от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИНКОД», отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Верховный Суд Республики Карелия с подачей жалобы через Костомукшский городской суд Республики Карелия или непосредственно в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.