Дело № 2-2823/2023
УИД № 01RS0006-01-2023-003206-47
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 13.12.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Лебедевой И.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «<адрес>» об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «<адрес>» об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору уступки прав (цессии) была приобретена двухкомнатная квартира, находившаяся на тот момент в стадии строительства, расположенная по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>, четвертая очередь, строение 1, <адрес>. В дальнейшем адрес указанной недвижимости был изменен на: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>.
В дальнейшем, в 2017 году, в связи с непередачей застройщиком квартиры в указанный в договоре срок, ФИО1 в числе прочих собственников многоквартирного дома, обратилась в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея с иском о признании права собственности на вышеуказанную квартиру.
До вынесения решения судом по иску ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умерла, не успев зарегистрировать право собственности на вышеуказанную квартиру.
После смерти ФИО1 ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как единственный наследник по закону в установленный законом 6-ти месячный срок для принятия наследства обратилась с соответствующим заявлением к нотариусу Тахтамукайского нотариального округа ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО2 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Наследственное имущество состояло из квартиры по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес> П, <адрес>, принадлежавшей умершей ФИО1 на праве собственности, право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>, не вошла в наследственную массу, поскольку на момент выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, право собственности на вышеуказанную квартиру (да и вообще всех квартир в вышеуказанном многоквартирном доме) не было ни за кем зарегистрировано в связи с многочисленными надуманными отказами в регистрации Управления Росреестра по <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, а также определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>, признано за ФИО1, 1970 года рождения, к тому моменту уже умершей.
Собственники квартир в вышеуказанном многоквартирном доме после получения указанных решений суда неоднократно обращались за регистрацией своих прав на недвижимое имущество в Управление Росреестра по <адрес>, но получали необоснованные отказы. Только после неоднократных жалоб собственников квартир в различные административные органы, а также обращения в администрацию Президента РФ, ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом был поставлен на кадастровый учет, и ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес> по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, кадастровый №, было зарегистрировано за ФИО1
В связи с тем, что мать истца не успела оформить право собственности на вышеуказанную квартиру, нотариус не наделен полномочиями на включение указанного имущества в наследственную массу, и, соответственно, истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности в порядке наследования в обычном порядке путем подачи заявления в Управление Росреестра по <адрес>.
Единственным наследником после смерти ФИО1 является ее дочь – ФИО2, которая, в свою очередь, приняла меры к сохранению объекта недвижимости, проживает в квартире, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями об оплате, и вступила в наследство на имущество, принадлежавшее ФИО1 при жизни.
Истец просила установить факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти ФИО1, состоящего из жилого помещения (квартиры) общей площадью 60 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>, с кадастровым номером 01:05:2900013:30552, а также признать за истцом право собственности на вышеуказанную квартиру.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО7 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, не представившего ходатайств по существу спора.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное.
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.8 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено,- также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая являлась матерью истца – ФИО2
После смерти ФИО1 открылось наследство в виде <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, с кадастровым номером 01:05:2900013:30552.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>, четвертая очередь, строение 1, <адрес>, была приобретена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании договора уступки прав (цессии) и на тот момент находилась в стадии строительства. В дальнейшем адрес указанной недвижимости был изменен на: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>.
В дальнейшем, в 2017 году, в связи с неисполнением застройщиком своих обязательств по передаче квартиры в указанный в договоре срок, ФИО1 в числе прочих собственников многоквартирного дома обратилась в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея с иском о признании права собственности на вышеуказанную квартиру.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 и иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме к администрации МО «<адрес>» и ФИО5 о признании права собственности были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда и дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 также были удовлетворены.
С учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на <адрес>, общей площадью 60,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>, 25/4 Б.
При этом, судом установлено, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, до вынесения вышеуказанных судебных актов, и, следовательно, не успела зарегистрировать свое право собственности на вышеуказанную квартиру.
После смерти ФИО1 ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как единственный наследник по закону в установленный законом 6-ти месячный срок для принятия наследства, обратилась с соответствующим заявлением к нотариусу Тахтамукайского нотариального округа ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО2 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Наследственное имущество состояло из квартиры по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес> П, <адрес>, принадлежавшей умершей ФИО1 на праве собственности, право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
При этом квартира по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>, не вошла в наследственную массу, поскольку на момент выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, право собственности умершей на вышеуказанную квартиру не было зарегистрировано.
Собственники квартир в вышеуказанном многоквартирном доме после получения указанных решений суда неоднократно обращались за регистрацией своих прав на недвижимое имущество в Управление Росреестра по <адрес>, но получали необоснованные отказы. Только после неоднократных жалоб собственников квартир в различные административные органы, а также обращения в администрацию Президента РФ, ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом был поставлен на кадастровый учет, и ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес> по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, кадастровый №, было зарегистрировано за ФИО1
Судом установлено и подтверждается материалами наследственного дела, открытого после смерти ФИО1, что единственным наследником после ее смерти является ее дочь – ФИО2, которая приняла меры к сохранению объекта недвижимости, проживает в квартире, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается представленными суду квитанциями об оплате, и фактически вступила в наследство на имущество, принадлежавшее ФИО1 при жизни.
Анализируя представленные доказательства, оценивая их в совокупности, учитывая отсутствие каких-либо возражений со стороны ответчика по делу, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО2 об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации МО «<адрес>» об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить полностью.
Установить факт принятия ФИО2 наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из жилого помещения (квартиры) общей площадью 60 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>, с кадастровым номером 01:05:2900013:30552.
Признать за ФИО2 право собственности на квартиру, общей площадью 60 кв.м., с кадастровым номером 01:05:2900013:30552, расположенную по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о регистрации права собственности ФИО2 на квартиру с кадастровым номером 01:05:2900013:30552, расположенную по адресу: <адрес>, а.Новая Адыгея, ул.<адрес>Б, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Лебедева