по делу № 2-4678/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33- 3727/2023
28 февраля 2023 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Индан И.Я.
Кочкиной И.В.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Муглиевой В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора адрес РБ в интересах ФИО1, к Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным отказа во включении в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
по апелляционной жалобе Администрации Октябрьского района городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
адрес РБ, в интересах ФИО1, обратился с иском к Администрации Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным отказа во включении в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, указав, что прокуратурой адрес РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа. В ходе проверки установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот. Ранее ФИО1 на основании постановления администрации муниципального образования адрес №...-п от дата был включен в список детей сирот, оставшихся без попечения родителе, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и состоял на соответствующем учете, с которого был снят дата в связи с выездом на постоянное место жительство в адрес. В ноябре 2021 года ФИО1 обратился в Администрацию Октябрьского района г. Уфы с заявлением о включении его в список детей сирот, оставшихся без попечения родителе, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время ФИО4 нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, в соответствующий список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не включен, в связи с чем, отказ Администрации ГО адрес РБ включить ФИО1 в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является незаконным и нарушает жилищные права ФИО1, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. На основании изложенного просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района ГО адрес РБ в постановке ФИО1 на учет как сироту для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Возложить обязанность на Администрацию Октябрьского района городского округа адрес РБ восстановить нарушенное право, поставить ФИО1 на учет как сироту, нуждающегося в улучшении жилищных условий, для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
удовлетворить исковые требования прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ в интересах ФИО1, к адрес городского округа адрес РБ о признании незаконным отказа по не включению в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района ГО адрес РБ в постановке ФИО1, дата г.р., на учет как сироту для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить обязанность на Администрацию Октябрьского района городского округа адрес РБ восстановить нарушенное право, поставить ФИО1, дата г.р., на учет как сироту, нуждающегося в улучшении жилищных условий, для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрация Октябрьского района ГО адрес РБ просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что дата ФИО1 обратился в Администрацию Октябрьского района г. Уфы с заявлением о включении его в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент обращения в Администрацию района ФИО1 был зарегистрирован по адресу: адрес. Далее ФИО1 с регистрационного учета снимается на новое место жительство: адрес. На момент вынесения решения суда ФИО1 вновь регистрируется по адресу: адрес Отказ Администрации района о признании незаконным по не включению в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является законным, обоснованным и правомерным.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Октябрьского района ГО адрес РБ - ФИО5, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО6, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, исходил из того, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 летнего возраста по уважительным причинам не был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на предоставление ему жилого помещения, которым он до настоящего времени не обеспечен, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, отказ Администрации Октябрьского района ГО адрес РБ в постановке на учет как сироту для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения является незаконным; а нарушенное право ФИО1 подлежит восстановлению путем возложения обязанности на Администрацию Октябрьского района ГО адрес РБ поставить ФИО1 на учет как сироту, нуждающегося в улучшении жилищных условий, для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией верными, основанными на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, собранных доказательствах, которым суд дал надлежащую правовую оценку, а также на нормах материального права, правильно примененных судом в этой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 указанного федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 8).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила с соблюдением порядка введения в действие.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 1 Правил).
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Как следует из содержания пункта 1 Правил, они распространяются и на указанных лиц.
Положению подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, закрепляющему, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка при включении их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, соответствует пункт 20 Правил, устанавливающий, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о поддержке детей-сирот.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 родился дата, родителями указаны: мать – ФИО7, отец – ФИО8
Подтверждением того, что ФИО9 остался без попечения родителей, является то, что мать ФИО7 умерла, отец ФИО8 умер, что подтверждается свидетельствами о смерти, приобщенными в материалы дела.
Ранее ФИО1 на основании постановления администрации муниципального образования адрес №...-п от дата был включен в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и состоял на соответствующем учете, с которого был снят дата в связи с выездом на постоянное место жительство в адрес.
В ноябре 2021 года ФИО1 обратился в Администрацию Октябрьского района г. Уфы с заявлением о включении его в список детей сирот, оставшихся без попечения родителе, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, установлено, что ФИО1, дата г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достигший возраста 18 лет, с дата состоял на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в администрации муниципального образования адрес, с которого был снят в связи с выездом на постоянное место жительства в адрес.
В настоящее время ФИО1, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является, в соответствующий список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не включен, что является нарушением требований приведенного законодательства
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о правомерности отказа во включения ФИО1 на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Так право ФИО1 на включение в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями закреплено в Федеральном законе N 159-ФЗ и в соответствии с этим законом в пункте 20 Правил.
Пункт Правил, устанавливая перечень лиц, которые вправе подавать заявления, не может толковаться никак иначе как в совокупности с иными положениями Правил.
Пункт 23 Правил регулирует процедуру подачи заявления, уточняя при этом, что при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет с заявлением дети-сироты и лица из числа детей-сирот вправе обратиться с заявлением самостоятельно.
В числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 Правил, такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует.
Таким образом, выводы суда о том, что отказ Администрации Октябрьского района ГО адрес РБ в постановке на учет как сироту для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения является незаконным, является обоснованным.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Октябрьского района городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
судьи И.Я. Индан
И.В. Кочкина
Справка: федеральный судья Гибадатов У.И.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.