***
дело № 2а-1437/2021 ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2021 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Н.Д. Кочешевой,
при секретаре Петровской А.В.,
с участием помощника прокурора Кольского района Мурманской области Безмельниковой Д.Ф.,
представителя административного истца – УМВД России по Мурманской области, по доверенности Баклагиной М.В.,
иностранного гражданина, подлежащего депортации, – Кулинича В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Мурманской области о помещении Кулинича В.Л., подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области,
У С Т А Н О В И Л:
УМВД России по Мурманской области обратилось в суд с административным иском о помещении гражданина *** Кулинича В.Л., подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области, указав в обоснование заявленных требований, что *** распоряжением Министерства юстиции РФ № пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина *** Кулинича В.Л., признано нежелательным. *** Управлением Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Мурманской области в отношении Кулинича В.Л. принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на 08 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости. *** УМВД России по Мурманской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации указанного лица, отбывавшего наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении УФСИН России по Мурманской области. *** УМВД России по Мурманской области принято решение о помещении Кулинича В.Л. в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области, расположенный по адрес*** (далее по тексту – ЦВС), на срок, не превышающий 48 часов. На момент вынесения решения о депортации личность Кулинича В.Л. установлена на основании паспорта гражданина № от ***. *** в Генеральное консульство *** направлен запрос об оформлении Кулиничу В.Л. свидетельства на возвращение в ***. Ответ на данный запрос до настоящего времени не поступил. В настоящее время осуществить процедуру депортации Кулинича В.Л. не представляется возможным. Ссылаясь на положения ст. 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 9.4 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», просит принять решение о помещении гражданина *** Кулинича В.Л., *** г.р., в указанный центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области до осуществления процедуры его депортации за пределы Российской Федерации, на срок до 60 суток.
При рассмотрении дела представитель административного истца заявленные требования поддержал по вышеуказанным доводам и основаниям, указав, что в настоящее время возможность выезда Кулинича В.Л. за пределы Российской Федерации отсутствует, поскольку ограничено воздушное сообщение с ***, для согласования перелета с которой требуется не менее 60 дней. Депортация данного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации возможно будет совершена до истечения срока его пребывания в ЦВС. Сведения о невозможности содержания административного ответчика в условиях ЦВС по медицинским показателям отсутствуют. Пребывание до депортации на территории Российской Федерации Кулинича В.Л. возможно только под контролем УМВД России по Мурманской области, как уполномоченным органом.
Иностранный гражданин, подлежащий депортации – Кулинич В.Л. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился. Дополнительно пояснил, что является гражданином ***. Имеющиеся решения, распоряжения соответствующих органов о депортации им до настоящего времени не оспаривались, жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, заболеваний, препятствующих нахождению в ЦВС, регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации не имеет, гражданство Российской Федерации в установленном порядке не приобретал.
Суд, заслушав объяснения участвовавших в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца законными и обоснованными, исследовав материалы административного дела, учетного дела Кулинича В.Л., приходит к следующему.
Основания и порядок временного помещения лица без гражданства, подлежащего депортации, предусмотрены Федеральными законами от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту – Федеральный закон № 114-ФЗ), от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 115-ФЗ) и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) предусматривает: «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:.. . (f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче...».
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Частью 1 ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о правовом положении иностранных граждан) предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В силу ч. ч. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 9.3-9.4, 11, 12 ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.
За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трёх рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Пунктом 6 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 (в редакции, действующей до 01.01.2020), установлено, что решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199, в который также включен Минюст России.
Судом установлено, что Кулинич В.Л., являющийся гражданином ***, отбывал наказание в виде 18 лет лишения свободы в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области по приговору судебной коллегии по уголовным делам *** суда от *** по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ и *** освобождён по отбытию срока наказания.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от *** № пребывание Кулинича В.Л. в Российской Федерации признано нежелательным до ***.
Личность Кулинича В.Л. установлена на основании паспорта гражданина № от ***.
*** Управлением Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Мурманской области в отношении Кулинича В.Л. принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на 08 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости.
Управлением по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области *** принято решение депортировать гражданина *** Кулинича В.Л. за пределы Российской Федерации после отбытия им наказания.
Решением Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области от *** Кулинич В.Л., освобождающийся из исправительного учреждения, помещён в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Кольскому району Мурманской области, расположенный по адрес***, с *** на срок, не превышающий 48 часов, и в настоящее время фактически содержится в указанном учреждении.
*** в Генеральное консульство *** направлен запрос об оформлении Кулиничу В.Л. свидетельства на возвращение в ***. Ответ на данный запрос до настоящего времени не поступил.
Определением суда от *** о подготовке административного дела к судебному разбирательству в соответствии с ч. 3 ст. 267 КАС РФ срок пребывания Кулинича В.Л. в ЦВС был продлен до *** включительно.
Регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации Кулинич В.Л. не имеет, гражданства Российской Федерации в установленном порядке не приобретал. Документов, подтверждающих наличие в собственности имущества на территории Российской Федерации, а также заболеваний, препятствующих нахождению в специальном учреждении, не представлено, судом данные обстоятельства не установлены.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что материалами дела подтверждается необходимость депортации Кулинича В.Л. за пределы территории Российской Федерации, но в настоящее время исполнение решения о его депортации по объективным причинам невозможно.
Содержание лиц, подлежащих депортации, в указанных в иске учреждениях, а также срок их нахождения в данных учреждениях до фактического исполнения решения об их депортации прямо предусмотрены вышеперечисленными положениями закона. Имеющиеся решения, распоряжения соответствующих органов административным ответчиком не оспаривались, регистрации в Российской Федерации не имеет, гражданства Российской Федерации в установленном порядке не приобретал, имущества на территории Российской Федерации не имеется, сведений о невозможности его содержания в условиях ЦВС по медицинским показателям отсутствуют.
Таким образом, поскольку содержание лиц, подлежащих депортации, в указанных учреждениях, а также срок их нахождения в данных учреждениях до фактического исполнения решения об их депортации прямо предусмотрены ч. 9 ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан, а обстоятельств, объективно препятствующих помещению Кулинича В.Л. в специальное учреждение, судом не установлено, требование административного истца в указанной части является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом, суд полагает возможным поместить Кулинича В.Л. в ЦВС на срок до 60 суток, поскольку решение вопроса о депортации данного иностранного гражданина возможно в пределах заявленного административным истцом срока. При определении срока содержания Кулинича В.Л. в ЦВС суд учитывает объём и максимальную возможность реализации мероприятий, которые необходимо осуществить административному истцу для исполнения решения о депортации с учётом существующей санитарно-эпидемиологической обстановки и мер, принимаемых на территории Мурманской области и Российской Федерации в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179-180, 267, 269 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, *** ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░***, ░░ ░░░░ ░░ 60 ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ *** ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
***
***
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░