Дело №2-227/2020
УИД-37RS0017-01-2020-000383-98
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
13 октября 2020 года г. Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Созиновой Н.А.
при секретаре Ващенко М.Е.,
с участием старшего помощника прокурора Родниковского района Ивановской области Новосадовой Е.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области Смирнова В.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Родниковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области об устранении выявленных нарушений федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, суд
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ обратился в суд с иском к ответчику об обязании устранить выявленные нарушения об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, а именно: обязать администрацию МО «Родниковский муниципальный район <адрес>» включить автомобильную дорогу, расположенную в микрорайоне Южный <адрес> с ее участками обозначенными следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м.; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м. в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № не позднее <дата>. Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район <адрес>» провести работу по паспортизации автомобильной дороги, расположенной в микрорайоне Южный <адрес> с участками, обозначенными следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м.; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м. не позднее <дата>.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО проведена проверка безопасности дорожного движения в деятельности администрации муниципального образования Родниковский муниципальный район <адрес>». В ходе проверки установлено следующее. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 2 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ и п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О правилах дорожного движения» дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. В силу ч.ч. 1, 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. В соответствии с ч.ч. 1. 3 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В соответствии с ч.ч. 1. 3 ст.17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Согласно подп.4 п.9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от <дата> №, в состав прочих работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. Эта Классификация распространяется на все автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Минавтодором РСФСР <дата>, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно Альфа Дор Проект организации дорожного движения, на автомобильных дорогах в <адрес> имеются следующие автомобильные дороги, расположенные в микрорайоне Южный <адрес> и обозначенные следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м.; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 612 м. Постановлением администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> №» определен перечень автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>». В ходе проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения участки автомобильных дорог, расположенных в мкр. Южный <адрес> в перечень автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» не включены, кроме того паспортизация названных участков автомобильной дороги не произведена. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Родниковского муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, направленная, в том числе, на безопасность дорожного движения, осуществляется ненадлежащим образом. Согласно решениям Совета МО «Родниковский муниципальный район» от <дата> № и Совета МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № администрация муниципального образования «Родниковское городское поселение», реорганизована путем присоединения ее к администрации МО «Родниковский муниципальный район», <адрес>. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что отсутствие указанных участков автомобильной дороги в перечне дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>», а также отсутствие паспорта автомобильной дороги, влияет на поддержание надлежащего технического состояния, а также на организацию и обеспечение безопасности дорожного движения и как следствие угрожает безопасности участников дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение им имущественного ущерба.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Новосадова Е.В. требования уточненного иска поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Представитель администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> Смирнов В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Многоквартирные дома, расположенные в мкр.Южный <адрес> входят в жилую зону, выезды и въезды на которую обозначены знаками 5.21 и 5.22 Правил дорожного движения. Согласно правилам дорожного движения «Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами». Жилая зона в микрорайоне Южный является прилегающей территорией к дорогам - <адрес> и <адрес>. На основании вышеизложенного, участки, обозначенные в исковом заявлении прокурора, не являются дорогами в понятии определенном федеральным законом. В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Таким образом, прокурор возлагает на администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» обязанность не предусмотренную действующим законодательством. Кроме того, часть участка № протяженностью 489 метров проходит по земельному участку принадлежащему собственникам многоквартирного <адрес> мкр. Южный <адрес> и являющемуся общим имуществом собственников МКД. Дополнил, что если сквозного движения нет, то и не является автомобильной дорогой. В жилой зоне по проезжей части могут передвигаться как пешеходы, так и транспортные средства. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Родниковский» Ушаков А.С. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора поддерживает. Исходя из Правил дорожного движения 2020 года, принято считать, что спорные объекты являются дорогой, в том числе автомобильной. В Правилах дорожного движения 2020 года имеется понятие «дороги», это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Истец утверждает, что по данной дороге по адресу мкр. Южный, <адрес> имеется разработанный и утвержденный Альфа Дор Проект организации дорожного движения по автомобильным дорогам. Например, по участку дорог № мкр. Южный разработаны работы с установкой пешеходных переходов, с установкой дорожных знаков. Знаки еще не установлены, не обустроены. Альфа Дор Проект запланирован и будет осуществляться. В случае ДТП на спорных участках оформление факта ДТП проходит полное, составляются все процессуальные документы в соответствии с законодательством. В протоколе по делу об административном правонарушении отсутствует прямое указание о месте совершения ДТП, просто делается привязка, например: «у или возле <адрес> мкр.Южный <адрес>». При оформлении ДТП никаких документов о праве собственности на дорогу не запрашивается. Альфа Дор Проект организации дорожного движения разрабатывался с целью безопасности граждан. В частности в мкр.Южный <адрес>, в месте где расположена школа. Экстренные службы могут проехать на <адрес> напрямую через школу № или <адрес> мкр.Южный. Автомобильные знаки могут устанавливаться только на автомобильной дороге. Автомобильный знак «Пешеходный переход» не должен быть установлен на землях общего пользования, например, на поле, расположенном в границах городского поселения.
Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании п. 5 ст.51Федерального закона от <дата>г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог).
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ - дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района в соответствии с ч. 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 раздела IV приказа Минтранса России от <дата> № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», относится к работам по содержанию автомобильных дорог. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, согласно п. 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР от <дата> № ВСН 1-83, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, при этом техническому учету и паспортизации, в соответствии с п. 1.2 данной инструкции, подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Постановлением администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> №» утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» (Т.1 л.д.31).
Согласно перечню дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>», являющегося приложением к постановлению «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» № от <дата>, автомобильная дорога общего пользования в жилой застройке мкр. Южный <адрес>, отсутствует (Т.1 л.д.32-41).
Из муниципального контракта № от <дата> следует, что отдел архитектуры и строительства администрации МО «Родниковский муниципальный район» от имени муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> заключил данный контракт с ООО «АльфаДорПроект» на разработку и актуализацию Альфа Дор Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения расположенных на территории <адрес> (Т.1 л.д.39-45).
Из Альфа Дор Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах в <адрес> том 6, выполненного ООО «АльфаДорПроект» от <дата> (долее по тексту Альфа Дор Проект), следует, что автомобильная дорога мкр. Южный разбита на 4 участка, обозначенных следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м.; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м. (Т.1 л.д.71-113).
Из разъяснений, представленных ООО «АльфаДорПроект» <дата> следует, что указанные выше эксплуатационные участки, согласно техническому заданию и комментариям Заказчика (администрации МО «Родниковский муниципальный район» <адрес>), являются одной дорогой, при этом в Альфа Дор Проект она разбита на участки для более лучшего восприятия дислокации знаков. Начальная и конечная точка определялась Заказчиком. Отношение эксплуатационных участков к той или иной автомобильной дороге не может быть определено Альфа Дор Проект ОДД. При разработке Альфа Дор Проект сведения о принадлежности на праве собственности каких-либо дорог за Родниковским городским поселением не запрашивались и для разработки Альфа Дор Проект ОДД не требуются. Альфа Дор Проект ОДД разрабатываются в соответствии с ГОСТ и другими нормативными документами, с учетом мнения Заказчика (Т.2 л.д.97).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Южный, <адрес>, площадью 5407 кв.м. +/- 26 кв.м. с кадастровым номером 17:15:011904:72 имеет статус записи об объекте недвижимости «актуальные, ранее учтенные». Вид размещенного использования: для размещения среднеэтажного жилого дома. Общая долевая собственность. Доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения. Правообладатель: собственники помещений многоквартирного дома (Т.1 л.д.131).
Из землеустроительного дела по установлению границ в натуре земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Южный, <адрес> следует, что постановлением главы администрации <адрес> от <дата> № за АО «Родники-Текстиль» закреплены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки для жилищного строительства в том числе незавершенное строительство жилого дома в мкр. Южный - 7381 кв.м. (Т1 л.д.170).
Согласно заданию на межевание земельного участка, местоположение которого – <адрес>, мкр. Южный, 15, площадь земельного участка с кадастровым номером 17:15:011904:7<дата> кв.м. (Т.1 л.д.154).
Из кадастрового плана земельного участка от <дата> следует, что правообладателем землепользования по местоположению: <адрес>, мкр. Южный, <адрес> площадью 7381 кв.м. является АО «Родники-Текстиль». В особых отметках имеются сведения о том, что площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании (Т.1 л.д.208).
Из межевого плана и акта согласования местоположения границы земельного участка 37:15:011904:72 от <дата> следует, что площадь земельного участка составляет 5407 кв.м. (Т.1 л.д.192-196).
Из заключения кадастрового инженера от <дата> следует, что настоящий межевой план составлен в целях исправления ошибки, допущенной при выполнении землеустроительных работ по установлению границ в натуре земельного участка, расположенного по <адрес>, мкр. Южный, <адрес> кадастровым номером 37:15:011904:72. Указанная ошибка была допущена ООО «Альтаир» (землеустроительное дело от марта 2006 г. включено в состав приложения). В нарушение пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации при озеленении местоположения границ земельного участка не были учтены элементы озеленения и устройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного объекты. Площадь, полученная в ходе землеустроительных работ, оказалась значительно меньше площади, которая была закреплена под строительство многоквартирного дома, расположенного на ном участке (постановление Главы администрации <адрес> № от <дата>) В ходе кадастровых работ были вновь выполнены измерения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 37:15:011904:72. Местоположение земельного участка было определено в соответствии с границами, существующими на местности более 15 лет и закрепленными с использованием объектов искусственного происхождения. В результате было установлено, что площадь земельного участка составляет 5407 кв.м., что превышает площадь, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) на 2734 кв.м., однако меньше площади, содержащейся в постановлении главы администрации <адрес> № от <дата>. Межевой план подготовил кадастровый инженер Стрельцова И.Н., являющийся членом КИ Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» А СРО «Кадастровые инженеры» (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ N 2887). Сведения о СРО КИ Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» А СРО «Кадастровые инженеры» содержатся в государственном реестре СРО КИ (уникальный номер реестровой записи от «28» октября 2009 г. №) (Т.2 л.д.129).
Свидетель Стрельцова И.Н.в судебном заседании пояснила, что она является кадастровым инженером, работает в этой должности с декабря 2010 года, имеет специальное образование в кадастровой деятельности, а так же высшее строительное образование по специализации экономика. Межевание спорного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Южный, <адрес> проводилось на основании договора подряда с гражданкой ФИО, проживающей в <адрес> мкр.Южный <адрес>. Состоялось собрание жителей <адрес> мкр.Южный <адрес>, Стрельцова И.Н. был предоставлен протокол общего собрания. ФИО обратилась к Стрельцова И.Н. по поводу реестровой ошибки в площади земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Южный, <адрес>. Площадь и границы земельного участка были ранее установлены на основании межевого плана, но эти границы не учитывали статьи ЖК РФ, в частности п.1 ст.36 ЖК РФ. Земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом, должен включать и элементы благоустройства, озеленения, и иные предназначенные для обслуживания и эксплуатации благоустройства данного дома на данном земельном участке. Межевание, которое было проведено ранее, не учитывало эти элементы, и было проведено практически в нескольких метрах от самого дома. Имелось постановление от <дата>, на основании которого под данный строящийся дом, была выделена площадь земельного участка 7.381 кв.м., но по расчетам кадастрового инженера Стрельцова И.Н. площадь получилась меньше, а именно - 5.407 кв.м. Перед домом имеется асфальтированная часть дороги (внутренняя для проезда и прохода), она вошла в площадь земельного участка. Дорогу никак не модифицировали. Статус заасфальтированной части дороги не уточняли. На сайте Департамента Дорожного строительства <адрес> имеется перечень дорог, которые относятся к ним, по данному адресу дороги в перечне не имеется. Площадь получилась меньше чем по документам, однако заказчик и жители дома согласились с этой площадью. До проведения кадастровых работ граница земельного участка проходила практически по дому. В итоге территория получилась в собственности жителей дома, которые занимаются её озеленением и благоустройством. Площадь земельного участка увеличилась впереди многоквартирного дома. Впереди дома собственники этого жилого дома уже начали определенные работы по благоустройству, впереди дома расположены цветники и детские сооружения. То обстоятельство, что ранее на полосе возле дома были установлены знаки дорожного движения «запрещение движения автомобильного транспорта, большегруза» администрацией муниципального образования не имеет значения, поскольку имеющееся дорожное полотно на земельном участке не рассматривалось в качестве автомобильной дороги, так как она отсутствует в перечне дорог Департамента Дорожного хозяйства <адрес>. Это дорога проездного значения. Саму границу земельного участка показывали сами жители, о чем геодезистом был выполнен абрис.
Между многоквартирным домом № мкр. Южный <адрес> и ООО «Служба заказчика» заключен договор управления многоквартирным домом № от <дата> (Т.2 л.д.78-82).
Из сведений, представленных ООО «Служба заказчика» от <дата> следует, что на момент заключения договора управления от <дата> №-ДУ-15 в состав общего имущества многоквартирного дома входил земельный участок, находящийся под МКД общей площадью 2673 кв.м. с кадастровым номером 37:15:011904:0072 от мая 2006 года. Об изменении состава общего имущества собственники помещений МКД № мкр. <адрес> решения не принимали и в управляющую компанию об этом не сообщали (Т.2 л.д.77).
Помощником прокурора <адрес> Мотыгин А.Н. совместно с Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Родниковский» Ушаков А.С. проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории <адрес> в мкр. Южный, у домов 7,8,15,16, в ходе которого установлено следующее: автомобильная дорога, расположенная в мкр. Южный, <адрес> (участок №) эксплуатационный участок от 0 км. + 0 м. до 0 км. до + 500 м. На указанной автомобильной дороге отсутствует асфальтобетонное покрытие, дорожные одежды выполнены от пересечения с <адрес> до <адрес> мкр. Южный, <адрес> выполнены из асфальтной крошки, участок дороги расположенный вдоль многоквартирного дома выполнен из железобетонных плит. Автомобильная дорога, расположенная в мкр. Южный, <адрес> (участок №) эксплуатационный участок от 0 км. + 0 м. до 0 км. до + 297 м. Названная автомобильная дорога пролегает вдоль многоквартирных домов 8, 15, 16, дорожное покрытие выполнено в асфальтобетонном исполнении. Автомобильная дорога, расположенная в мкр. Южный, <адрес> (участок №) эксплуатационный участок от 0 км. + 0 м. до 0 км. до + 312 м. Названная автомобильная дорога пролегает вдоль многоквартирных домов 8,16 дорожное покрытие выполнено в асфальтобетонном исполнении, местами присутствуют ямы, келейность, выбоины (Т.2 л.д.197).
Согласно решениям Совета МО «Родниковский муниципальный район» от <дата> № и Совета МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № администрация муниципального образования «Родниковское городское поселение», реорганизована путем присоединения ее к администрации МО «Родниковский муниципальный район», <адрес>.
Согласно п.1 ст.29 Устава муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>, принятого решением Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение» № от <дата>, полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» исполняет администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (Т.3 л.д.48).
Таким образом, исходя из совокупного анализа законодательства, указанного выше, а также содержанием доказательств, представленных сторонами по делу, суд приходит к выводу о том, эксплуатационные участки дороги мкр.Южный, указанные в исковом заявлении, за исключением земельного участка состоящего на кадастровом учете с номером 37:15:011904:72 проходящего вдоль многоквартирного <адрес> являющего собственностью собственников помещений многоквартирного дома, являются автомобильной дорогой местного значения и подлежит включению в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № и паспортизации.
Суд считает, что указанные эксплуатационные участки имеют дорожное покрытие в виде асфальтной крошки и железобетонных плит, дорожные знаки, и будучи предназначенные для движения транспортных средств, в том числе в целях проезда вдоль многоквартирных домов мкр. Южный, относятся именно к автомобильным дорогам местного значения исходя из правового содержания понятия «автомобильная дорога», изложенного в положениях закона, указанного выше.
Суд также учитывает, что спорные эксплуатационные участки включены ответчиком в Альфа Дор Проект в качестве именно автомобильных дорог местного значения, следовательно, доводы представителя администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в той части, что данные эксплуатационные участки не являются автомобильной дорогой, суд полагает несостоятельными.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 37:15:011904:72 является собственностью жителей многоквартирного <адрес> мкр.Южный, в состав которого входит часть эксплуатационного участка дороги мкр. Южный 1, исковые требования в этой части подлежат отклонению, в том числе и потому основанию, что прокурором заявлен иск об обязании ответчика исполнить законодательство в области безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги местного значения, в состав которой не может входить земельный участок, находящийся в частной собственности одного или нескольких лиц.
Не оспаривалось сторонами также и то, что указанная дорога находится в границах <адрес>.
Таким образом, суд находит исковое заявление прокурора о включении в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № автомобильную дорогу, расположенную в микрорайоне Южный <адрес> с ее участками обозначенными следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м. за исключением земельного участка состоящего на кадастровом учете с номером 37:15:011904:72 проходящего вдоль многоквартирного <адрес> являющего собственностью собственников помещений многоквартирного дома; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м. и ее паспортизации обоснованным, оно направлено на соблюдение органом местного самоуправления своих полномочий по осуществлению дорожной деятельности, по использованию автомобильных дорог в соответствии с законодательством, на защиту интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.
Указание представителя ответчика на самостоятельность органа местного самоуправления при определении в вопросе о порядке проведения технического учета и паспортизации автомобильных дорог само по себе не свидетельствует о необоснованности предъявленных прокурором требований. В отсутствие представления ответчиком допустимых доказательств инициирования соответствующей процедуры в отношении вышеуказанной дороги, предъявленный иск подлежит удовлетворению ввиду состоятельности суждений прокурора об объективной необходимости проведения описанных выше мероприятий, обеспечивающих должную безопасность дорожного движения и способствующих защите охраняемых законом прав граждан.
Среди прочего суд полагает возможным указать на то, что Типовая инструкция ВСН-1-83 регламентирует порядок проведения технического учета и паспортизации дорог, при том, что обязанность выполнения указанных работ возложена на органы местного самоуправления Федеральными законами - от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, с учетом объема, характера, сложности предстоящих работ, суд полагает возможным установить для ответчика срок исполнения решения суда в части включения в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № автомобильную дорогу, расположенную в микрорайоне Южный <адрес> с ее участками обозначенными следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м. за исключением части этого эксплуатационного участка, входящего в состав земельного участка состоящего на кадастровом учете с номером 37:15:011904:72 проходящего вдоль многоквартирного <адрес> являющего собственностью собственников помещений многоквартирного дома; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м. не позднее <дата>, а в части ее паспортизации не позднее <дата>.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины, не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в срок не позднее <дата> включить в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № автомобильную дорогу, расположенную в микрорайоне Южный <адрес> с ее участками обозначенными следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м. за исключением части этого эксплуатационного участка, входящего в состав земельного участка состоящего на кадастровом учете с номером 37:15:011904:72 проходящего вдоль многоквартирного <адрес> являющего собственностью собственников помещений многоквартирного дома; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м.
Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в срок не позднее <дата> провести работу по паспортизации автомобильной дороги автомобильной дороги, расположенной в микрорайоне Южный <адрес> с ее участками обозначенными следующим образом: мкр. Южный участок 1 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 489 м. за исключением части этого эксплуатационного участка, входящего в состав земельного участка состоящего на кадастровом учете с номером 37:15:011904:72 проходящего вдоль многоквартирного <адрес> являющего собственностью собственников помещений многоквартирного дома; мкр. Южный участок 2 эксплуатационный участок дороги 0001315 от 0 км. + 0 км. до 0 км. 297 м.; мкр. Южный участок 3 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 312 м.; мкр. Южный участок 4 эксплуатационный участок дороги 0001315 <адрес> мкр. Южный от 0 км. + 0 км. до 0 км. 621 м.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Созинова
Решение в окончательной форме изготовлено <дата> Н.А.Созинова