Решение по делу № 2-131/2024 от 13.05.2024

УИД № 76RS0009-01-2024-000189-96

Дело №2-131/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Ермакова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обосновании исковых требований указала, что Ермакова С.В. является педагогическим работником, работающим в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности - в дер. Шильпухово д.4 кв.1 Первомайского района ярославской области. В течение нескольких лет Ермакова С.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за отопление – АО «Газпром газораспределение Ярославль», электроснабжение – ПАО «ТНС энерго Ярославль»). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. С 01.01.2019 Ермакова С.В. не получает указанную меру социальной поддержки в полном объеме. Ермакова С.В. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Ермакова С.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, просили применить срок исковой давности, указав, что Ермакова С.В. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) по категории «Педагогический работники МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс), Порядком расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п (далее - Порядок). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса, компенсация педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось отделом труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником указанного учреждения, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п «О создании государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». С 01.04.2023 в соответствии с Законом Ярославской области от 20.12.2022 «69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», ГКУ ЯО «ЕЦСВ» переданы государственные полномочия, в том числе и выплаты по компенсации. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Истец просит восстановить меру социальной поддержки в виде компенсации как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи с 01.01.2019. В соответствии с п. 2.3 Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет компенсации по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц. Расчет сумм компенсации Ермаковой С.В. по услугам производят следующие организации: электроснабжение - ПАО «ТНС энерго Ярославль», сетевое газоснабжение - ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль». В настоящее время перерасчет сумм компенсации с учетом членов семьи Ермаковой С.В. по услуге «электроснабжение» произвело ПАО «ТНС энерго Ярославль»: в ноябре 2023 за 2023 год в размере 3484,26 руб.; в феврале 2024 г. за период 2021-2022 гг. в размере 8136,56 руб.; в марте 2024 г. перерасчет за период с 2019-2020 г.г. в размере 7891,32 руб. Согласно п.3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Со стороны ГКУ ЯО «ЕЦСВ» компенсация Ермаковой С.В. выплачивается в полном объеме в соответствии с суммами, начисленными рассчитывающими организациями, на расчетный счет в кредитной организации.

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Ермаков А.К., Ермаков Д.А., несовершеннолетний Ермаков К.А., в интересах которого действует Ермакова С.В., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрение дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Ермакова Светлана Владимировна является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, а именно, с 01.09.2007 г. по настоящее время работает в образовательном учреждении ГУ ЯО «Первомайский детский дом» (ранее МОУ ЯО «Первомайский детский дом») в должности воспитателя, а в последствии в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что подтверждается записями трудовой книжки АТ-VII № 3545933 на имя Ермаковой С.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2024, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> площадью 79,1 кв.м., находится в общей долевой собственности истца Ермаковой С.В. (1/4 доли в праве общей долевой собственности), третьих лиц – Ермакова А.К. (1/4 доли в праве общей долевой собственности), Ермакова Д.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности) и Ермакова К.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности).

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Ермакова С.В. (с 10.01.2000 г. по настоящее время), третьи лица – Ермаков А.К. (супруг истца, с 02.02.2000 г. по настоящее время), Ермаков Д.А. (сын истца, с 10.01.2000 г. по настоящее время), Ермаков К.А. (сын истца, с 20.09.2010 г. по настоящее время). Указанные сведения подтверждаются справкой миграционного пункта Отд МВД России по Первомайскому району от 23.05.2024.

Ермакова С.В., в соответствии со сведениями личного дела получателя ежемесячной денежной компенсации №1602671, а также сведений ГКУ ЯО «ЕЦСВ», является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогические работники МОУ» с 01.01.2012 г. по настоящее время. При этом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в отношении жилого помещения – дома по адресу: <адрес>.

До 01.01.2019 истец Ермакова С.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019), которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Вместе с тем, супруг и два сына истца, - соответственно Ермаков А.К., Ермаков Д.А. и Ермаков К.А. являются членами семьи истца Ермаковой С.В., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 01.01.2019 истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи (с учетом даты регистрации указанных лиц в жилом помещении) педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2019.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 01.01.2019 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01.01.2019 г.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ермаковой С.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи, денежные средства начали поступать на расчетный счет истца, однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.

Вместе с тем, ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знал об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратился в суд 13.05.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 13.05.2021 г. (в отношении всех членов семьи истца).

На основании вышеизложенного, требования истца следует удовлетворить частично.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ермаковой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 13.05.2021 года восстановить Ермаковой Светлане Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7821 выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Ярославской области, код подразделения 762-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: супруга Ермакова Алексея Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Ермакова Дмитрия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Ермаковой Светланы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7821 выдан 17.03.2022 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 762-020,возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 18.06.2024.

Судья Грачёва Е.И.

УИД № 76RS0009-01-2024-000189-96

Дело №2-131/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Ермакова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обосновании исковых требований указала, что Ермакова С.В. является педагогическим работником, работающим в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности - в дер. Шильпухово д.4 кв.1 Первомайского района ярославской области. В течение нескольких лет Ермакова С.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за отопление – АО «Газпром газораспределение Ярославль», электроснабжение – ПАО «ТНС энерго Ярославль»). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. С 01.01.2019 Ермакова С.В. не получает указанную меру социальной поддержки в полном объеме. Ермакова С.В. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Ермакова С.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, просили применить срок исковой давности, указав, что Ермакова С.В. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) по категории «Педагогический работники МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс), Порядком расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п (далее - Порядок). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса, компенсация педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось отделом труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником указанного учреждения, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п «О создании государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». С 01.04.2023 в соответствии с Законом Ярославской области от 20.12.2022 «69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», ГКУ ЯО «ЕЦСВ» переданы государственные полномочия, в том числе и выплаты по компенсации. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Истец просит восстановить меру социальной поддержки в виде компенсации как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи с 01.01.2019. В соответствии с п. 2.3 Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет компенсации по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц. Расчет сумм компенсации Ермаковой С.В. по услугам производят следующие организации: электроснабжение - ПАО «ТНС энерго Ярославль», сетевое газоснабжение - ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль». В настоящее время перерасчет сумм компенсации с учетом членов семьи Ермаковой С.В. по услуге «электроснабжение» произвело ПАО «ТНС энерго Ярославль»: в ноябре 2023 за 2023 год в размере 3484,26 руб.; в феврале 2024 г. за период 2021-2022 гг. в размере 8136,56 руб.; в марте 2024 г. перерасчет за период с 2019-2020 г.г. в размере 7891,32 руб. Согласно п.3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Со стороны ГКУ ЯО «ЕЦСВ» компенсация Ермаковой С.В. выплачивается в полном объеме в соответствии с суммами, начисленными рассчитывающими организациями, на расчетный счет в кредитной организации.

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Ермаков А.К., Ермаков Д.А., несовершеннолетний Ермаков К.А., в интересах которого действует Ермакова С.В., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрение дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Ермакова Светлана Владимировна является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, а именно, с 01.09.2007 г. по настоящее время работает в образовательном учреждении ГУ ЯО «Первомайский детский дом» (ранее МОУ ЯО «Первомайский детский дом») в должности воспитателя, а в последствии в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что подтверждается записями трудовой книжки АТ-VII № 3545933 на имя Ермаковой С.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2024, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> площадью 79,1 кв.м., находится в общей долевой собственности истца Ермаковой С.В. (1/4 доли в праве общей долевой собственности), третьих лиц – Ермакова А.К. (1/4 доли в праве общей долевой собственности), Ермакова Д.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности) и Ермакова К.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности).

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Ермакова С.В. (с 10.01.2000 г. по настоящее время), третьи лица – Ермаков А.К. (супруг истца, с 02.02.2000 г. по настоящее время), Ермаков Д.А. (сын истца, с 10.01.2000 г. по настоящее время), Ермаков К.А. (сын истца, с 20.09.2010 г. по настоящее время). Указанные сведения подтверждаются справкой миграционного пункта Отд МВД России по Первомайскому району от 23.05.2024.

Ермакова С.В., в соответствии со сведениями личного дела получателя ежемесячной денежной компенсации №1602671, а также сведений ГКУ ЯО «ЕЦСВ», является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогические работники МОУ» с 01.01.2012 г. по настоящее время. При этом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в отношении жилого помещения – дома по адресу: <адрес>.

До 01.01.2019 истец Ермакова С.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019), которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Вместе с тем, супруг и два сына истца, - соответственно Ермаков А.К., Ермаков Д.А. и Ермаков К.А. являются членами семьи истца Ермаковой С.В., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 01.01.2019 истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи (с учетом даты регистрации указанных лиц в жилом помещении) педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2019.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 01.01.2019 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01.01.2019 г.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ермаковой С.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи, денежные средства начали поступать на расчетный счет истца, однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.

Вместе с тем, ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знал об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратился в суд 13.05.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 13.05.2021 г. (в отношении всех членов семьи истца).

На основании вышеизложенного, требования истца следует удовлетворить частично.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ермаковой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 13.05.2021 года восстановить Ермаковой Светлане Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7821 выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Ярославской области, код подразделения 762-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: супруга Ермакова Алексея Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Ермакова Дмитрия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Ермаковой Светланы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7821 выдан 17.03.2022 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 762-020,возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 18.06.2024.

Судья Грачёва Е.И.

2-131/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ермакова Светлана Владимировна
Ответчики
Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского МР ЯО
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единый центр социальных выплат Ярославской области"
Другие
Информация скрыта
АО «ЯрОбл ЕИРЦ»
Ермаков Дмитрий Алексеевич
Ермаков Алексей Константинович
ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»
ПАО «ТНС энерго-Ярославль»
Суд
Первомайский районный суд Ярославской области
Судья
Грачёва Елена Ивановна
Дело на странице суда
pervomaysky.jrs.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024Дело оформлено
13.08.2024Дело передано в архив
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее