Дело №2-131/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 г. п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
у с т а н о в и л :
Ермакова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обосновании исковых требований указала, что Ермакова С.В. является педагогическим работником, работающим в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности - в дер. Шильпухово д.4 кв.1 Первомайского района ярославской области. В течение нескольких лет Ермакова С.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за отопление – АО «Газпром газораспределение Ярославль», электроснабжение – ПАО «ТНС энерго Ярославль»). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. С 01.01.2019 Ермакова С.В. не получает указанную меру социальной поддержки в полном объеме. Ермакова С.В. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.
В судебное заседание истец Ермакова С.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, просили применить срок исковой давности, указав, что Ермакова С.В. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) по категории «Педагогический работники МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс), Порядком расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п (далее - Порядок). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса, компенсация педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось отделом труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником указанного учреждения, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п «О создании государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». С 01.04.2023 в соответствии с Законом Ярославской области от 20.12.2022 «69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», ГКУ ЯО «ЕЦСВ» переданы государственные полномочия, в том числе и выплаты по компенсации. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Истец просит восстановить меру социальной поддержки в виде компенсации как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи с 01.01.2019. В соответствии с п. 2.3 Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет компенсации по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц. Расчет сумм компенсации Ермаковой С.В. по услугам производят следующие организации: электроснабжение - ПАО «ТНС энерго Ярославль», сетевое газоснабжение - ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль». В настоящее время перерасчет сумм компенсации с учетом членов семьи Ермаковой С.В. по услуге «электроснабжение» произвело ПАО «ТНС энерго Ярославль»: в ноябре 2023 за 2023 год в размере 3484,26 руб.; в феврале 2024 г. за период 2021-2022 гг. в размере 8136,56 руб.; в марте 2024 г. перерасчет за период с 2019-2020 г.г. в размере 7891,32 руб. Согласно п.3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Со стороны ГКУ ЯО «ЕЦСВ» компенсация Ермаковой С.В. выплачивается в полном объеме в соответствии с суммами, начисленными рассчитывающими организациями, на расчетный счет в кредитной организации.
Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.
Третьи лица – Ермаков А.К., Ермаков Д.А., несовершеннолетний Ермаков К.А., в интересах которого действует Ермакова С.В., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрение дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.
Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.
Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Ермакова Светлана Владимировна является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, а именно, с 01.09.2007 г. по настоящее время работает в образовательном учреждении ГУ ЯО «Первомайский детский дом» (ранее МОУ ЯО «Первомайский детский дом») в должности воспитателя, а в последствии в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что подтверждается записями трудовой книжки АТ-VII № 3545933 на имя Ермаковой С.В.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2024, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> площадью 79,1 кв.м., находится в общей долевой собственности истца Ермаковой С.В. (1/4 доли в праве общей долевой собственности), третьих лиц – Ермакова А.К. (1/4 доли в праве общей долевой собственности), Ермакова Д.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности) и Ермакова К.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности).
В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Ермакова С.В. (с 10.01.2000 г. по настоящее время), третьи лица – Ермаков А.К. (супруг истца, с 02.02.2000 г. по настоящее время), Ермаков Д.А. (сын истца, с 10.01.2000 г. по настоящее время), Ермаков К.А. (сын истца, с 20.09.2010 г. по настоящее время). Указанные сведения подтверждаются справкой миграционного пункта Отд МВД России по Первомайскому району от 23.05.2024.
Ермакова С.В., в соответствии со сведениями личного дела получателя ежемесячной денежной компенсации №1602671, а также сведений ГКУ ЯО «ЕЦСВ», является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогические работники МОУ» с 01.01.2012 г. по настоящее время. При этом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в отношении жилого помещения – дома по адресу: <адрес>.
До 01.01.2019 истец Ермакова С.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019), которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.
Вместе с тем, супруг и два сына истца, - соответственно Ермаков А.К., Ермаков Д.А. и Ермаков К.А. являются членами семьи истца Ермаковой С.В., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 01.01.2019 истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи (с учетом даты регистрации указанных лиц в жилом помещении) педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.
Согласно ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».
Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.
Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.
Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Данные изменения вступили в силу с 01.01.2019.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.
Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 01.01.2019 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01.01.2019 г.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).
С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».
В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.
Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.
В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ермаковой С.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи, денежные средства начали поступать на расчетный счет истца, однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.
Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.
Вместе с тем, ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.
Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).
В данном случае истец знал об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратился в суд 13.05.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 13.05.2021 г. (в отношении всех членов семьи истца).
На основании вышеизложенного, требования истца следует удовлетворить частично.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермаковой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 13.05.2021 года восстановить Ермаковой Светлане Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7821 № выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Ярославской области, код подразделения 762-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: супруга Ермакова Алексея Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Ермакова Дмитрия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Ермаковой Светланы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7821 № выдан 17.03.2022 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 762-020,возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2024.
Судья Грачёва Е.И.