РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г Москва 16 июля 2019 года
Хорошевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Яблокова Е.А. при секретаре судебного заседания Парфеновой Д.О.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1971/2019 по исковому заявлению Розенфельд Виктории Валерьевны, действующей в своих интересах и интересах Степановой Варвары Игоревны, Степановой Анны Игоревны о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ :
Истец Розенфельд В.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Степановой В.И, Степановой А.И. обратилась в суд с иском к ответчику ДГИ Москвы с требованиями о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка. В обоснование исковых требований истец указал, что между Фио и Департаментом земельных ресурсов города Москвы дата был заключен договор аренды земельного участка площадью ... кв. м., по адресу: адрес, сроком до 23.03.2054 г. На данном участке находится жилой дом, который был в собственности у Фио, на основании договора купли-продажи от дата 22.03.2016 г. Фио умер, единственными наследниками являются дочери умершего - несовершеннолетние Степанова В.И. и Степанова А.И. На основании свидетельства о праве на наследства от дата Степанова В.И. и Степанова А.И. являются собственниками по 14 доли жилого дома, по адресу: адрес, также им перешли права на земельный участок, на котором расположен дом. Указанный жилой дом, является единственным жильём несовершеннолетних истцов и их матери Розенфельд В.В. 15.08.2018 г. в Департамент городского имущества г. Москвы было подано заявление о выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды указанного земельного участка. 16.10.2018 г. решением Департамента городского имущества города Москвы было отказано в выдаче дополнительного соглашения, отказ был выслан только 28.11.2018 г. Отказ ответчика мотивирован тем, что Департамент городского имущества города Москвы посчитал, что имеется нецелевое использование земельного участка, на основании акта Госинспекции по недвижимости от 09.10.2018 г, о котором заявителю известно не было данный акт в адрес заявителя не высылался. Истец просил суд признать незаконным решение (отказ) от 16.10.2018 г. Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги: "выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды от дата земельного участка площадью ... кв. м., по адресу: адрес;"; обязать Департамент городского имущества города Москвы в течении месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем оказания истцам государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" и выдать дополнительное соглашение к договор аренды земельного участка в части изменения сторон (арендатора) по указанному договору.
Истец Розенфельд В.В. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ДГИ Москвы в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменных возражений.
Представитель органа опеки, попечительства и патронажа по району Строгино г. Москвы явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен, причины неявки вызванных в судебное заседание лиц к назначенному времени признаны судом неуважительными, дело рассмотрено судом при данной явке, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) город Москва, как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в его собственности.
Согласно абз. 4 и. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - 137 - ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП утверждены Административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом
Как следует из п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В ст. 72 ЗК РФ, указывается, что за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации гражданами в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти города Москвы осуществляется муниципальный земельный контроль.
Статья 71.2 ЗК РФ устанавливает, что в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля (надзора), проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными и другими методами.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушения земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Судом установлено, что 15.08.2018 в адрес Департамента поступали запросы от Розенфельд В.В. по вопросу предоставления государственной услуги «Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды» в отношении земельного участка с адресными ориентирами: адрес.
Из искового заявления следует, что препятствием для внесения изменений в договор аренды №... от дата земельного участка на котором расположен принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности жилой дом является факт о самовольном строительстве, однако земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий Истцам, является государственной собственностью.
Пунктом 2.10.1.2 Административного регламента, на основании которого подлежит оказанию затребованная истцами государственная услуга, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве», а именно: наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В рамках Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП, было проведено обследование земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: адрес.
В Едином государственном реестре недвижимости, имеется информация о том, что Степановой И.Ф., Степановой А,И., Степановой В.И. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом.
В установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти города Москвы была организована проверка, согласно которой выявлена незаконная постройка, по результатам обследования был составлен акт от 09.10.2018 № 9005440 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта, согласно которому к указанному жилому дому была возведена пристройка обладающая признаками самовольного строительства.
В связи с тем, что акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в Департамент не поступал, в предоставлении испрашиваемой государственной услуги было отказано.
В соответствии с п. 31 ст. 24 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ. Исходя из буквального толкования указанной нормы федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Так, согласно пп. 3 п. 5 ст. 4.1. Закона № 48 «О землепользовании в городе Москве» основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными ЗК РФ, в том числе является, наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как следует из п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях реконструкции объекта застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений орган исполнительной власти с приложением правоустанавливающего документа на земельный участок, предусматривающего проведение на указанном земельном участке строительных работ, градостроительного плана земельного участка, материалов, содержащихся в проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Представитель ДГИ Москвы в судебном заседании полагал не основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства заявленные истцом требования, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается , как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и разрешая спор в пределах заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Доводы стороны истца, изложенные в исковом заявлении, суд полагает подлежащими отклонению , как основанными на субъективном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
Доводы ответчика суд полагает заслуживающими внимания, поскольку они последовательны, непротиворечивы и подтверждены материалами дела; изменение площади и этажности здания относится к реконструкции, следовательно требовало получения соответствующего разрешения до начала работ, а при регистрации в сведениях ЕГРН - выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию. Учитывая, что строительство осуществлялось на земельном участке, не предоставленном для данных целей, разрешение на строительство (реконструкцию) и разрешение на ввод указанного объекта по данному адресу отсутствует, что подтверждено материалами гражданского дела, расположенный на земельном участке объект обладает признаками самовольной постройки. Суд принимает во внимание то обстоятельство, что отказы ДГИ Москвы в предоставлении указанной выше государственной услуги в судебном порядке незаконным признаны не были.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Розенфельд Виктории Валерьевны, действующей в своих интересах и интересах Степановой Варвары Игоревны, Степановой Анны Игоревны о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы, выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хорошевский районный суд города Москвы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Яблоков