(№ 2-1946/2022)
УИД 59RS0011-01-2022-002527-62
Судья Жужгова А.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 19 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.
судей Кляусовой И.В., Высочанкой О.Ю.
при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Екатерины Сергеевны к администрации г. Березники о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 29.07.2022.
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Панова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указала, что является лицом, из числа детей сирот, состоит на учете администрации г. Березники, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Зарегистрирована в жилом помещении по адресу: г. Соликамск, с. ****, в данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек, установлен факт невозможности проживания в данном жилом помещении, в настоящее время истец проживает в общежитии по адресу: г. Березники, ул. ****.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация г. Березники Пермского края. Апеллянт не оспаривает статус истца как ребенка-сироты, а также право истца на получение социальных льгот. Повторяя обстоятельства дела, апеллянт указывает, что 12.10.2021 Панова Е.С., дата рождения, включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, датой наступления основания предоставления жилого помещения истцу является 12.10.2021. Ответчиком осуществлялись действия по обеспечению истца жильем, установленные законодательством сроки не нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых истец включен в необходимые списки и будет обеспечена жильем. Списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ежеквартально направляются в Министерство социального развития Пермского края для составления сводного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального и краевого бюджетов, на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате наступления основания (права) и дате включения в список. В указанные списки истец включена и подлежит обеспечению жильем. В связи с этим апеллянт полагает, что ответчик не нарушил права истца на обеспечение жилым помещением. Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика о том, что само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности на ответчика предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке на учет и обеспечению жильем Пановой Е.С. Истцу не отказано в предоставлении жилья, истец не утратил право на получение такого жилья в установленном законом порядке. В 2022 году из федерального бюджета и бюджета Пермского края в бюджет муниципального образования «Город Березники» выделены субвенции для приобретения 15 жилых помещений для детей-сирот. Формирование списка, по которому дети-сироты получают жилые помещения, происходит в Автоматизированной системе «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан». Администрацией города Березники 18.01.2022 в Автоматизированной системе сформирован список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2022 году. В указанный список детей-сирот попали лица, у которых основания предоставления жилого помещения наступили в 2015-2016 годах. Всего в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Город Березники» в настоящее время стоят 280 лиц, из них у 206 лиц право на получение жилья возникло, но не реализовано. Выделение Правительством Пермского края субвенций на обеспечение 15 из 206 лиц является нарушением со стороны Правительства Пермского края законных прав 191 лица. В свою очередь ответчиком проведены все возможные мероприятия по информированию Правительства Пермского края о необходимости устранения указанных нарушений: направлены запросы в адрес Губернатора Пермского края, Министерство строительства Пермского края о необходимости увеличения объемов финансирования с целью предотвращения нарушения законных прав лиц, у которых уже возникло право на получение жилого помещения. Правительством Пермского края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений для детей-сирот.
В суд апелляционной инстанции администрация города Березники, Министерство социального развития Пермского края, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края своих представителей не направили, истец не явилась, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).
По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что родителями Пановой Екатерины Сергеевны, дата рождения, являются Н. и П.
П. умер дата.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 21.05.2002 Н. лишена родительских прав, в том числе в отношении Пановой Екатерины Сергеевны.
Н. умерла дата.
Согласно постановлению главы местного самоуправления Соликамского района от 24.06.2002 № 224 и приказа МОУ «Чердынский детский дом» от 02.07.2002 № 37 Панова Е.С. передана на содержание и воспитание в детское учреждение и зачислена в число воспитанников Чердынского детского дома.
Постановлением главы местного самоуправления Чердынского района Пермской области от 05.05.2003 № 221 Панова Е.С. передана на попечение в приемную семью.
Постановлением главы администрации Родниковского сельсовета № 11 от 30.04.2002 за Пановой Е.С. закреплено жилое помещение по адресу: с. Родники, ул. ****.
19.07.2012 между администрацией Родниковского сельского поселения и Ю. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения № 257, из которого следует, что нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передается изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 46, кв.м., по адресу: Пермский край, Соликамский район, с. Родники, ул. ****, в качестве членов семьи совместно с нанимателем вселяются: А. (сестра), В. (сестра), Панова Е.С. (сестра).
Панова Е.С. зарегистрирована по адресу: Соликамский район, с. ****.
Панова Е.С. на период с 13.09.2019 по 30.06.2022 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Березники, ул. ****.
Межрайонным территориальным управлением № 7 Министерства социального развития Пермского края 05.08.2021 вынесено заключение № 2630 об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения по адресу: Пермский край, Соликамский район, с. **** составляет 46,1 кв.м., количество проживающий 7 человек, общая площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении -6,5 кв.м., что менее учетной нормы, установленной постановлением Администрации Соликамского городского округа от 16.10.2019 № 2121-па и составляющей 10 кв.м., общей площади на одного члена семьи.
Постановлением муниципального образования «город Березники» Пермского края администрация города Березники от 12.10.2021 Панова Е.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно письму Администрации города Березники от 13.10.2021 Панова Е.С. включена в Список города Березники.
Панова Е.С. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу: Соликамский район, с. ****.
Решением советов депутатов Родниковского сельского поселения от 15.07.2010 утверждена учетная норма площади жилого помещения для учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 12 кв.м.
Согласно адресным справкам в данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек, площадь жилого помещения составляет 46,1 кв.м., общая площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении -7,7 кв.м. таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, менее учетной нормы, установленной постановлением Администрации Соликамского городского округа от 16.10.2019 № 2121-па.
Панова Е.С. жилых помещений в собственности не имеет.
До настоящего времени Панова Е.С. не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением её прав.
Установив изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Панова Е.С. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования Пановой Е.С. о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.
Доказательства тому, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Панова Е.С. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены.
На сегодняшний день Панова Е.С. не обеспечена жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».
Действующим законодательством (ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.
Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края, Министерством строительства Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий, а ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом формирование и ведение указанного выше списка направлено в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.
Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствует, вопреки позиции ответчика, об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.
Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, ранее истца.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку нарушения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущены, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п внесены изменения в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в частности, из абзаца третьего п. 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, исключены слова: «, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».
В постановлении Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п "Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края" (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 20 февраля 2018 г. N 75-п, от 19 июня 2018 г. N 322-п, от 06 декабря 2018 г. N 767-п, от 13 ноября 2019 г. N 826-п, от 29 сентября 2021 г. N 713-п) в пункте 1.4 в абзаце втором исключены слова: «, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».
Соответствующие изменения вступили в законную силу с 01.07.2022, в связи с чем резолютивную часть решения суда следует уточнить в указанной части, что не влечет отмену постановленного судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 29.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники – без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Березниковского городского суда от 29.07.2022, исключив из резолютивной части указание на предоставление жилого помещения, в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24.10.2022.