ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
с участием:
административного истца Катеринчук О.П.,
представителя административного истца адвоката Русакова А.А., действующего на основании ордера №75 от 06.07.2018,
представителя административного ответчика Главы муниципального образования «Сортавальское городское поселение» Ивановой А.А., действующей на основании доверенности,
в отсутствие заинтересованного лица – Совета Сортавальского городского поселения, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Катеринчук Ольги Петровны к Главе муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о признании незаконным градостроительного плана земельного участка и понуждении выдать новый градостроительный план в соответствии с действующим законодательством,
установил:
Катеринчук О.П. обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим «Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения» в части, а также признании незаконным действий Главы Сортавальского городского поселения по выдаче Градостроительного плана земельного участка.
Определением суда от 09.06.2018 требования Катеринчук О.П. к Главе Сортавальского городского поселения о признании незаконным действия по выдаче градостроительного плана земельного участка и понуждении выдать новый градостроительный план в соответствии с действующим законодательством выделены в отдельное производство.
Административное дело по административному иску Катеринчук Ольги Петровны к Совету Сортавальского городского поселения о признании нормативного правового акта недействующим передано на рассмотрение по подсудности в Верховный Суд Республики Карелия на основании определения от 09.06.2018.
В судебном заседании административный истец Катеринчук О.П. и ее представитель адвокат Русаков А.В. уточнили свои требования, указав, что действия Главы по выдаче градостроительного плана являются законными, но простят признать суд незаконным сам градостроительный план, имеющий ограничения в отношении земельного участка Катеринчук О.П. В обоснование требования указывают, что границы зоны Р-2 на месте не определены, в связи с чем установить местонахождение участка административного истца именно в данной зоне не представляется возможным. Обращают внимание, что в кадастровом паспорте на спорный земельный участок никаких ограничений не содержатся. Также просят обязать Главу выдать новый градостроительный план без каких-либо ограничений в отношении поименованного земельного участка. Просили уточненный административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Иванова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что решением Совета Сортавальского городского поселения №282 от 24.04.2013 утверждены Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения (ПЗЗ). Административный истец обралась в администрацию Сортавальского городского поселения с заявлением о выдаче градостроительного плана, который в установленном законом порядке и в установленный срок ей был выдан 26.02.2018. В указанном плане отражено, что допустимая зона для застройки отсутствует, в связи с ограничениями использования земельных участков, находящихся в зоне «Р-2» и расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий. Согласно ст. 51 ПЗЗ Зона «Р-2» это зона зеленых насаждений общего пользования. Вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство в данной зоне отсутствует. Соответственно, все это было отражено в градостроительном плане. Кроме того, просила обратить внимание на то, что данный участок Согласно историко- архитектурного плана и зон охраны памятников г. Сортавала, расположен в зоне «Л-6» - парковой зоне, где также запрещено строительство зданий и сооружений. Таким образом, выданный административному истцу план полностью соответствует ПЗЗ Сортавальского городского поселения и требованиям действующего законодательства. Просит в иске полностью отказать.
Заинтересованное лицо, Совет Сортавальского городского поселения, в судебное заседание своего представителя не направил, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца и его представителя, пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу п. 1 ст. 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
Согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
На основании части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В составе проектов межевания территорий может осуществляться подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков.
В силу части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, городского округа установлены в статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства (часть 15 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен участок.
Данная правовая позиция нашла прямое отражение в действующей редакции статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, градостроительный план земельного участка должен содержать информацию о строительных характеристиках земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях в документации по планировке территории.
Согласно п. 5 и п. 6 поименованной статьи в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Из материалов дела следует, что 14.12.2017 Катеринчук О.П. заключила с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия договор аренды земельного участка №04-м/07.
Согласно п. 1.1 Договора административному истцу предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, площадью 1135 кв.м., вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.
Договор аренды заключен сроком на 20 лет (п. 2.1 Договора).
26.02.2018 Катеринчук О.П. был выдан градостроительный план земельного участка, согласно которому документация по планировке территории не утверждена.
Из поименованного градостроительного плана усматривается, что допустимая зона для застройки на участке, предоставленном административному истцу в аренду (кадастровый <Номер обезличен>) отсутствует в связи с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в зоне «Р-2», а также в зоне «Л-6», расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, и устанавливаются в соответствии со ст. 63-70 Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения.
Согласно п. 5 градостроительного плана на спорном земельном участке запрещено строительство зданий и сооружений в связи с нахождением участка в зоне «Парковая территория».
Согласно ответу прокуратуры г. Сортавала на обращение Катеринчук О.П. следует, что поименованный выше градостроительный план земельного участка соответствует требованиям ст. 57.3 ГрК РФ, подготовлен в соответствии с утвержденными документами территориального планирования Сортавальского городского поселения. Нарушений градостроительного и земельного законодательства администрацией Сортавальского городского поселения не допущено.
Проанализировав представленные суду материалы суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании выданного Катеринчук О.П. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером на конце :24 с установленными в нем ограничениями.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.
Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Таким образом, законодательство предусматривает ограничение права собственника земельного участка осуществлять строительство объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка.
Довод стороны ответчика о том, что в кадастровом паспорте земельного участка обременения в отношении участка не установлены, суд не может принять во внимание, поскольку в силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения представляют собой документ территориального планирования муниципального образования (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и в силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательным. Ими предусмотрено отнесение территории, на которой находится принадлежащий административному истцу земельный участок, к зоне Р-2 «Зона зеленых насаждений общего пользования». Кроме того, земельный участок находится в границах зоны «Л-6» (парковая территория). Строительство в данных зонах индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Кроме того, согласно Выписке из ЕГРН в отношении земельного участка в графе «Статус записи об объекте недвижимости» указано, что сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Довод административного истца Катеринчук О.П. о том, что границы зон на местности не установлены и невозможно определить местонахождение ее земельного участка в зоне «Р-2» опровергается материалами дела. Из представленной выписки из публичной кадастровой карты следует, что участок с кадастровым номером на конце :24 расположен в территориальной зоне «Р-2».
При этом необходимо отметить, что с 1 июля 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которым признана утратившей силу статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая требования к подготовке и содержанию градостроительного плана земельного участка как одного из видов документации по планировке территории.
С момента вступления в действие новой редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка исключен из видов документации по планировке территории. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
При указанных обстоятельствах, суд исходит из того, что представленные административным ответчиком доказательства свидетельствуют о соблюдении требований действующего законодательства при подготовке и выдаче градостроительного права земельного участка, который прав административного истца не нарушает, так как носит информационный характер и отражает только те сведения, которые были утверждены ранее органами государственной власти и никем не оспорены.
Следовательно, не подлежат удовлетворению требования Катеринчук О.П. о выдаче нового градостроительного плана спорного земельного участка без указания ограничений в его использовании.
Следует также отметить, что административный истец, полагающий, что в результате применения документов градостроительного зонирования, не реализуются его права и законные интересы как собственника участка, не лишен возможности инициировать процесс внесения изменений в правила землепользования и застройки в порядке пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Катеринчук О.П. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено: 12.07.2018.