Решение по делу № 2-7/2024 (2-611/2023;) от 22.06.2023

Дело № 2 – 7/2024 (УИД 53RS0003-01-2023-000650-75)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года                         г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Носовой,

при секретаре Я.М. Бикмансуровой,

с участием представителя истца М.А. Майорова,

представителя ответчика – представителя общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная служба заказчика» А.С. Кондрина,

представителя ответчика – представителя общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» Н.О. Мальцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майоровой Елены Олеговны к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная служба заказчика», обществу с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород», обществу с ограниченной ответственностью «Глонасс – Т» о признании незаконными действий по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию, обязании произвести перерасчет, признании незаконным ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии,

у с т а н о в и л:

Майорова Е.О. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная служба заказчика» (далее Общество) о признании незаконными действий по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию, обязании произвести перерасчет. Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет Общество, которое в период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 года без наличия законных оснований начисляло плату за потребленную электрическую энергию по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток. Так, 29.10.2022 обществом с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» (далее ООО «ТНС энерго Великий Новгород») была произведена замена принадлежащего истцу прибора учета электрической энергии. Замена прибора учета была осуществлена без надлежащего уведомления истца и в его отсутствие. Акт допуска нового прибора в эксплуатацию, уведомление о проведении замены прибора учета, а также демонтированный старый прибор учета находились на лестничной площадке около входной двери квартиры. Электриком ООО «ТНС энерго Великий Новгород» был демонтирован однотарифный прибор учета «СО-И446», установлен новый прибор «Фобос – 1», имеющий жидкокристаллический дисплей и способный измерять и сохранять данные по потребленной электрической энергии как с одного до четырех тарифов, так и суммарно. Технический паспорт к вновь установленному прибору оставлен не был. В платежном документе по оплате жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2022 года Обществом оплата за потребленную электрическую энергию, которая ранее осуществлялась по одному тарифу, начислена из расчета двух тарифов (день и ночь), однако письменное уведомление либо заявление о выборе тарифа истцу не направлялось. Полагает, что при изложенных обстоятельствах начисление платы за потребленную электрическую энергию должно было производиться по одному тарифу суммарно. С ноября 2022 года истцу начисляется плата за потребление электрической энергии по прибору учета «Фобос – 1» из расчета двух тарифов, сумма необоснованных начислений составляет 825 рублей 96 копеек. Просит восстановить нарушенное право путем удовлетворения исковых требований.

Воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), истец Майорова Е.О., уточнив и увеличив исковые требования, в конечной редакции просила признать незаконным ввод 29.10.2022 в эксплуатацию прибора учета электрической энергии «Фобос – 1», не принимать данный прибор учета в качестве расчетного, возложить на Общество обязанность произвести перерасчет начисления платы с ноября 2022 года до 30.11.2023.

    В ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «ТНС энерго Великий Новгород», общество с ограниченной ответственностью «Глонасс-Т» (далее ООО «Глонасс-Т»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области.

Истец Майорова Е.О., представители соответчика – ООО «Глонасс-Т», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца Майоров М.А. поддержал исковые требования Майоровой Е.О. по изложенным в иске основаниям, одновременно объяснил, что в ходе анализа платежных документов за спорный период было установлено, что начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения произведено истцу исходя из показаний индивидуального прибора учета электрической энергии «Фобос – 1», в то время как при установке и вводе прибора учета в эксплуатацию потребитель участия не принимал, о планируемой установке прибора учета Майорова Е.О. уведомлена не была. Таким образом, индивидуальный прибор учета электрической энергии «Фобос – 1» в эксплуатацию в установленном порядке не вводился, следовательно, учитывать показания данного счетчика и начислять плату за потребленную электроэнергию по показаниям данного прибора учета незаконно. В соответствии с нормами действующего законодательства при отсутствии надлежащей процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета плата за коммунальные ресурсы начисляется по нормативу потребления. Собственником жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, направлялось заявление о необходимости перепрограммирования индивидуального прибора учета электрической энергии. Выбор соответствующего варианта тарифа для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, по которому энергоснабжающая организация обязана производить начисления платы потребителю, определяется исключительно самим потребителем. Также указал, что истцом не заявляется требование о взыскании денежных средств в размере 825 рублей 96 копеек, представляя в суд расчеты, истец Майорова Е.О. привела сумму необоснованно начисленных денежных средств, указала размер.

Представитель ответчика – представитель Общества исковые требования Майоровой Е.О. не признал, доводы привел в возражениях на исковые требования.

Представитель ООО «ТНС энерго Великий Новгород» Мальцева Н.О. исковые требования Майоровой Е.О. не признала, доводы изложила в возражениях, одновременно объяснила, что 30.09.2022 между ООО «ТНС энерго Великий Новгород» и ООО «Глонасс-Т» был заключен договор подряда, предметом которого является выполнение ООО «Глонасс-Т» комплекса работ по установке (замене) приборов учета в многоквартирных домах, вводу (допуску) их в эксплуатацию и присоединению к интеллектуальной системе учета электрической энергии ООО «ТНС энерго Великий Новгород». Основания для замены прибора учета электрической энергии в жилом помещении истца явилось обращение Общества по вопросу замены прибора учета в связи с истекшим межповерочным интервалом. Условиями указанного выше договора подряда на ООО «Глонасс-Т» возложена обязанность направлять потребителям уведомления о дате и времени установки приборов учета электрической энергии и ввода их в эксплуатацию за пять рабочих дней до наступления даты, запланированной для выполнения данных работ. Также сообщила, что доказательства, подтверждающие надлежащее извещение Майоровой Е.О. о времени и месте установки прибора учета электрической энергии «Фобос – 1» и ввода его в эксплуатацию, представить не может. Полагает, что ООО «ТНС энерго Великий Новгород» является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность извещать потребителей о выполнении указанных выше работ лежит на ООО «Глонасс-Т».

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, соответчика, исследовав материалы дела, суд считает следующее.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Статьей 543 ГК РФ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу положений ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15).

В силу п. п. 3, 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным указанным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, в том числе постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, из которых следует, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п. 81).

В силу п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ТНС энерго Великий Новгород» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Новгородской области.

Установлено, что жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Майоровой Е.О., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулированы правоотношения по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец – энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель – абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.

Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта – исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги, в том числе электроснабжение.

По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг подробно урегулирован в ст. 155 ЖК РФ.

Управление общим имуществом указанного многоквартирного дома осуществляет Общество на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В спорный период Общество выставляло истцу квитанции по оплате поставленной электрической энергии.

Установлено, что жилое помещение истца было оснащено индивидуальным прибором учета электрической энергии, тип прибора учета «СО-И446», год выпуска 1976, заводской , класс точности 2,5.

Из акта допуска (ввода) прибора учета в эксплуатацию от 29.10.2022, усматривается, что электрик ООО «ТНС энерго Великий Новгород» Николаев О.В. по адресу: <адрес>, снял прибор учета электрической энергии, тип прибора учета «СО-И446», год выпуска 1976, заводской , класс точности 2,5, установил в распределительном щитке на лестничной площадке прибор учета электрической энергии «Фобос 1» , 2022 года выпуска, класс точности 1, количество тарифов 2. Указанный акт подпись потребителя не содержит.

Учет электрической энергии, предоставляемой по указанному выше адресу, осуществлялся до 29.10.2022 на основании показаний индивидуального прибора учета электрической энергии «СО-И446», год выпуска 1976, заводской , после 29.10.2022 на основании показаний прибора учета электрической энергии «Фобос 1» , 2022 года выпуска, по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток.

Энергоснабжающая организация вправе получить от абонента стоимость поданной ему энергии. Абонент помимо прочего обязан оплачивать принятую энергию, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов и оборудования, немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 543 ГК РФ).

В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения учет электрической энергии должен быть обеспечен покупателем (п. 2 ст. 539, ст. 541 ГК РФ).

В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 35-ФЗ «Об электроэнергетике» коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.

Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены «Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», и «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии».

В силу п. 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.

Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Пунктом 153 Правил № 442 определено, что если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.

Согласно п. 154 Правил № 442, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

-    дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;

-    фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с п. 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;

-    лица, которые в соответствии с п. 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;

-    характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;

-    решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;

-    наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера – в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;

-    лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;

-    результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);

-    дата следующей поверки.

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абз. 5, 7 – 9 п. 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в п. 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 02 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в п. 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

Положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что:

81.     Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

81 (3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81 (6) настоящих Правил.

81 (6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.

81 (7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81 (8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81 (11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. Нарушение показателей, указанных в абз. 3 – 5 настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 156 Правил № 442, если приборы учета, соответствующие требованиям п. 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета): в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях).

По смыслу вышеприведенных нормативных положений основанием для замены прибора учеба по общему правилу должно являться заявление потребителя услуги, либо неисправность прибора учета (иные неправомерные действия потребителя).

Оценивая доводы представителя Общества о наличии правовых оснований для введения в эксплуатацию нового прибора учета электрической энергии, поскольку установленный прибор учета типа «СО-И446», в связи с истечением срока межповерочного интервала проверки подлежал замене, суд считает следующее.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего поведения.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Исходя из приведенной выше нормы права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации добросовестность потребителя услуг презюмируется.

Обстоятельство злоупотребления какой-либо из сторон правом является имеющим существенное значение для разрешения дела обстоятельством, поскольку в случае установления такого обстоятельства судом подлежат применению правила п. 2 ст. 10 ГК РФ.

Информацией об индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или проверки) Общество располагало.

Майорова Е.О. оплачивала услугу по электроэнергии Обществу по показаниям индивидуального прибора учета, которые принимались данной организацией, и именно исходя из них истцу производилось начисление платы за потребленную электроэнергию, выставлялись счета на оплату электроэнергии.

Несмотря на то, что обязанность исполнителя коммунальных услуг уведомлять потребителей о необходимости замены прибора учета или истечении срока межповерочного интервала непосредственно нормативными актами не предусмотрена, исполнитель обязан был проводить проверки индивидуального прибора учета, показания которого принимаются для начисления платы за коммунальную услугу, проверять правильность передачи потребителем показаний индивидуального прибора учета.

Так, в соответствии с п. 82, 83 Правил № 354, исполнитель обязан не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 03 месяца, проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Доказательств того, что Майорова Е.О. о дате истечения срока межповерочного интервала прибора учета была осведомлена, и как следствие о необходимости замены прибора учета, суду не представлено.

Таким образом, установленных законом оснований для замены прибора учета в ходе судебного разбирательства судом не установлено.

В материалы дела со стороны ответчиков не представлено доказательств обращения Майоровой Е.О. с заявлением с просьбой о замене прибора учета. Письменных доказательств надлежащего извещения истца о вводе нового прибора учета в эксплуатацию суду также не представлено.

Анализ содержания акта ввода в эксплуатацию расчетного электросчетчика «Фобос 1» от 29.10.2022 позволяет суду прийти к выводу о его несоответствии п. 81 (6), 81 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В частности, в акте отсутствуют фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; сведения о фамилии, имени и отчестве лица потребителя, подписавшего акт; копия акта потребителю не вручалась и не направлялась.

Доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, со стороны ответчиков не представлено.

Представленный в материалы дела акт проверки прибора учета «Фобос 1» от 29.10.2022 таким доказательством не является, поскольку не свидетельствует о правомерности действий по замене прибора учета и вводе в эксплуатацию другого прибора учета.

Указанные недостатки позволяют суду признать незаконным акт ввода в эксплуатацию расчетного прибора учета, как составленного с нарушением предусмотренного законом порядка, что само по себе свидетельствует о том, что индивидуальный прибор учета «Фобос 1» не введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, а потому у Общества отсутствовали правовые основания для начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению по жилому помещению истца по показаниям прибора, не введенного в эксплуатацию.

Изложенное выше в своей совокупности указывает на то, что произведенные Обществом согласно показаний индивидуального прибора учета «Фобос 1» в спорный период времени начисления за потребленную электроэнергию произведены незаконно, в связи с чем требование истца о произведении перерасчета суммы оплаты за потребленную электрическую энергию, потребленную в период с 01.11.2022 по 30.11.2023 также подлежит удовлетворению.

Доводы представителя ответчика – представителя ООО «ТНС энерго Великий Новгород» о том, что обязанность извещать потребителей о выполнении работ по замене индивидуальных приборов учета лежит на ООО «Глонасс-Т» суд считает несостоятельными, поскольку наличие договора подряда с третьим лицом не освобождает ресурсоснабжающую организацию от выполнения установленных законом обязанностей, в том числе по извещению потребителя о замене индивидуального прибора учета.

В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, ГПК РФ предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы, признанные судом необходимыми.

Принимая во внимание, что истцом представлены доказательства несения расходов на оформление доверенности в размере 1 600 рублей, а также доказательства несения почтовых расходов, суд приходит к выводу об обоснованности требований Майоровой Е.О. о взыскании в ее пользу указанных расходов.

Согласно ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен к нескольким ответчикам.

Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).

Принимая во внимание данные положения в правовой совокупности с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 50, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку заявленные Майоровой Е.О. требования неимущественного характера удовлетворены, суд считает необходимым взыскать с Общества и ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в равных долях издержки, связанные с рассмотрением дела.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Майоровой Елены Олеговны – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» по установке 29.10.2022 потребителю жилого помещения в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> индивидуального прибора учета электрической энергии «Фобос 1» .

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная служба заказчика» по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию, поставленную в жилое помещение в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, за период с 01.11.2022 по 30.11.2023, исходя из показаний установленного 29.10.2022 индивидуального прибора учета электрической энергии «Фобос 1» .

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная служба заказчика» обязанность произвести перерасчет суммы к оплате за потребленную электрическую энергию за период с 01.11.2022 по 30.11.2023, начисленную исходя из показаний установленного 29.10.2022 индивидуального прибора учета электрической энергии «Фобос 1» .

Взыскать в равных долях с общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Великий Новгород» и общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная служба заказчика» в пользу Майоровой Елены Олеговны судебные расходы в размере 2 222 рублей, то есть по 1 111 рублей с каждого.

В удовлетворении исковых требований Майоровой Елены Олеговны к обществу с ограниченной ответственностью «Глонасс – Т» – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22.01.2024.

Судья                                   И.А. Носова

2-7/2024 (2-611/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Майорова Елена Олеговна
Ответчики
ООО Глонасс-Т
ООО "ТНС энерго Великий Новгород"
ООО "Межмуниципальная служба заказчика"
Другие
Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области
Майоров Михаил Алексеевич
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Носова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
valdaisky.nvg.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2023Предварительное судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее