Решение по делу № 21-254/2018 от 23.08.2018

Судья Кемпинен И.С.

№21-254/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2018 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Крошнозерского сельского поселения на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2018 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 01 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Крошнозерского сельского поселения,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от
11 апреля 2018 г. №З-08/07-09, оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда РК от 01 августа 2018 г., администрация Крошнозерского сельского поселения признана виновной в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление должностного лица и решение судьи глава Крошнозерского сельского поселения Пономарева Л.Н. просит их отменить и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы недоказанностью наличия события и объективной стороны вменяемого правонарушения и повторным привлечением органа местного самоуправления к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в отношении иного земельного участка.

Заслушав объяснения главы Крошнозерского сельского поселения Пономаревой Л.Н. и защитника Гомза В.О., поддержавших доводы жалобы, представителей административного органа Семенченя И.С. и Супруненко Н.В., считавших привлечение юридического лица к административной ответственности законным и обоснованным, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пп.1, 2 ст.13 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

Из материалов настоящего дела следует, что в целях проверки соблюдения норм специального законодательства в области землепользования для выполнения задач по выявлению и пресечению нарушений требований земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения 16 августа 2017 г. должностным лицом издано распоряжение №226-р о проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Крошнозерского сельского поселения, являющейся собственником земельных участков, расположенных на территории Пряжинского района РК.

В связи с установлением нарушения требований ст.ст.12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» по результатам проведения в период с 13 октября 2017 г. по 08 ноября 2017 г. проверки были составлены акт, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица от 11 апреля 2018 г.
№З-08/07-09 администрация Крошнозерского сельского поселения признана виновной в совершении выявленного правонарушения, которое решением судьи оставлено без изменения.

Исходя из фабулы описанного в постановлении обвинения, на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 24 599 кв.м (кадастровый номер ), расположенном в районе с.Гонганалица Пряжинского района, на границе с мелиоративным каналом, автомобильной дорогой с.Крошнозеро - д.Гонганалица, не проводились мероприятия по улучшению, защите и охране земель сельскохозяйственного назначения (в частности, агротехнические мероприятия и работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы), что привело к зарастанию всей площади участка сорной растительностью естественного происхождения, влекущему деградацию (ухудшение) земельного участка.

Между тем субъектами административной юрисдикции не учтены имеющие значение для правильного разрешения дела следующие обстоятельства.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

В силу требований ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При изучении и исследовании находящегося в производстве Верховного Суда РФ дела №21-255/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, установлено, что по результатам проведения этой же проверки был составлен второй протокол об административном правонарушении и постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2018 г.
№З-08/07-10 юридическое лицо подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершение противоправного деяния.

Вменяемое правонарушение выразилось в том, что на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства площадью 22 591 кв.м (кадастровый номер ), расположенном в д.Крошнозеро Пряжинского района, на границе с землями населенного пункта с.Крошнозеро и лесным фондом, не проводились мероприятия по улучшению, защите и охране земель сельскохозяйственного назначения (в частности, агротехнические мероприятия и работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы), повлекшие зарастание всей площади участка сорной растительностью естественного происхождения, влекущей деградацию (ухудшение) земельного участка.

Таким образом, вменяемые правонарушения выявлены в рамках одной проверки с оформлением одного акта, нарушения органом местного самоуправления требований законодательства в области землепользования допущены в результате совершения одного бездействия, рассмотрение возбужденных в отношении юридического лица дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, подведомственно одному и тому же должностному лицу, между тем в данном случае вынесены два постановления о привлечении к административной ответственности и назначено два наказания за административные правонарушения, образованные одними фактическими обстоятельствами.

При таких обстоятельствах судье при пересмотре обжалуемых постановлений следовало возвратить дела об административных правонарушениях на новое рассмотрение в административный орган для решения вопроса о вынесении одного постановления.

В противном случае рассмотрение должностным лицом административного органа в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных собственником земельного участка при совершении одного бездействия, искусственно создает множественность правонарушений, что не отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

Поскольку такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, вынесенные по делу постановление уполномоченного должностного лица от 11 апреля 2018 г.
№З-08/07-09 и решение судьи от 01 августа 2018 г. на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в административный орган.

При новом рассмотрении дела надлежит провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств, установить объективную и субъективную стороны выявленных правонарушений и разрешить вопрос о рассмотрении данного дела в одном производстве с другим делом об административном правонарушении, возбужденном в отношении администрации Крошнозерского сельского поселения по результатам проведения в период с 13 октября по 08 ноября 2017 г. соответствующей проверки, с вынесением одного постановления.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2018 г. №З-08/07-09 и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 01 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Крошнозерского сельского поселения отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Судья Н.А.Колбасова

21-254/2018

Категория:
Административные
Другие
Администрация Крошнозерского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

8.7

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
24.08.2018Материалы переданы в производство судье
20.09.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее