Дело № 12-38/2022
РЕШЕНИЕ
31 марта 2022 года г.Ишимбай
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Васикова Р.Р.,
с участием защитника Чернова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Тандер» Чернова С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица АО «Тандер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Тандер» признано виновным по ст. 13.19 КоАП РБ (часть 1) и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Тандер» Чернов С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и производство по делу прекратить в связи с истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании защитник АО «Тандер» Чернов С.В. доводы жалобы поддержал.
Заслушав доводы Чернова С.В., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п.1 ст. 13.19 КоАП РБ неисполнение требований нормативных правовых актов Республики Башкортостан, принятых в целях устранения последствий распространения новой коронавирусной инфекции, если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не образуют состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При рассмотрении поступившего протокола об административном правонарушении, мировой судья установил, что ДД.ММ.ГГГГ час. в торговом объекте гипермаркете «Магнит Семейный» по адресу: <адрес> принадлежащем АО «Тандер» в нарушение Указа Главы РБ №111 от 18.03.2020 не проводился комплекс санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий: не осуществлялся контроль температуры тела посетителей при входе с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным способом; сотрудниками торгового объекта в торговом зале не обеспечено ношение средств индивидуальной защиты (спущены маски, отсутствуют перчатки); обслуживались посетители без средств индивидуальной защиты (отсутствуют маски).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, применив переквалификацию действий АО «Тандер», мировой судья пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РБ.
При этом, ходатайство о прекращении дела в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности мировой судья счет удовлетворению не подлежащим, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения срок давности составляет один год со дня совершения административного правонарушения, которое по настоящему дело совершено ДД.ММ.ГГГГ.
Данный вывод мирового судьи суд апелляционной инстанции считает ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №417. Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане и юридические лица обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации указанным лицам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Указом Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 №УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции» на территории республики введен режим «Повышенная готовность».
Нарушение, вмененное АО «Тандер», является нарушением дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Приходя к выводу о нарушении АО «Тандер» законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, мировой судья не приводит какие-либо нормы действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы нарушил или не выполнил АО «Тандер». Не содержит таких норм и протокол об административном правонарушении №827-АП-21 от 24.11.2021.
Так, ст. ст. 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагают на индивидуальных предпринимателей и юридические лица общую обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и носят отсылочный характер к санитарным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые должны выполняться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Пункты 1.3, 2.6 "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65, также возлагают общую обязанность по их соблюдению.
Пункт 2.1 названных Санитарных правил предписывает в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней своевременное проведение предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Между тем, содержащиеся в Указе Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 №УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции» требования осуществлять определенные мероприятия не является санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятием в смысле СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила.
Потому, правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 13.19 КоАП Республики Башкортостан, не относится к нарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Потому, срок давности привлечения АО «Тандер» к ответственности по ч.1 ст. 13.19 КоАП Республики Башкортостан составляет 3 месяца, и истек 29.01.2022.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статей 4.5, 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности не может возобновляться обсуждение вопроса о наличии или отсутствии вины лица во вменяемом ему административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела в мировом суде срок давности привлечения АО «Тандер» по ч.1 ст.13.19 КоАП РБ к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, а постановление мирового судьи подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка ДД.ММ.ГГГГ по Ишимбайскому району и г.Ишимбаю Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19 КоАП РБ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тандер» по ч.1 ст. 13.19 КоАП РБ прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Решение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Р.Р. Васикова