Решение по делу № 33-9119/2023 от 01.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0009-01-2022-003877-71

№ 2-261/2023

№ 33-9119/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Лобанова Г.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,

судей – Кирюхиной М.А., Синани А.М.,

при секретаре – Бочеговой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации города Евпатории Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Евпатории Республики Крым, Департамент городского хозяйства Администрации г. Евпатории Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

по апелляционной жалобе Администрации г. Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 марта 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

В ноябре 2022 года Симферопольский природоохранный прокурор Республики ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> Республики ФИО2, Муниципальному унитарному предприятию «МИР» городского округа Евпатория Республики ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части рекультивации нарушенных земель установлено, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, расположен полигон твёрдых коммунальных отходов. Объект размещения отходов является собственностью Муниципального образования городской округ Евпатория Республики ФИО2. Постановлением Администрации <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ - п земельный участок закреплён на праве хозяйственного ведения за МУП «Мир». Постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории Республики ФИО2, в соответствии с которой указанный объект размещения отходов подлежит закрытию. В связи с чем, эксплуатация полигона твёрдых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, - прекращена на основании акта Администрации <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Эксплуатация объекта размещения отходов, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, п.г.т. Мирный, <адрес>, с целью размещения твёрдых коммунальных отходов осуществлялась МУП «Мир» в период с 2015 по 2016 годы. Однако, меры, направленные на рекультивацию закрытого полигона отходов, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес> площадью 39512 кв.м., на основании утвержденного проекта рекультивации земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, путем восстановления нарушенных земель с проведением комплекса экологических исследований до настоящего времени не приняты. Уточнив исковые требования, прокурор просил возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики ФИО2 и Муниципальное унитарное предприятие «Мир» городского округа Евпатория Республики ФИО2 в течение года с момента вступления в законную силу решения суда разработать, а также направить на проведение государственной экологической экспертизы в установленном законом порядке проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования) на земельном участке с кадастровым номером 90:18:030104:1, расположенном по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, площадью 39512 кв.м, который эксплуатируется как объект размещения отходов. Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики ФИО2 и Муниципальное унитарное предприятие «Мир» городского округа Евпатория Республики ФИО2 провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 90:18:030104:1, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, площадью 39512 кв.м, эксплуатируемого как объект размещения отходов в соответствии с проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы (т.2 л.д.5-8)

Определением Евпаторийского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики ФИО2, Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО2 (т.1 л.д.155-161)

Определением Евпаторийского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена <адрес> Республики ФИО2 (т.1 л.д.178-186)

Решением Евпаторийского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены. На Администрацию <адрес> Республики ФИО2 и Муниципальное унитарное предприятие «Мир» городского округа Евпатория Республики ФИО2 возложена обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда разработать, а также направить на проведение государственной экологической экспертизы в установленном законом порядке проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования) на земельном участке с кадастровым номером 90:18:030104:1, расположенном по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгг. Мирный, <адрес>, площадью 39512 кв.м, который эксплуатируется как объект размещения отходов. На Администрацию <адрес> Республики ФИО2 и Муниципальное унитарное предприятие «Мир» городского округа Евпатория Республики ФИО2 возложена обязанность по проведению рекультивации земельного участка с кадастровым номером 90:18:030104:1, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, д,1, площадью 39512 кв.м, эксплуатируемого как объект размещения отходов в соответствии с проектом рекультивации, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Не согласившись с решением суда, Администрация <адрес> Республики ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В доводах жалобы указано, что бюджет на 2023 год, плановые 2024, 2025 годы сформирован, внести изменения в план возможно лишь при перевыполнении плана по налоговым и неналоговым обязательствам либо при формировании бюджета на 2024 год. Также, судом первой инстанции не учтено, что полигон расположен в пределах двух муниципальных образований: в пределах <адрес> – 2,3528 га и в пределах пгт. Мирный, <адрес> – 3,9511 га, однако, обязательства по выполнению мероприятий рекультивации возложены только на Администрацию <адрес>.

В возражениях на апелляционную жалобу Симферопольский природоохранный прокурор Республики ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации <адрес> Республики ФИО2 – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Ислямова М.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.

В канцелярию Верховного Суда Республики Крым поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Евпатории Республики Крым.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, из материалов дела следует, что на территории земельного участка по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес> расположен полигон твёрдых коммунальных отходов.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок имеет площадь 39 512+/-70 кв.м., категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание (т.1 л.д.175-177)

Постановлением Администрации <адрес> Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ закреплены за МУП «МИР», являющимся правопреемником прав пользования земельными участками закреплёнными за коммунальным предприятием «Мирный-наш дом» Мирновского сельского поселения, на праве хозяйственного ведения необоротные активы (движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы), которые ранее находились, в том числе на балансе коммунального предприятия «Мирный наш дом» Мирновского поселкового совета (т.1 л.д.14-16).

Постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории Республики ФИО2, в соответствии с которой объект размещения отходов расположенный по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, подлежит закрытию.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики ФИО2 и МУП «Мир», заключён договор аренды земельного участка - п.

Согласно п. 1.1 договора арендодатель предоставляет арендатору - МУП «Мир» городского округа Евпатория Республики ФИО2 за плату, во временное владение и пользование, земельный участок общей площадью 39512 кв.м. (кадастровый ), расположенный по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами, вид разрешённого использования земельного участка - коммунальное обслуживание, категория земель - земли поселений (земли населённых пунктов). Срок действия договора аренды земли установлен на 10 лет (т.1 л.д.117-119)

Государственная регистрация в Государственном комитете и кадастру Республики ФИО2 договора аренды земельного участка -п от ДД.ММ.ГГГГ не производилась.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Республики ФИО2 МУП «Мир» выдано предписание о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов «Мирновский полигон твердых коммунальных отходов», который находится по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики ФИО2 и работников МУП «Мир» составлен акт о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.

Таким образом, эксплуатация объекта размещения отходов, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, с целью размещения твёрдых коммунальных отходов осуществлялась МУП «Мир» в период с 2015 по 2016 годы.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МУП «Мир» осуществляет охрану указанного объекта, а также ежегодно, с 2020 года заключает договоры с ООО «ЭКО ЦЕНТР» на проведение работ: химический анализ проб атмосферного воздуха и проб почв, контроль выбросов загрязняющих веществ (т.1 л.д.20-51).

С августа 2016 г. по настоящее время МУП «Мир» направляло в адрес Администрации <адрес> Республики ФИО2, ДГХ, ДИЗО обращения по вопросу изыскания бюджетных ассигнований для разработки проектно - сметной документации и выполнения комплекса работ по рекультивации полигона ТКО пгт. Мирный, поскольку у предприятия не имеется денежных средств в размере, необходимом для выполнения мероприятий по рекультивации земель без поддержки муниципалитета.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Мир» подано уведомление о расторжении договора аренды земельного участка в ДИЗО <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на что получен отказ.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. Администрацией <адрес> Республики ФИО2 направлено письмо в Министерство экологии и природных ресурсов Республики ФИО2 об изыскании возможности включения данного объекта в федеральный проект «Чистая страна» с целью его рекультивации (т.1 л.д.142)

ДД.ММ.ГГГГ    года () Министром экологии и природных ресурсов Республики ФИО2 - главным государственным инспектором Республики ФИО2 ФИО7 подана служебная записка Главе Республики ФИО2:

-    о внесении изменений в пункт 17 Поручения, которым указан срок до ДД.ММ.ГГГГ формирования участков, на которых расположены полигоны ТКО, а также включение таких участков в границы городских округов и городских поселений, и назначении ответственных лиц;

-    о дополнении пункта 17 Поручения подпунктом 17.1, которым установлен срок включения земельных участков, на которых расположены полигоны ТКО, а также включение таких участков в границы городских округов и городских поселений, направлении информации в Минприроды России о внесении соответствующих изменений в паспорт Федерального проекта «Чистая страна» в части осуществления мероприятий по рекультивации 7 недействующих полигонов ТКО. Ответственным исполнителем назначить Министерство экологии и природных ресурсов Республики ФИО2 (т.1 л.д.145-148)

Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О возможности реализации мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в рамках Федерального проекта «Чистая страна» вопрос финансирования мероприятий на период 2025 - 2030 г. г. будет рассмотрен после включения в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде заявленных объектов накопленного вреда    окружающей среде, осуществления процедуры категорирования и оценки их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни (т.1 л.д.149).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> Республики ФИО2 направляла обращение в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО2 и Министерства экологии и природных ресурсов Республики ФИО2 с просьбой рассмотреть вопрос о передаче полигона и земельных участков в республиканскую собственность для последующей рекультивации за счет республиканского бюджета, поскольку не располагает финансовыми возможностями для самостоятельной разработки проектной документации и проведения рекультивации данного полигона.

Разрешая исковые требования Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом установленных обстоятельств по гражданскому делу, исходя из того, что меры, направленные на рекультивацию закрытого полигона отходов, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, площадью 39512 кв. м (кадастровый ), на основании утверждённого проекта рекультивации земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, до настоящего времени не приняты, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в части рекультивации нарушенных земель, нашёл своё подтверждение.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки, представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи запрещается сброс отходов производства на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Таким образом, в соответствии с терминологией Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Указанные полномочия Администрации г. Евпатории Республики Крым в сфере обращения с отходами, также отражены в п. 27 ч. 1 ст. 10; п. 23 ст. 51 Устава Муниципального образования Городской округ Евпатория Республики Крым, принятого решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07 ноября 2014 года № 1-4/14.

Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 (далее – Правила) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 7.3 «ГОСТ Р 56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 № 1419-ст, после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.

В соответствии с п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02 ноября 1996 года (далее -Инструкция), при закрытии полигона последний слой отходов засыпается слоем грунта с учетом дальнейшей рекультивации. Определяется направление рекультивации полигона, сроки окончания стабилизации закрытого полигона, как процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния согласно пп. 3.2., 3.3 Инструкции.

Согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с Правилами разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В силу п. 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, меры, направленные на рекультивацию закрытого полигона отходов, расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, пгт. Мирный, <адрес> площадью 39512 кв.м, (кадастровый ) на основании утвержденного проекта рекультивации земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, путем восстановления нарушенных земель с проведением комплекса экологических исследований до настоящего времени не приняты.

Довод жалобы об отсутствии достаточного финансирования не может служить основанием для освобождения ответчиков от возложенных на них обязанностей по исполнению требований природоохранного законодательства и не опровергают правильности выводов о допущенном бездействии.

При невозможности исполнения судебного акта по причинам, не зависящим от ответчика, последний вправе поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что полигон расположен на территории двух муниципальных образований - площадью 2,3528 га на территории <адрес>, и площадью 3,9511 га на территории пгт. Мирный, <адрес>, при этом обязанность возложена только на Администрацию <адрес>, основанием к отмене решения быть не могут, поскольку на Администрацию <адрес> в пределах заявленных исковых требований возложена обязанность по выполнению мероприятий по рекультивации исключительно на территории земельного участка площадью 3,9511 га, находящегося на территории пгт. Мирный, <адрес>.

Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья                Н.Н. Заболотная

Судьи:                                 М.А. Кирюхина

А.М. Синани

33-9119/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
И.о. Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация г.Евпатория
МУП "Мир"
Другие
Департамент городского хозяйства администрации г. Евпатории Республики Крым
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Евпатории Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Заболотная Наталья Николаевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
01.09.2023Передача дела судье
25.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Передано в экспедицию
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее