Решение по делу № 2-2206/2024 (2-12839/2023;) от 10.07.2023

                                Дело №2-2206/2024

24RS0048-01-2023-008125-46

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2024 года Советский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Пермяковой А.А.,

при секретаре Пилюгиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Бугрову А.Ю. о взыскании ущерба, причиненного животному миру вследствие незаконной рубки леса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Емельяновского района Красноярского края, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Бугрову А.Ю., требуя взыскать с последнего в пользу Российской Федерации (в лице министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края) ущерб, причиненный животному миру вследствие незаконной рубки леса в размере 76 145,30 рублей; денежные средства зачислить по нормативу 100% в бюджет муниципального района – <адрес>, мотивируя требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> уголовное дело в отношении Бугрова А.Ю., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.260 УК РФ прекращено на основании ст.25.1 УПК РФ, Бугрову А.Ю. назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Вступившим в законную силу постановлением суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бугров А.. путем использования бензопилы марки «Husqvarna SE-561» в лесном массиве, расположенном в <адрес> осуществил незаконное спиливание 4 деревьев породы пихта», 1 дерева породы «ель» объемом 1 906 м. куб. Согласно расчету ущерба, произведенного министерством экологии и рационального природопользования <адрес>, общая сумма вреда, нанесенного охотничьим ресурсам, вследствие нарушения среды обитания на территории насаждений в квартале 9 выделах 41, 56 Бирюсинского участкового лесничества КГБУ <адрес> составляет 76 145,30 рублей. Кроме того, в результате незаконных действий ответчика уничтожена среда обитания животных и других микроорганизмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Красноярска Кравцов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик Бугров А.Ю., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно, надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело, в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного судопроизводства ст.ст.167,233 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Советского района г.Красноярска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом от 24.07.2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч.2 ст.11 Лесного кодекса РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила восстановления и правила ухода за лесами.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.4 указанного Федерального закона леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.01.2022 № 49.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ч.1 ст.25 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных сих размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

В соответствии со ст.42 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст.48 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

То есть, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействий) или по неосторожности. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).

В силу ч.1 ст.56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно подпункту «б» пункта 5 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 27.07.2021 №512 утвержден «Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

Расчет вреда производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Бугров А.Ю. путем использования бензопилы марки «Husqvarna SE-561» в лесном массиве, расположенном в 9 <адрес>, осуществил незаконное спиливание 4 деревьев породы пихта», 1 дерева породы «ель» объемом 1 906 м. куб.

Факт незаконной рубки и причинения ущерба подтверждается постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому уголовное дело в отношении Бугрова А.Ю., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, прекращено на основании ст. 25.1 УПК РФ, и ему назначена мера уголовного-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20 000 рублей.

Гражданский иск о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в рамках указанного уголовного дела не предъявлялся и не рассматривался.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившее в законную силу постановление суда по уголовному делу обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч.4 ст.61 ГПК РФ). В связи с чем, обстоятельства совершения В. незаконной рубки в рамках данного гражданского дела повторному установлению не подлежат.

Согласно информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края в результате противоправных действий ответчика уничтожено 0,03 га лесных насаждений - среды обитания охотничьих ресурсов.

Ответчик Бугров А.Ю. своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, уничтожил среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, расположенных в <адрес>, тем самым нарушил интересы Российской Федерации, как собственника участков пользования, владения и распоряжения лесными участками и лесными насаждениями.

В результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других микроорганизмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, в зоне окружающей среды от негативного воздействия.

Согласно расчету ущерба (вреда), выполненного начальником отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного миру и среды их обитания причинен ущерб в размере 76 145,30 рублей.

Составленный начальником отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного миру и среды их обитания расчет вреда охотничьим ресурсам, причиненного на площади незаконной рубки лесных насаждений, включает все необходимые параметры.

Расчет выполнен на основании информации о площади незаконной рубки лесных насаждений, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Применяя методику исчисления ущерба, специалист службы использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов расположенных в 9 <адрес>. Отчеты службы составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов расположенных охотничьих угодий, расположенных в <адрес>. Сведения о плотности охотничьих ресурсов приведены в приложении к расчету.

В связи с чем, расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений, среде обитания охотничьих ресурсов, суд признает верным. Доказательств, опровергающих выводы суда, не представлено.

Учитывая все установленные обстоятельства, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма ущерба, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «<адрес>».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Бугрову А.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в о взыскании ущерба, причиненного животному миру вследствие незаконной рубки леса – удовлетворить.

Взыскать с Бугрова А.Ю. в пользу Российской Федерации (в лице министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края) ущерб, причиненный животному миру вследствие незаконной рубки леса, в размере 76 145,30 рублей.

Денежные средства зачислить по нормативу 100% в бюджет муниципального района – Емельяновский район Красноярского края.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Председательствующий: А.А. Пермякова

Дата изготовления заочного решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

2-2206/2024 (2-12839/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Емельяновского района в инт. РФ, неопределенного круга лиц
Ответчики
Бугров Алексей Юрьевич
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Пермякова (Яниева) Анна Александровна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
19.06.2024Дело оформлено
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее