Дело № 11а-990/2022 Судья Касьянова Э.Г.
Дело № 2а-818/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей: Аганиной Т.А., Кокоевой О.А.,
при секретаре Овчинниковой Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Дружининой Ольги Сергеевны на решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 24 сентября 2021 года по административному иску Дружининой Ольги Сергеевны к судебному приставу-исполнителю Коркинского ГОСП УФССП России по Челябинской области Гороховой Е.Л., УФССП России по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП Метальникову М.О. о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя, признании незаконным и отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 12 апреля 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Дружининой О.С., ее представителя ФИО21 настаивавших на доводах апелляционной жалобы, мнение представителя УФССП по Челябинской области ФИО22 возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель по доверенности ФИО23., действующая в интересах Дружининой О.С., обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП УФССП России по Челябинской области Гороховой Е.Л. по вынесению постановления о расчете задолженности по алиментам; признании незаконным и отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 12 апреля 2021 года; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца.
В обоснование административного иска указано на то, что в производстве судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП УФССП по Челябинской области Гороховой Е.Л. находится исполнительное производство № №ИП от 27 ноября 2020 года в отношении должника Дружинина А.А. Данное производство возбуждено на основании исполнительного листа от 11 ноября 2020 года, выданного Тракторозаводским районным судом г. Челябинска. Предметом исполнения является взыскание алиментов на содержание двух несовершеннолетних детей. Судебный пристав-исполнитель Горохова Е.Л. не запросила информацию о доходах Дружинина А.А., в связи с чем, произвела неверный расчет по начислению алиментов, поскольку не учитывает все виды дохода должника. Вместо необходимого должник оплачивает алименты только с одного из расчетных счетов в размере <данные изъяты> части установленной законом величины прожиточного минимума для детей в квартале за текущий год в Челябинской области ежемесячно. Взыскатель не согласна с такой суммой расчета алиментов, а также с суммой задолженности по алиментам, отраженной в оспариваемом постановлении о расчете задолженности по алиментам от 12 апреля 2021 года.
Определением суда от 09 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области.
Решением Еманжелинского городского суда Челябинской области от 24 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Дружининой О.С. отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный истец Дружинина О.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об его отмене, принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске, указывает на то, что в действиях судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП УФССП России по Челябинской области Гороховой Е.Л. имеются нарушения, а именно неверно произведен расчет задолженности по алиментам, поскольку необходимо учесть все виды дохода, поскольку должник Дружинин А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, имеет несколько расчетных счетов в банках, однако выписки по счетам из банков, начиная с 25 августа 2021 года не поступили. Кроме того полагает, что поскольку заявление о перерасчете задолженности по алиментам в Коркинском ГОСП УФССП России по Челябинской области было зарегистрировано 01 декабря 2020 года, то постановление о расчете задолженности по алиментам от 12 апреля 2021 года вынесено незаконно, что нарушает права взыскателя.
Административный истец Дружинина О.С., представитель административного истца ФИО24 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика УФССП России по Челябинской области ФИО25. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала решение суда законным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Административные ответчики судебный пристав исполнитель Коркинского ГОСП УФССП России по Челябинской области Горохова Е.Л., МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области, заинтересованное лицо Дружинин А.А. при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, приобщенные новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227, статьи 360 КАС РФ, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ), постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений статей 226, 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона № 229-ФЗ.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Для удовлетворения требований заявителя необходимо, чтобы при рассмотрении спора было установлено фактическое нарушение прав истца. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина, не были нарушены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 ноября 2020 года на основании исполнительного листа серии ФС № № от 11 ноября 2020 года, выданного Тракторозаводским районный судом г. Челябинска, судебным приставом-исполнителем Коркинского ГОСП Гороховой Е.Л. было возбуждено исполнительное производство № №-ИП в отношении должника Дружинина А.А. о взыскании алиментов в размере <данные изъяты> части заработка на содержание детей в пользу Дружининой О.С.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в целях исполнения требований исполнительного документа направлены запросы операторам сотовой связи, в органы, осуществляющие регистрацию имущества: Управление Росреестра по Челябинской области, Федеральную налоговую службу, ГИБДД с целью получения сведений об имуществе должника (л.д. 104-106).
Согласно полученным сведениям на повторные запросы в ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», ПАО «Челябинвестбанк» было установлено, что на имя должника открыты счета, должник Дружинин А.А. с 03 марта 2017 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в добровольном порядке ежемесячно выплачивает алименты взыскателю исходя из средней заработной платы по Российской Федерации.
12 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем Гороховой Е.Л. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому период неуплаты должником средств составил с 25 августа 2020 года по 08 апреля 2021 года, по состоянию на 09 апреля 2021 года, задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетних детей по состоянию на 12 апреля 2021 года составила 55 040,17 рублей с учетом частичной оплаты алиментов в размере 124912,77 рублей (л.д. 95).
Учитывая, что доход от предпринимательской деятельности должником по состоянию на 12 апреля 2021 года не был подтвержден, в связи с чем расчет задолженности судебным приставом-исполнителем производился в соответствии с положениями пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), то есть исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона № 229-ФЗ, пришел к выводу, что обжалуемые действия и постановление судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП Гороховой Е.Л. на момент их совершения отвечали требованиям действующего законодательства и не нарушали права, свободы и законные интересы Дружининой О.С. Также суд указал на отсутствие совокупности условий, необходимых для удовлетворения иска. Кроме того, судом учтено, что должник не представил в службу судебных приставов сведения о трудовой деятельности и документы о его реальных доходах за период с 25 августа 2020 года по 08 апреля 2021 года, в виду чего задолженность по уплате алиментов была определена исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они сделаны на основании анализа федерального законодательства, приведенного в решении, при этом, суд учел и дал надлежащую оценку материалам исполнительного производства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о неверном расчете задолженности по алиментам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 113 СК РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Согласно частям 2, 3 статьи 102 Федерального закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 113 СК РФ.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 229-ФЗ.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841, предусматривает, что удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подпункт «з» пункта 2).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 20 июля 2010 года № 17-П «По делу о проверке конституционности подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна», алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментнообязанное лицо вправе распоряжаться.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, не закрепляет требование об учете расходов, понесенных индивидуальным предпринимателем, в том числе перешедшим на упрощенную систему налогообложения, в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, при определении размера доходов в целях расчета подлежащих взысканию алиментов (задолженности по уплате алиментов) на несовершеннолетних детей. Это, однако, не означает, что в указанных целях на семейные правоотношения, к каковым относятся отношения, связанные со взысканием и уплатой алиментов, распространяются положения налогового законодательства как таковые, при том, что доказательством реальной величины экономической выгоды, имеющей значение для расчета алиментных обязательств и, следовательно, исполнения обязанности по уплате алиментов, могут быть сведения, представленные в налоговой декларации.
Имея специальное, а именно налогово-правовое значение, положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие, в том числе понятие дохода как объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38), не дают прямых оснований для истолкования подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего рассматривать полученные в качестве дохода денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с его извлечением. Равным образом Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора ими объекта налогообложения предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях.
Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении должником своей обязанности по представлению судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, а также иной расчет задолженности административным истцом не представлено.
Поскольку административный истец не представил документального подтверждения размера действительного дохода должника, и должником такой размер дохода также не представлен, то расчет задолженности по алиментам произведен судебным приставом исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за период с 25 августа 2020 года по 08 апреля 2021 года.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что 12 июля 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Дулиной Е.О. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому должнику Дружинину А.А. определена задолженность по алиментам за период с 25 августа 2020 года по 30 июня 2021 года по состоянию на 12 июля 2021 года в размере 1 007 100,64 рублей (л.д. 119, 125-128). В указанный период расчета задолженности по алиментам входит и период с 25 августа 2020 года по 08 апреля 2021 года, задолженность по которому определена исходя из дохода Дружинина А.А. как индивидуального предпринимателя за период с 25 августа 2020 года по 30 июня 2021 года в размере 3742063,71 рублей, с учетом размера выплаченных алиментов (л.д. 120).
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление о перерасчете задолженности по алиментам в Коркинском ГОСП УФССП России по Челябинской области было зарегистрировано 01 декабря 2020 года, соответственно постановление о расчете задолженности по алиментам от 12 апреля 2021 года вынесено незаконно, что нарушает права взыскателя, также не влекут отмену судебного решения.
Как следует из материалов исполнительного производства, на основании заявления от 01 декабря 2020 года представителя административного истца Дружининой О.С. – Столбовой А.Ю., судебным приставом-исполнителем Коркинского ГОСП Гороховой Е.Л. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам от 15 декабря 2020 года, в котором указан период неуплаты должником алиментов с 25 августа 2020 года по 15 декабря 2020 года (л.д. 104-106, 125-128).
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. Доводы жалобы были предметом тщательной проверки в судке первой инстанции. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дружининой Ольги Сергеевны – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи