Дело № 3а-27/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
судьи Артамоновой Т.А.,
при секретаре Шмавоняне Д.С., помощнике судьи Лактионовой Ю.О.,
с участием представителей административного истца – Д.И., А.В.,
представителя заинтересованного лица – С.В.,
прокурора Ведмидь А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
постановлением Правительства города Севастополя от 28.12.2016 № 1295-ПП утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Севастополя. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению содержатся в приложении № 6 к названному постановлению (пункт 1.6).
Нормативы потребления тепловой энергии на отопление
для многоквартирных (жилых) домов в случае равномерной
оплаты в течение календарного года
Категория многоквартирного (жилого) дома | Многоквартирные (жилые) дома со стенами из камня, кирпича | Многоквартирные (жилые) дома со стенами из панелей, блоков | Многоквартирные (жилые) дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Этажность | Многоквартирные дома до 1999 года постройки включительно | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц) | |||
1 | 0,0109 | 0,0109 | 0,0109 |
2 | |||
3 - 4 | |||
5 - 9 | 0,0093 | 0,0097 | 0,0101 |
10 | 0,0108 | ||
11 | 0,0102 | ||
12 и более | 0,0095 | ||
Этажность | Жилые дома до 1999 года постройки включительно | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц) | |||
1 | 0,0090 | 0,0090 | 0,0090 |
2 | |||
3 и выше | |||
Этажность | Многоквартирные дома после 1999 года постройки | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц) | |||
1 | 0,0046 | ||
2 | 0,0042 | ||
3 | 0,0053 | ||
4 - 5 | 0,0043 | 0,0041 | |
6 - 7 | 0,0053 | ||
8 | 0,0047 | ||
9 | 0,0040 | ||
10 | 0,0036 | 0,0033 | |
11 | 0,0034 | ||
12 и более | 0,0032 | ||
Этажность | Жилые дома после 1999 года постройки | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого дома в месяц) | |||
1 | 0,0038 | 0,0038 | 0,0038 |
2 | |||
3 и выше |
Нормативы потребления тепловой энергии на отопление
для многоквартирных (жилых) домов в случае оплаты в течение
отопительного периода
Категория многоквартирного (жилого) дома | Многоквартирные (жилые) дома со стенами из камня, кирпича | Многоквартирные (жилые) дома со стенами из панелей, блоков | Многоквартирные (жилые) дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Этажность | Многоквартирные дома до 1999 года постройки включительно | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц) | |||
1 | 0,0231 | 0,0231 | 0,0231 |
2 | |||
3 - 4 | |||
5 - 9 | 0,0197 | 0,0205 | 0,0215 |
10 | 0,0229 | ||
11 | 0,0215 | ||
12 и более | 0,0202 | ||
Этажность | Жилые дома до 1999 года постройки включительно | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц) | |||
1 | 0,0190 | 0,0190 | 0,0190 |
2 | |||
3 и выше | |||
Этажность | Многоквартирные дома после 1999 года постройки | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц) | |||
1 | 0,0098 | ||
2 | 0,0090 | ||
3 | 0,0113 | ||
4 - 5 | 0,0091 | 0,0086 | |
6 - 7 | 0,0113 | ||
8 | 0,0099 | ||
9 | 0,0085 | ||
10 | 0,0077 | 0,0070 | |
11 | 0,0073 | ||
12 и более | 0,0068 | ||
Этажность | Жилые дома после 1999 года постройки | ||
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого дома в месяц) | |||
1 | 0,0081 | 0,0081 | 0,0081 |
2 | |||
3 и выше |
Примечание к таблице 1:
1. Продолжительность отопительного периода, определённого для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на отопительный период, составляет 172,2 суток.
Примечание к таблицам 1 и 2:
1. Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению жилого помещения определены для всех помещений (жилых и нежилых), входящих в состав общей площади многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно подпункту 6 пункта 3 названного постановления нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены с применением расчётного метода.
Данный нормативный правовой акт опубликован 29 декабря 2016 года на официальном сайте Правительства Севастополя http://sev.gov.ru/docs/253/31157/?sphrase_id=2482276, вступил в силу с 01 января 2019 года.
Общество с ограниченной ответственностью «СГС Плюс» (далее – ООО «СГС Плюс», Общество), считая себя потребителем коммунальной услуги по отоплению в занимаемом под офис по договору аренды от 24.05.2019 нежилом помещении по адресу: г. Севастополь, пр. Победы, 44/2, офис № 6, обратилось в Севастопольский городской суд с уточнённым административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вынесения постановления Правительства города Севастополя от 28.12.2016 № 1295-ПП «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Севастополя» (далее также - Постановление от 28.12.2016 № 1295-ПП) в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению (приложение № 6) как противоречащих федеральному законодательству, а именно, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2006 № 306 (далее также - Правила № 306).
В частности, Общество в обоснование недействительности и противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 11 Правил №306 ссылается на несоответствие установленных нормативов на потребление тепловой энергии на отопление в случае оплаты услуги по отоплению в течение календарного года нормативам в случае оплаты услуги по отоплению в течение отопительного периода при пересчёте за год. По мнению административного истца, норматив на потребление тепловой энергии на отопление не должен зависеть от способа оплаты за услугу (в течение календарного года и в течение отопительного сезона). Согласно произведенным Обществом расчётам, если установленный норматив пересчитать на год и разделить на количество месяцев отопительного периода (7 месяцев, в том числе, неполных), то оплата в течение отопительного периода в Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения будет выше, чем оплата в течение года (в среднем на 19 %).
Также административный истец указывает на нарушение пункта 43 Правил № 306, поскольку в экспертном заключении ПАО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» при определении норматива по оплате в отопительный период применено количество месяцев, равной 5,66, в то время как норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев отопительного периода, и не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца.
Кроме того, Общество ссылается на использование в экспертном заключении при определении норматива по отоплению данных, полученных с нарушением пункта 44 Правил № 306, а именно, в экспертном заключении при расчете указанного норматива использованы данные, предоставленные ГУПС «Севтоплоэнерго», а не сведения, предоставленные органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов, как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.
Определениями суда от 10.07.2020, 07.08.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены соответственно Департамент городского хозяйства города Севастополя, ООО (ПАО) «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» (далее также - ООО «ИЭ ЖКХ»).
В судебном заседании представители ООО «СГС ПЛЮС» доводы уточнённого административного иска поддержали по изложенным в нём основаниям, полагали об отсутствии законных оснований для прекращения производства по делу.
Представитель заинтересованного лица - Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам, приведенным в письменных возражениях, в ходе рассмотрения дела ходатайствовал о прекращении по нему производства, поскольку Постановление от 28.12.2016 № 1295-ПП в оспариваемой части не нарушает права и законные интересы ООО «СГС ПЛЮС», не возражавшего против размера нормативов на отопление в ходе их установления, использовавшего их беспрепятственно в период осуществления регулируемой деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации вплоть до её прекращения 01.06.2019.
Представители административного ответчика - Правительства Севастополя, заинтересованного лица - ООО «ИЭ ЖКХ» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, ООО «ИЭ ЖКХ» ходатайствовало о проведении заседания в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего необходимым производство по делу прекратить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Главой 21 указанного Кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
В силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 КАС РФ (во взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 128 этого же кодекса) суд прекращает производство по административному делу в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Нахожу, что такие основания для прекращения производства по настоящему административному делу имеются.
Отношения по оплате гражданами, организациями жилого помещения и коммунальных услуг в многоквартирных домах регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами № 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).
Как указывалось выше, оспариваемым в части Постановлением от 28.12.2016 № 1295-ПП установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных (жилых) домов в случае равномерной оплаты в течение календарного года, а также в случае оплаты в течение отопительного периода.
Названное Постановление от 28.12.2016 № 1295-ПП принято во исполнение статьи 157 ЖК РФ на основании экспертного заключения, подготовленного в 2016 году ПАО «ИЭ ЖКХ» «Определение нормативов потребления коммунальных услуг гражданами (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение)» с целью расчёта размера платы за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта.
Обосновывая право на обращение в суд с иском об оспаривании данных нормативов на отопление, ООО «СГС ПЛЮС» указало, что является потребителем услуг по отоплению, арендуя нежилое помещение по <адрес> в городе Севастополе, с оплатой потребления коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
В ходе рассмотрения дела установлено и следует из материалов, что ООО «СГС ПЛЮС» арендует для ведения предпринимательской деятельности с целью использования в качестве офиса нежилое помещение площадью 65,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, офис №, на основании договора №, заключённому 24.05.2019 с Е.В. (т. 2 л.д. 152-153).
Согласно пункту 3.4 названного договора оплата коммунальных платежей не входит в арендную плату. Возмещение стоимости коммунальных услуг производится ежемесячно на основании отдельных дополнительных соглашений, подписанных сторонами, с обязательным предоставлением арендодателем счетов ресурсоснабжающих организаций.
Административным истцом в подтверждение понесённых расходов по возмещению стоимости поставленной тепловой энергии представлены дополнительное соглашение от 03.06.2020, платёжное поручение от 05.06.2020 № 323, счета и акты поставки за период с 31.10.2019 по 30.04.2020 (т. 2 л.д. 154-169).
Согласно письму ГУПС «Севтеплоэнерго» от 10.04.2020 исх. №-ф, представленному в ходе рассмотрения дела административным истцом, начисления за теплоснабжение нежилого помещения по адресу: <адрес>, производятся исходя из показаний прибора учёта тепловой энергии, установленного на тепловых сетях многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Распределение показаний данного прибора учёта тепловой энергии между потребителями тепловой энергии, занимающими помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес>, а также в административных зданиях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, производится согласно нормативному потреблению тепловой энергии в расчётном месяце в соответствии с тепловой нагрузкой, нормативной температурой в отапливаемом помещении, фактической температурой наружного воздуха в расчётном месяце, расчётной температурой наружного воздуха (наиболее холодной пятидневки) для <адрес> -11 градусов С и фактическим количеством часов теплоснабжения данного объекта за расчётный период (т. 2 л.д. 170).
Согласно сведениям из ЕГРН, представленным по запросу суда Севреестром, здание, где находится офисное нежилое помещение, арендуемое административным истцом и расположенное по адресу: <адрес>, является нежилым (т. 3 л.д. 75-80).
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Расчёт платы за коммунальную услугу по отоплению в нежилом помещении в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с Правилами № 354 (пункт 7, пункт 43 Правил), те есть, тем же способом, что и для жилых помещений в многоквартирном доме.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзац пятнадцатый пункта 2 Правил № 354).
Таким образом, судом установлено, что услуги по теплоснабжению оказываются истцу в нежилое здание, в котором ООО «СГС ПЛЮС» осуществляет коммерческую деятельность в нежилом помещении, и в данном случае Общество не является потребителем коммунальных услуг в понимании Правил № 354.
Следовательно, определение потреблённой тепловой энергии для ООО «СГС ПЛЮС» производится в соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (Правила № 1034), с учётом тепловой нагрузки, нормативной температуры в отапливаемом помещении, фактической температуры наружного воздуха в расчётном месяце, расчётной температуры наружного воздуха (наиболее холодной пятидневки) для г. Севастополя -11 градусов С и фактического количества часов теплоснабжения данного объекта за расчётный период, что полностью соответствует положениям пунктов 5, 111 Правил № 1034 и формуле, содержащейся в Методике осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённой Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, возможность использования которой прямо предусмотрена в пункте 114 Правил № 1034.
Данный подход определения потреблённой тепловой энергии для ООО «СГС ПЛЮС» также подтвержден ресурсоснабжающей организацией ГУПС «Севтеплоэнерго» в информации от 25.08.2020 исх. № 2264/УР-Ю, согласно которой нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при определении количества потреблённой тепловой энергии в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, не применяются.
Доводы административного истца о наличии противоречий в письмах ГУПС «Севтоплоэнерго» от 10.04.2020 исх. № 603/98-ф и от 25.08.2020 исх. № 2264/УР-Ю несостоятельны, напротив, содержание названных писем согласуется между собой и соответствует требованиям действующего законодательства.
Доказательств обратного, а равно нарушения прав Общества установленным нормативом потребления коммунальной услуги по отоплению в материалах дела не содержится и им не приведено. Ссылки законного представителя Общества в судебном заседании на угрозу нарушения прав в связи с предстоящим приобретением жилья в многоквартирном жилом доме для работников ООО «СГС ПЛЮС» соответствующими доказательствами не подтверждены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт, установивший нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для многоквартирных (жилых) домов, не применяется к административному истцу в настоящее время, деятельность ООО «СГС ПЛЮС» как ресурсоснабжающей организации прекращена с 01.06.2019, отсутствуют доказательства нарушения или угрозы нарушения его прав, свобод и законных интересов, имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, части 1 статьи 214 КАС РФ основания для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
производство по административному делу № 3а-27/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» о признании не действующим в части Постановления Правительства города Севастополя от 28.12.2016 № 1295-ПП «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Севастополя» в части - прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня его вынесения судом первой инстанции.
Судья Т.А. Артамонова