дело № 2а-364

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2018 года

Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Капраловой Е.Л.,

при секретаре Сокоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Буйского муниципального района Костромской области к МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Буйского муниципального района Костромской области (далее - администрация, должник) обратилась с административным исковым заявлением к МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Конновой К.Е. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ и об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав следующее.

В МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области на основании исполнительного листа, выданного Буйским районным судом Костромской области по гражданскому делу о возложении на администрацию Буйского муниципального района Костромской области обязанности по предоставлению жилья Суханову А.В., возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, должник не исполнил. Постановлением судебного пристава-исполнителя Конновой К.Е. от ДД.ММ.ГГГГ с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000руб. Данное постановление администрация считает незаконным, подлежащим отмене, поскольку исполнение решения суда зависит от наличия субвенций, предоставляемых из областного бюджета на приобретение жилья. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, разъяснений, содержащихся в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», администрация обращает внимание на то, что наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Закон Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО, вступивший в силу с 01.01.2016, наделил органы местного самоуправления отдельными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями. Данные полномочия включают себя, в том числе, формирование специализированного жилищного фонда путём приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Законом Костромской области от 29.06.2016 №104-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год» бюджету Буйского муниципального района Костромской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сумме 980 000руб. Данные средства использованы в 2016 году на приобретение детям-сиротам двух квартир (л.д. ). В 2017 году бюджету муниципального района субвенции не предусматривались.

Законом Костромской области от 15.12.2017 №325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Буйскому муниципальному району для осуществления полномочий по обеспечению лиц названных выше категорий предусмотрены субвенции в размере 986 600руб. Однако, до настоящего времени субвенции не поступили.

Процедура приобретения жилых помещений, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует длительных временных затрат. Так, в силу ч.2 ст.63 названного Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее, чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно ч.9 ст.70 названного Закона контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона. Таким образом, порядок, установленный этим законом, не зависящий от воли администрации, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.

Судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не учтены сроки, необходимые для государственной регистрации недвижимого имущества.

Исходя из изложенного, административный истец полагает об отсутствии вины должника в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, соответственно, в неисполнении судебного решения по предоставлению жилого помещения Суханову А.В.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель административного истца - Киселева О.В., действующая на основании постоянной доверенности, уточнила требования - просила освободить администрацию Буйского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ; требование о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Конновой К.Е. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ не поддержала. Дополнительно представитель административного истца указывала следующее .

В решении суда не установлен конкретный предельный срок для его исполнения. При этом исполнение решения подразумевает соблюдение требований действующего законодательства. Постановлением главы администрации Буйского муниципального района Костромской области от 12.08.2016 №198 утверждены: Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; Положение о межведомственной комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; состав названной комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ администрация направила в департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области письмо о необходимости выделения субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями.

В связи с поступлением уведомления начальника финансового управления администрации Буйского муниципального района о выделении субвенций на приобретение жилых помещений, на заседании межведомственной комиссии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, принято решение: рекомендовать КУМИиЗР Буйского муниципального района Костромской области обеспечить подготовку аукционной документации на приобретение благоустроенной квартиры общей площадью не менее 33,0кв.м. на вторичном рынке жилья, в домах не ранее 1980 года постройки в срок до ДД.ММ.ГГГГ; отделу экономического развития района - обеспечить проведение аукциона по приобретению вышеуказанного жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с поступившими в администрацию постановлениями о возбуждении исполнительного производства о возложении на администрацию обязанности по предоставлению жилья, в том числе Суханову А.В., о взыскании исполнительского сбора, ДД.ММ.ГГГГ в суд направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения. Определением Буйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, о чём в МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области направлено соответствующее уведомление.

Административный истец просит учесть, что бюджет Буйского муниципального района Костромской области является высокодотационным, в нём не предусмотрены расходы на приобретение жилых помещений.

Таким образом, учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решения суда, администрация просит в порядке ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освободить её от уплаты исполнительского сбора.

Участники дела, извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Суд определил рассматривать дело в отсутствие участников дела.

МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области представил в суд письменный отзыв на административный иск (л.д. ), в удовлетворении которого, как необоснованного, просил отказать, указав следующее.

Учитывая положения действующего законодательства, то, что со стороны должника в период предоставленного судебным исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, добровольных действий по его исполнению не имелось, в то же время вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель обоснованно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, основания для освобождения от которого отсутствуют.

Исследовав материалы - настоящего дела, гражданского дела , дела , проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1, 2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.11 ст.30 названного Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.112 названного Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.

Согласно ч.2 ст.112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч.3 ст.112 названного Закона, исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Решением Буйского районного суда Костромской области от 25.01.2017 по делу №2-181\2017, вступившим в законную силу 05.04.2017, орган местного самоуправления в лице администрации Буйского муниципального района Костромской области обязан предоставить Суханову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям изолированное жилое помещение, расположенное на территории Буйского муниципального района Костромской области, из специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района .

ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области на основании исполнительного листа, выданного Буйским районным судом Костромской области по делу №2-181\2017, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника - администрации Буйского муниципального района Костромской области. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден о том, что, в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор… Разъяснено, что, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера, исполнительский сбор устанавливается в размере 50 000рублей с должника-организации .

Определением Буйского районного суда Костромской области от 28.08.2017, вступившим в законную силу 12.09.2017, администрации Буйского муниципального района Костромской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 25.01.2017 на срок-до 01.02.2018 .     

Поскольку исполнительный документ должником не был исполнен, постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. от 20.03.2018 с администрации Буйского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000руб. .

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В силу ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Суд принимает во внимание, что свободное жильё у должника отсутствует .

Постановлением администрации Буйского муниципального района Костромской области от 12.08.2016 №198 утвержден Порядок приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . В данном документе предусмотрен порядок действий по приобретению жилых помещений с использованием бюджетных ассигнований из областного бюджета (субвенций), выполнение положений которого в совокупности с выполнением требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует выполнения определённых процедур в установленные сроки, при соблюдении которых должник не имел объективной возможности исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также в срок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Следует учитывать, что исполнение решений суда о предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, зависит от поступления субвенций из областного бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Буйского муниципального района Костромской области обращалась в департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области о внесении изменений в областной бюджет и о рассмотрении вопроса о выделении субвенций бюджету Буйского муниципального района на приобретение жилья детям-сиротам . В письме названного департамента от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Буйского муниципального района Костромской области рекомендовано при условии образования экономии средств выделенных субвенций, достаточной для приобретении дополнительного жилого помещения и наличия судебных решений и исполнительных листов к администрациям муниципальных образований, приобретать дополнительные жилые помещения в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2017 год .

Установлено, что в 2017 году бюджету Буйского муниципального района Костромской области субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц не выделялись .

В 2018 году субвенции на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в бюджет Буйского муниципального района Костромской области до настоящего времени не поступали .

Суд принимает во внимание, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора имелось несколько исполнительных производств, возбужденных в 2016-2017 годах в отношении должника, касающихся предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (в том числе Суханову А.В.) .

В связи с отсутствием у должника источника финансирования, наличием просроченной кредиторской задолженности, принимать дополнительные расходные обязательства, в частности, на приобретение жилья для формирования специализированного жилищного фонда, не представилось возможным, что подтверждено документально.

Так, из документов, представленных финансовым управлением администрации Буйского муниципального района Костромской области . следует, что бюджет Буйского муниципального района является высокодотационным; собственные доходы (налоги и неналоговые доходы) составляют - 27%-30%. В первоочередном порядке финансируются защищённые статьи бюджета (заработная плата, питание, электроэнергия). Предельный объём муниципального долга при исполнении соответствующего бюджета на 2017 год превысил установленный ст.107 Бюджетного Кодекса РФ норматив в два раза; кредиторская задолженность бюджета Буйского муниципального района составила: на ДД.ММ.ГГГГ - 44 454 тыс.руб., на ДД.ММ.ГГГГ - 47 721тыс.руб., на ДД.ММ.ГГГГ - 43 833тыс.руб.

Таким образом, в рассматриваемом случае в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству , поскольку у должника отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2а-364/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Буйский межрайонный прокурор
Администрация Буйского муниципального района костромской области
Ответчики
Межрайонный ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области
судебный пристав-исполнитель межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области Коннова К.Е.
Другие
УФССП Росси по Костромской области
Администрация Буйского муниципального района Костромской области в лице сектора опеки и попечительства
Суханов Александр Вячеславович
Администрация Костромской области
Суд
Буйский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
buisky.kst.sudrf.ru
12.04.2020Регистрация административного искового заявления
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее