Решение по делу № 2а-4551/2018 от 23.11.2018

Дело № 2а-4551/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 года                               г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Костиной М.Ю., с участием заинтересованного лица Романова А.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А., Управлению ФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А., УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора. В обоснование заявленных требований указывают, что на основании решения Свердловского районного суда города Костромы от 21.09.2017 г. по гражданскому делу № 2-3471/2017 муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы обязано предоставить Романову А.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от <дата> г. Администрации г.Костромы – должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией г.Костромы не исполнены, в связи с чем, по данному исполнительному производству заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. в отношении Администрации г.Костромы вынесено постановление от 28.03.2018 г. о взыскании исполнительского сбора с Администрации г. Костромы в размере 50 000 рублей.

Администрация г. Костромы считает, что отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа. Полагают, что оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку решение не было исполнено в установленный срок ввиду отсутствия в бюджете администрации города Костромы необходимого количества финансовых средств. Возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом объеме. Ссылаются на положения ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П. Просят суд освободить Администрацию г. Костромы от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. о взыскании исполнительского сбора от 28.03.2018 года, вынесенному в рамках исполнительного производства в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации г. Костромы не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удалова Е.А. в судебном заседании не присутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении административного иска в свое отсутствие.

Административный ответчик УФССП по Костромской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Заинтересованное лицо Романов А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда города Костромы от 21.09.2017 на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Романову А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Костромы, по нормам предоставления жилого помещения.

На основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом города Костромы, постановлением судебного пристава – исполнителя от <дата> года возбуждено исполнительное производство . Этим же постановлением должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Администрацией г. Костромы <дата>, что подтверждается соответствующим штампом должника, проставленным на копии постановления о возбуждении исполнительного производства с вх. .

28.03.2018 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение Администрацией г. Костромы указанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

Решение суда от 21.09.2018 до настоящего времени не исполнено.

Из копии списка исполнительных производств, возбужденных в отношении Администрации г. Костромы – должника, обязывающих предоставить жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что по состоянию на <дата> Администрация г. Костромы является должником по ... исполнительным производствам, возбужденным в период декабря 2015 года – сентября 2018 года. Исполнительное производство, возбужденное в пользу Романова А.А., значится в данном списке под порядковым .

Между тем, несмотря на наличие задолженности и отсутствие свободных жилых помещений, Администрация г. Костромы прилагает усилия для исполнения решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений, в том числе взыскателю Романову А.А.

Так, Администрацией г. Костромы заключаются муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов. В частности, в материалы дела представлена копия муниципального контракта от 22.08.2018 на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

На основании представленных административных истцом доказательств, суд в данной ситуации усматривает наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного решения.

В силу ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В данном постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, должник - Администрация города Костромы указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Романову А.А.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации г.Костромы о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2015 года, органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда; принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.

Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам по итогам аукционов.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Принимая во внимание, что финансирование обязательств Администрации города Костромы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета Костромской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении Романова А.А. специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы удовлетворить.

Освободить Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 28.03.2018, принятому в рамках исполнительного производства , в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                  Т.С. Царева

2а-4551/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование городской округ города Кострома в лице Администрации города Костромы
Ответчики
Заместитель начальника МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удалова Е.А.
УФССП по Костромской области
Другие
Романов Александр Андреевич
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее