РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года <адрес>
Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О2, с участием помощника прокурора Ф.И.О7, истца Ф.И.О1, представителей истца по доверенности Ф.И.О3, Ф.И.О4, представителя ответчика по доверенности Ф.И.О5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (данные изъяты) по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Ф.И.О1 к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
В Усольский городской суд с исковым заявлением обратился прокурор <адрес> в защиту интересов Ф.И.О1, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки выявлено, что в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, администрация <адрес> гр-ну Ф.И.О1 отказала в связи с предоставлением неполного пакета документов, а также в связи с предоставлением заведомо ложных сведений о регистрации по месту жительства, так как помещение, расположенное по адресу: <адрес> является нежилым, и согласно решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе гр-н Ф.И.О1 признан прекратившим право пользования указанным помещением и снят с регистрационного учета, в связи с чем, в настоящее время он не является жителем <адрес> и не зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении на законных основаниях; достоверных и достаточных доказательств проживания и постоянной регистрации Ф.И.О1 на территории <адрес> отсутствуют. Администрацией <адрес> при отказе в постановке на учет Ф.И.О1 нарушены требования действующего законодательства. Так, Ф.И.О1 обратился с заявлением в администрацию о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. К заявлению были приложены копии следующих документов: копия свидетельства о рождении, копия медицинской справки МСЭ о бессрочной инвалидности, справка о кодах по УОПБ поликлиники <адрес>, справка из ГИБДД об отсутствии в собственности транспортного средства, справка из МФЦ об отсутствии недвижимого имущества, справка из ПФР о доходах. Гражданин вправе представить документы, указанные в подпунктах 3 (в части свидетельств о рождении, о заключении брака, за исключением свидетельств, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенного перевода на русский язык), 6, 7 (в части документа, выданного органом регистрации прав), 9, 10 пункта 1 приложения № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма». В случае, если такие документы и (или) информация не были представлены самостоятельно гражданином, то орган, осуществляющий ведение учета, запрашивает указанные документы и (или) информацию в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством. Таким образом, администрация <адрес> требуя от Ф.И.О1 вышеназванные документы нарушила требования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-оз, так как данные документы администрация должна была запросить путем межведомственного информационного взаимодействия. На основании исполнительного листа, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ семья Ф.И.О10 выселена из жилого помещения по адресу: <адрес>. После выселения, семье Ф.И.О10 по устному заявлению предоставлена комната маневренного фонда по адресу: <адрес>, с целью временного проживания. Таким образом, лишившись жилья Ф.И.О1 стал проживать по адресу <адрес>. Ф.И.О1 является получателем страховой пенсии по инвалидности. Согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом филиала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ гр-ну Ф.И.О1 Шамиль оглы, проживающему по адресу <адрес>, установлена <данные изъяты> группа инвалидности, инвалидность с детства. С ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность бессрочно. С ДД.ММ.ГГГГ также назначена бессрочно ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на основании Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая до настоящего времени выплачивается ГУОПФ РФ по <адрес>. Сведения о том, что на момент обращения в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Ф.И.О6 обладал жилым помещением по иному адресу или ином субъекте Российской Федерации, а равно, что являлся правообладателем других объектов недвижимости, за счет реализации которых мог приобрести жилое помещение, в деле отсутствуют. Права истца на пенсионное обеспечение, обеспечение по инвалидности реализуются в <адрес> по месту его жительства с 2004 года, т.е. более 10 лет, что подтверждает его право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося. Ф.И.О1 с детства является инвалидом <данные изъяты>, включенному в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан одной квартире (приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)н). Просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Ф.И.О1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 16 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ф.И.О7 требования поддержала, по основаниям указанным в иске.
Истец Ф.И.О1, его представители по доверенности Ф.И.О3, Ф.И.О4, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Ф.И.О5, действующая по доверенности (л.д. 121), в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 129-130).
Выслушав стороны, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Из приведенных выше норм права, а также с учетом положений статей 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления и входит в его обязанность.
Также порядок постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма регулируется положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».
В силу частей 2, 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», с заявлением о принятии на учет представляются следующие документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете: 1) документы, подтверждающие нуждаемость граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 2) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в порядке, установленном законом <адрес>, и (или) подтверждающие принадлежность гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и (или) законом <адрес> категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете, установлен приложением 1 к настоящему Закону.
Согласно пункту 1 приложения № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», для принятия малоимущих граждан на учет в орган, осуществляющий ведение учета, подается письменное заявление и следующие документы:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина-заявителя и членов его семьи;
2) документы, подтверждающие принадлежность гражданина-заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
3) документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с гражданином-заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если эти свидетельства выданы компетентными органами иностранного государства, соответствующие решения суда и т.д.);
4) справка с места жительства о составе семьи;
5) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди;
6) документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования гражданином-заявителем и членами его семьи жилым помещением (жилыми помещениями);
7) документы, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальными органами или подведомственным ему государственным бюджетным учреждением, наделенным соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее – орган регистрации прав), и органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, подтверждающие наличие (отсутствие) жилых помещений в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи;
8) документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, подтверждающие наличие (отсутствие) транспортного средства в собственности гражданина-заявителя или членов его семьи;
9) документы, в установленном порядке подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии с законодательством <адрес> (налоговые декларации, справки о доходах физического лица и иные документы);
10) документы, содержащие в соответствии с законодательством сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению (в случае отсутствия заявления гражданина о проведении оценки данного имущества органом местного самоуправления - по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании).
Гражданин обязан представить документы, указанные в подпунктах 1, 2, 3 (в части свидетельств о рождении, о заключении брака, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенного перевода на русский язык; решений суда), 4, 5, 7 (в части документа, выданного органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации), 8 настоящего пункта.
Гражданин вправе представить документы, указанные в подпунктах 3 (в части свидетельств о рождении, о заключении брака, за исключением свидетельств, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенного перевода на русский язык), 6, 7 (в части документа, выданного органом регистрации прав), 9, 10 настоящего пункта. В случае, если такие документы и (или) информация не были представлены самостоятельно гражданином, то орган, осуществляющий ведение учета, запрашивает указанные документы и (или) информацию в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заявлению Ф.И.О1 об отказе администрацией <адрес> в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 13-14).
Так, Ф.И.О1 обратился с заявлением в администрацию о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. К заявлению были приложены: копия свидетельства от рождении, копия медицинской справки МСЭ о бессрочной инвалидности, справка о кодах по УОПБ поликлиники <адрес>, справка из ГИБДД об отсутствии в собственности транспортного средства, справка из МФЦ об отсутствии недвижимого имущества, справка из ПФР о доходах.
Согласно ответу мэра <адрес> Ф.И.О8 (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма гр-ну Ф.И.О1 отказано, в связи с предоставлением неполного пакета документов, а также в связи с предоставлением заведомо ложных сведений о регистрации по месту жительства, так как помещение, расположенное по адресу: <адрес> является нежилым, и согласно решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ В том числе гр-н Ф.И.О1 признан прекратившим право пользования указанным помещением и снят с регистрационного учета, в связи с чем в настоящее время Ф.И.О1не является жителем <адрес> и не зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении на законных основаниях; достоверных и достаточных доказательств проживания и постоянной регистрации Ф.И.О1 на территории <адрес> отсутствуют (л.д. 21-22).
Анализируя документы представленные Ф.И.О1 в администрацию <адрес> о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу, о совокупном соответствии представленных документов, необходимых для решения вопроса о признании его малоимущим, для целей постановки в очередь нуждающихся в получении жилья, предоставляемого по договорам социального найма.
В соответствии с вышеуказанными положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-оз, ответчик по мере надобности мог самостоятельно запросить необходимые документы и информацию, находящуюся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, поскольку они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Однако, такой возможностью (правом) ответчик, не воспользовался.
Другим основанием отказа Ф.И.О1 в постановке на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма является тот факт, что он не является жителем <адрес> и не зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении на законных основаниях; достоверных и достаточных доказательств проживания и постоянной регистрации Ф.И.О1 на территории <адрес> отсутствуют.
В силу статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 3 указанного выше Закона определено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как следует из материалов дела, семья Ф.И.О10 была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. По решению <данные изъяты> они были выселены из помещения и сняты с регистрационного учета. После выселения семье Ф.И.О10 по устному заявлению предоставлена комната маневренного фонда по адресу: <адрес>, с целью временного проживания. Таким образом, лишившись жилья, Ф.И.О1 стал проживать по адресу: <адрес>. Сведений о том, что на момент обращения в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Ф.И.О6 обладал жилым помещением по иному адресу или ином субъекте Российской Федерации, а равно, что являлся правообладателем других объектов недвижимости, за счет реализации которых мог приобрести жилое помещение, в материалы дела не представлено.
Кроме этого, Ф.И.О1 установлена вторая группа инвалидности, инвалидность с детства, с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность бессрочно, в связи с чем, он является получателем страховой пенсии по инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ ему назначена бессрочно ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на основании Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая до настоящего времени выплачивается ГУОПФ РФ по <адрес>. Права истца на пенсионное обеспечение, обеспечение по инвалидности реализуются в <адрес> по месту его жительства с 2004 года, т.е. более 10 лет, что подтверждается материалами пенсионного дела (л.д. 23-111).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Таким образом, отсутствие регистрации в определенном муниципальном образовании не может ограничивать права Ф.И.О1, учитывая тот факт, что он получает пенсию в отделении УПФР в <адрес>, а также учитывая особый статус заявителя, являющегося инвалидом <данные изъяты>, администрация муниципального образования «<адрес>» приняла решение по формальным основаниям, нарушив права истца.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. То есть, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы только два условия: принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений; наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Как следует из материалов дела, Ф.И.О1 является инвалидом <данные изъяты>, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)н.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.
В соответствии с решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для муниципального образования «<адрес>», для муниципального образования «<адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 16 квадратных метров общей площади на одного человека.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Ф.И.О1, являясь инвалидом <данные изъяты>, при котором невозможно совместное с ним проживание в одной квартире, исходя из требований законодательства, нуждается обеспечении жильем по договору социального найма и имеет право на внеочередное предоставление жилья за счет муниципального жилищного фонда. На основании изложенного, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Ф.И.О1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее 16 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Норкина