№ 2-810/2023г.
61RS0022-01-2022-010577-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2023 года г. Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Шевченко Ю.И.
при секретаре судебного заседания Дзюба О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Таганрога (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Управление «Водоканал», МКУ «Благоустройство», ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление») об обязании обеспечить доступ к колодцам подземных коммуникаций,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации г. Таганрога об обязании обеспечить доступ к 56 колодцам с подземными коммуникациями на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> путем демонтажа асфальтированный смеси с люков и приведением их в соответствии с требованиями п. 5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровые колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 и п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление».
В качестве оснований исковых требований указано, что Прокуратурой города во исполнение пункта 1.4 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата> № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог на территории муниципального образования «Город Таганрог». Проверкой установлено, что в рамках муниципального контракта от <дата> № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» заключенного между МКУ «Благоустройство» и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление» выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в период времени с <дата> по <дата>. В соответствии с п. 4.2.3 условий муниципального контракта, заказчик (МКУ «Благоустройство») обязан осуществлять контроль за исполнением условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4.3 приложения № 1 к муниципальному контракту подрядчик обязан проводить работы по муниципальному контролю таким образом, чтобы выполнение работ не создавало опасности для третьих лиц и не препятствовало эксплуатации по установленному назначению объектов, на которых выполняются работы. Работы должны быть выполнены таким образом, чтобы поверхность люков подземных коммуникаций находилась на поверхности дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017. Вместе с тем установлено, что на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> расположено 58 колодцев, находящихся на сетях водоснабжения и канализации. Данные колодцы были полностью заасфальтированы подрядчиком. Со стороны МКУ «Благоустройство» никаких мер по контролю за работами подрядчика не принималось. В связи с чем силами МУП «Управление «Водоканал» за счет собственных денежных средств восстановлено 2 люка, осталось заасфальтированными 56 люков, которые необходимо восстановить от асфальтировки и проверить пригодность к дальнейшему использованию люков. Данные обстоятельства подтверждены актом комиссионного обследования от <дата>, составленным комиссией в составе начальника аварийно-диспетчерской службы Белика И.Ф., начальника производственного отдела Ениной Л.Н., начальником отделом сбыта Рожнова А.В., начальником ремонтно- строительного участка Фоменко А.В., а также инженером КУИ г. Таганрога, инженером производственного отдела МУП «Управления Водоканал», ведущим инженером Северного территориального управления, главным специалистом Приморского территориального управления. Таким образом, в настоящее время созданы препятствия для доступа к 56 колодцам с подземными коммуникациями при их эксплуатации для удовлетворения общественных потребностей в водоснабжении и водоотведении на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>, что является недопустимым и противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации. Согласно п. 5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 крышки люков, коверов и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм. На основании п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек, согласно п. 1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168, отнесены к функциям организации водопроводно-коммунального хозяйства. В соответствии со ст. 134 Правил содержания и эксплуатации инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, организации, в ведении которых находятся подземные инженерные сооружения и коммуникации, осуществляют постоянный надзор за нахождением на проектной отметке крышек люков смотровых колодцев, решеток дождеприемников, независимо от их месторасположения, за их содержанием в исправном и закрытом состоянии. В случае отсутствия, повреждения или разрушения крышек, решеток или повреждения, разрушения самих смотровых колодцев, дождеприемников организации, указанные в части 1 настоящей статьи, незамедлительно принимают меры по их ограждению, обозначению соответствующими дорожными знаками и замене или восстановлению в течение суток с момента обнаружения. Учитывая вышеизложенное, проверкой подтвержден факт существенного нарушения администрацией г. Таганрога предусмотренных законом обязательств по содержанию автомобильных дорог, выразившийся в отсутствии контроля за исполнением муниципальных контрактов и отсутствием контроля за муниципальными службам, которым переданы функции по надлежащему содержанию автомобильных дорог. В результате данного бездействия органа местного самоуправления, созданы условия для аварийных ситуаций на коммуникациях водоотведения и водоснабжения, в результате отсутствия прямого доступа к колодцам в связи с полной асфальтировкой люков. Учитывая значительную изношенность инженерных коммуникаций аварийные ситуации неизбежны и их оперативное устранение невозможно, что прямо влияет на права неопределенного круга лиц, жителей г. Таганрога.
Представитель истца помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. в ходе судебного заседания исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, пояснив, что в случае аварийной ситуации Водоканал не сможет произвести устранение неисправности. Считают, что обязанность должна быть возложена на Администрацию. Был муниципальный контракт, работы приняты и стороны претензий друг к другу не предъявляли. Благоустройство посчитало возможным принять такие работы. Проведенная работа не соответствует ГОСТ. Выезжали специалисты на место, зафиксировали это. Там осталась маленькая дырочка, чтобы обозначить, где именно расположен люк. Чтобы его поднять, необходимо разбить асфальт. Перед началом работ, люки находились вровень с дорожным покрытием.
В ходе судебного заседания представитель ответчика Администрации г. Таганрога на основании доверенности Лоленко Н.С. пояснил, что приказом от 24.06.2011 №270 автомобильные дороги общего пользования местного назначения, закреплены на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство». «Благоустройство» заключили муниципальный контракт по ремонту дорог. Указано, что работы должны быть выполнены таким образом, что дорожное покрытие должны соответствовать ГОСТу. Считают себя ненадлежащим ответчиком и в исковых требованиях к ним, просили отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Благоустройство» по доверенности Ирхин В.Н. пояснил в ходе судебного заседания, что при производстве работ, МКУ «Благоустройство» направило письма в 8 организаций, которые имеют люки на проезжей части. Из них 7 организаций привели свое имущество в надлежащий порядок, а МУП «Управление «Водоканал» ничего не сделал и не представил перечень люков, принадлежащих им. При асфальтировке эти люки были обработаны. Накладывался деревянный щит и после асфальтировки снимался. То есть люки заметны. Их найти можно. О взаимоотношениях владельцев дорог и владельцев коммуникаций. Владельцы дорог - Благоустройство, Управление Водоканал получили сети, которое является имуществом города. Здесь полное игнорирование собственника и владельца коммуникационных сетей. Согласно закону об автомобильной деятельности - «владельцы инженерных коммуникаций обязаны заключить договора с владельцем автомобильных дорог». Такие договора в городе отсутствуют. Обстоятельство, что, будучи владельцем инженерной коммуникации, Управление Водоканал имели возможность обратиться в Благоустройство относительно мероприятий, проводимых вокруг их имущества. Но у них никаких претензий не появилось. Акты, представленные в рамках иска, часть люков были силами Управления Водоканал восстановлены, а по остальным люкам предъявляют требования к Администрации. Но нет подтверждения, что данные люки находятся на балансе Водоканала, поэтому люки были расценены как безхозяйные. МКУ Благоустройство ведет свою деятельность на основании ФЗ 254. В муниципальном контракте указывается, что подрядчик должен соблюдать технические условия, должен был выполнить работу в соответствии с ГОСТ. А находилось ли имущество, о котором сейчас говорят, на балансе Водоканала, неизвестно. В письмах указывают, что люки имеют просадку, трещины. Есть письмо, что Благоустройство проводит работы, однако требуются работы по поднятию люков. В УЖКХ писали, так они учредители.
Кроме того, материалы дела содержат отзыв на иск, согласно которому работа МКУ «Благоустройство» по исполнению муниципальных контрактов строится на основании Устава учреждения и законодательства Российской Федерации. Муниципальные контракты заключаются в соответствии с ФЗ-44 от 05.04.2013 года путем проведения торгов. С началом проведения аукционных процедур на определение подрядной организации на выполнение текущего ремонта автомобильной дороги, МКУ «Благоустройство» предупреждает владельцев подземных коммуникаций о предстоящем ремонте заблаговременно, не позднее чем за 1 месяц до начала работ. Приказом № 402 Министерства транспорта РО «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» поднятие люков в границах автомобильной дороги не предусмотрено. Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 года №257-ФЗ (ред. От 05.12.2007) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 19 «Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счёт на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги...». Подземные коммуникации, находящиеся в полосе отвода автомобильной дороги, не являются собственностью МКУ «Благоустройство», имеют в силу своей специфики нескольких различных владельцев, которые в порядке ст.210 ГК РФ несут бремя по их содержанию. Письмом от 30 ноября 2021 года исходящий № 60.02.5.1/14902 МКУ «Благоустройство» в адрес ОАО «Таганрогмежрайгаз», МУП «Управление «Водоканал», ОАО «Таганрогэнерго», МУП «Городское хозяйство», ПО ЮЗЭС филиал ПАО «Россетти Юг» - «Ростовэнерго». АО «Ростелеком» была направлена информация о сроках проведения работ и предупреждении о необходимости проведения работ по ремонту на коммуникационных сетях одновременно с проведением работ по асфальтированию дорожного покрытия. Письмом от 02.12.2021 года исходящий №60.02.5.1/15007 МКУ «Благоустройство» в адрес МУП «Управление «Водоканал» был направлен запрос о предоставлении информации о частных владельцах инженерных коммуникаций. 25.02.2022 года на направленный запрос № 60.02.5.1/15007 от МУП «Управление «Водоканал» было получено письмо № 60.02.5.4/687 от 25.02.2022 г., в котором просили уточнить график производства работ по ремонту автомобильных дорог. 02.03.2022 года на письмо от МУП «Управление «Водоканал» был дан ответ и предоставлен график производства работ регистрационный № 60.02.5.1/1847 от 02.03.2022 г. МКУ «Благоустройство» после предварительного осмотра автомобильных дорог были выявлены провалы люков на проезжей части, о чем 04.03.2022 года письмом № 60.02.5.1/1938 было сообщено МУП «Управление «Водоканал», ответ на письмо не поступил, нарушения устранены не были. В адрес МКУ «Благоустройство» информация от МУП «Управление «Водоканал» по запросам не поступала, на запросы №60.02.5.1/2887 от 30.03.2022 года и №60.02.5.1/3879 от 26.04.2022 МУП «Управление «Водоканал» информацию не предоставил, на запросы не отреагировал. Таким образом все люки на автомобильной дороге в границах проведения текущего ремонта были восприняты как бесхозяйные. Своим безразличием к запросам МКУ «Благоустройство» МУП «Управление «Водоканал» фактически саботировал выполнение работ по текущему ремонту дорог в рамках муниципального контракта заключенного в целях реализации национальной программы «Безопасные качественные дороги». В адрес МУП «Управление «Водоканал» в период 2021-2022 годов неоднократно владельцем автомобильной дороги направлялись уведомления о проведении текущего ремонта автомобильной дороги и необходимости, в соответствии со ст.210 ГК РФ. как собственнику инженерных коммуникаций приведение люков водопроводно- канализационной сети в нормативное состояние по ГОСТ Р50597-2017 года. МКУ «Благоустройство» уполномочено на осуществление дорожной деятельности на автомобильных дорогах муниципального образования «Город Таганрог». Свою деятельность МКУ «Благоустройство» осуществляет в соответствии с ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года и ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 взаимоотношения между МКУ «Благоустройство» и МУП «Управление?года. «Водоканал» подлежат регулированию договором, который был отклонен МУП «Управление «Водоканал» и до настоящего времени не заключен. Дополнительно вся деятельность в полосе отвода автомобильной дороги в обязательном порядке регулируется владельцем автомобильной дороги. На письменные запросы, просьбы и предоставленные графики производства работ собственник инженерных коммуникаций МУП «Управление «Водоканал» работы по подъему оголовок люков не произвел, в адрес владельца автомобильных дорог информацию не направил, работы на люках подземных коммуникаций по приведению их к требованиям ГОСТ Р 50597-2017 не выполнил. Помимо МУП «Управление «Водоканал» остальные организации, которым направлялись письма, выполнили работы по поднятию люков, что позволило подрядной организации, осуществляющей текущий ремонт дороги, в соответствии с техническим заданием выполнить работы таким образом, чтобы поверхность люков подземных коммуникаций находилась на поверхности дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017. Установление публичного сервитута предусмотрено одновременно с заключением договора между владельцем инженерных сетей и владельцем автомобильной дороги. Предусмотрена и мера принуждения на заключение подобного договора. Уклонение от заключения договора является административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного считают требование МУП «Управление «Водоканал» по восстановлению люков противоречащим ст. ст. 1,210 ГК РФ и удовлетворению не подлежит.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Управление «Водоканал», ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление», уведомленные надлежащим образом и заранее, по вызову суда не явились, сведений об уважительности неявки представителей суду не представлено.
Кроме того, в материалы дела представлен отзыв на иск МУП «Управление «Водоканал», согласно которому приказом Комитета по управлению имуществом г. Таганрога от 24.06.2011г. № 270 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство»» - автомобильные дороги общего пользования местного назначения в г. Таганроге, на которых по муниципальному контракту от 21.06.2021г. № 01583000078210003360001 выполнены ремонтные работы, согласно адресного перечня, закреплены на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство». МКУ «Благоустройство», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице заместителя директора по экономическим вопросам Короленко Вячеслава Сергеевича, действующего, на основании доверенности от 11.01.2021 г. № 1, от имени муниципального образования «Город Таганрог» с одной стороны, и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице генерального директора Сибилева К.Ю. , действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ № от 21.06.2021г. «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» по которому Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, определенных настоящим контрактом. Срок выполнения работ с 15.04.2022г. по 15.09.2022г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ № от 21.06.2021г. с приложением дополнительных соглашений, актов приемки иных документов размещен на официальном сайте «zakupki.gov.ru» единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации по контрактной системе в сфере закупок. В соответствии с п. 4.2.3 Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласна п. 4.3 Приложение № 1 к муниципальному контракту Подрядчик обязан проводить работы по муниципальному контракту таким образом, чтобы выполнение работ не создавало опасности для третьих лиц и не препятствовало эксплуатации по установленному назначению объектов, на которых выполняются работы. Работы должны быть выполнены таким образом, чтобы поверхность люков подземных коммуникаций находились на поверхности дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017. Акт обследования дорог, согласно адресного перечня участков выполненных работ в г. Таганроге, не составлялся, а также обследование инженерных сооружений в границах автомобильной дороги с участием владельца инженерных сооружений МУП «Управление «Водоканал» в границах автомобильной дороги и о состоянии участка дороги, техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, не проводилось. Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а именно, пунктом 1.2. Приложения № 1 к муниципальному контракту № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» предусмотрено, что работы по ремонту автомобильной дороги должны быть выполнены согласно приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 2 Классификации устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды. Пункт 5 Классификации устанавливает, что при ремонте проводятся следующие работы: 2) по дорожным одеждам, б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия, 3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям, т) замена или ремонт смотровых приспособлений. Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения (п. 3 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В границах автомобильной дороги общего пользования местного назначения, согласно адресному перечню участков выполненных работ в г. Таганроге, «заасфальтированы» крышки люков смотровых колодцев, которые являются составной частью Сооружения на инженерных сетях, (трубопроводы). предназначенное для организации доступа в каналы с подземными коммуникациями при их эксплуатации, вследствие чего, укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности покрытия, а также замена или ремонт смотровых приспособлений по искусственным дорожным сооружениям, предусмотрена Классификацией и муниципальным контрактом. Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения, с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения. Вследствие чего, асфальтобетонная смесь, укладка которой произведена по муниципальному контракту № от 21.06.2022г. «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» на крышках люков смотровых колодцев в границах автомобильной дороги, согласно адресному перечню участков выполненных работ в г. Таганроге, является посторонним предметом, который должен быть удален МКУ «Благоустройство» с проезжей части автомобильной дороги с обеспечением ровности покрытия. МКУ «Благоустройство» в ведении которого находятся автомобильные дороги, согласно адресного перечня участков выполненных работ в г. Таганроге, на которых выполнены ремонтные работы в рамках муниципального контракта №, осуществлена «асфальтировка» люков смотровых колодцев (опорно - укрывной элемент), которые находятся в хозяйственном ведении МУП «Управление «Водоканал», а также во владении и пользовании иных лиц, которые владеют и пользуются на законных основаниях. МКУ «Благоустройство», в силу закона и контракта, является лицом, которое обязано обеспечить требования ГОСТ Р 50597-2017. МКУ «Благоустройство», являясь уполномоченным лицом, осуществляющим дорожную деятельность, как владелец автомобильной дороги в г. Таганроге, не исполняет своих обязанностей по содержанию автомобильной дороги в надлежащем состоянии и не обеспечивает требования безопасности дорожного движения при ремонте автомобильной дороги. Согласно п. 5.2.4 — 5.2.7 ГОСТР 50597-2017 с момента обнаружения дефекта «Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части», то есть с даты и времени регистрации поступления информации о наличии дефекта в отношении люка смотровых колодцев МУП «Управление «Водоканал», осуществляющего обслуживание водопроводно- канализационного хозяйства, начинает истекать срок и ответственность до устранения дефекта и участок дороги или улицы, где выполнены ремонтные работы. должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения. Фактов отклонения крышек люка смотровых колодцев в границах автомобильных дорог в г. Таганрог, где выполнены ремонтные работы по контракту №, не установлены, люки смотровых колодцев (опорно - укрывной элемент) установлены в- соответствии с ГОСТом вровень с дорожным покрытием, крышки люков смотровых колодцев до проведения ремонтных работ не разрушены. МКУ «Благоустройство» в силу закона и контракта, не выполнены требования по содержанию автомобильных дорог и требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте автомобильных дорог, и не осуществлен контроль за исполнением обязательств по муниципальному контракту № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения». Владельцем инженерных коммуникаций МУП «Управление «Водоканал» с владельцем автомобильных дорог МКУ «Благоустройство» договор о прокладке, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций, их эксплуатации, находящихся в хозяйственном ведение за счёт МУП «Управление «Водоканал», в границах полосы отвода автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении МКУ «Благоустройство», в границах муниципального образования «Город Таганрог», не заключался. Собственником существующих инженерных коммуникаций, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Управление «Водоканал», в границах полосы отвода автомобильных дорог, а также собственником автомобильных дорог и земельных участков, на которых размещены автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении и на праве постоянного бессрочного пользования МКУ «Благоустройство», в границах муниципального образования «Город Таганрог», является муниципальное образование «Город Таганрог». В данном случае, МУП «Управление «Водоканал» проектирование прокладки, переустройство, перенос существующих инженерных коммуникаций (смотровые колодцы), в границах полосы отводы на участках автомобильных дорог, где заказчиком МКУ «Благоустройство» проведены ремонтные работы в г. Таганроге по муниципальному контракту № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения», не осуществляло. МУП «Управление «Водоканал» инициатором проектирования прокладки, переустройства, переноса существующих инженерных коммуникаций не является. МУП «Управление «Водоканал» стороной муниципального контракта № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» между МКУ «Благоустройство» и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление» не является. Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В данном случае, иное предусмотрено договором, а именно, в нарушении п. 4.3 Приложение №1 к муниципальному контракту № ремонтные работы Заказчиком - МКУ «Благоустройство» не выполнены таким образом, чтобы поверхность люков подземных коммуникаций находились на поверхности дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597- 2017, не создавало опасности для третьих лиц и не препятствовало эксплуатации по установленному назначению объектов, на которых выполнены работы. По состоянию на 22.09.2022г. комиссионным актом от 22.09.2022г. с участием представителей УЖКХ г. Таганрога, КУИ г. Таганрога, территориального управления г. Таганрога в ходе осмотра автомобильных дорог, согласно адресному перечню участков выполненных работ, по муниципальному контракту от 21.06.2021г. №, установлено следующее: 67 (шестьдесят семь) люков в границах автомобильной дороги, восстановленные силами и за счет МУП «Управление «Водоканал»; 351 (триста пятьдесят один) люков в границах автомобильной дороги, которые не восстановлены «асфальтированные». Асфальтировка крышек люков смотровых колодцев в границах автомобильных дорог по муниципальному контракту № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» влияет на их разрушение и препятствует доступу в каналы с подземными коммуникациями при их эксплуатации для удовлетворения общественных потребностей в водоснабжении и водоотведении. Инженерные коммуникации (люки смотровых колодцев) построены и введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и не могут быть перенесены, переустроены или демонтированы по первому требованию владельца дороги без какой-либо компенсации и принятия мер по безопасности работ вследствие заключения муниципального контракта № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения». Действующим законодательством не предусмотрена обязанность МУП «Управление «Водоканал» - владельца инженерных коммуникаций всегда нести затраты, связанные с переустройством инженерных коммуникаций, так как в случае ремонта автомобильных дорог по муниципальному контракту, закон указывает на необходимость достижения соглашения между сторонами МКУ «Благоустройство» и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление» по муниципальному контракту №. Муниципальным контрактом № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» предусмотрена обязанность устранить дефекты покрытия проезжей части в виде постороннего предмета «асфальтобетонную смесь» с поверхности крышек люков смотровых колодцев в границах автомобильных дорог в <адрес> с обеспечением ровности покрытия, на участках, где проведены ремонтные работы в г. Таганроге по муниципальному контракту, не создавая препятствия доступа в каналы с подземными коммуникациями при их эксплуатации для удовлетворения общественных потребностей в водоснабжении и водоотведении, согласно адресного перечня участков выполненных работ, в срок установленный ГОСТ Р 50597-2017.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц по имеющимся материалам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд по сути исковых требований приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск подан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку численность и состав жителей города Таганрога не являются постоянными.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6, п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и иных повреждений (таблица А. 1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках муниципального контракта от <дата> № «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» заключенного между МКУ «Благоустройство» и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление» выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в период времени с <дата> по <дата>.
В соответствии с п. 4.2.3 условий муниципального контракта, заказчик (МКУ «Благоустройство») обязан осуществлять контроль за исполнением условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 приложения № 1 к муниципальному контракту подрядчик обязан проводить работы по муниципальному контролю таким образом, чтобы выполнение работ не создавало опасности для третьих лиц и не препятствовало эксплуатации по установленному назначению объектов, на которых выполняются работы.
Работы должны быть выполнены таким образом, чтобы поверхность люков подземных коммуникаций находилась на поверхности дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.
В ходе судебного заседания установлено, что на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> расположено 58 колодцев, находящихся на сетях водоснабжения и канализации.
Данные колодцы были полностью заасфальтированы подрядчиком( за исключением небольшого отверстия крайне малого диаметра), что стороной ответчика и 3 лицом МКУ «Благоустройство» не опровергалось в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, данные обстоятельства подтверждены актом комиссионного обследования от <дата>, составленным комиссией в составе начальника аварийно-диспетчерской службы Белика И.Ф., начальника производственного отдела Ениной Л.Н., начальником отделом сбыта Рожнова А.В., начальником ремонтно- строительного участка Фоменко А.В., а также инженером КУИ г. Таганрога, инженером производственного отдела МУП «Управления Водоканал», ведущим инженером Северного территориального управления, главным специалистом Приморского территориального управления.
Таким образом,с учетом того, что силами МУП «Управления «Водоканал» два люка восстановлены, в настоящее время созданы препятствия для доступа к 56 колодцам с подземными коммуникациями при их эксплуатации для удовлетворения общественных потребностей в водоснабжении и водоотведении на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>, что является недопустимым и противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
Пунктом 5 ст. 10 Устава муниципального образования «Город Таганрог» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Таганрога, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения. На основании ст. 12 Устава города, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог» является администрация г. Таганрога, а ст. 38 Устава определен правовой статус администрации г. Таганрога, которая наделяется в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами.
В соответствии со ст. 41 Устава города к полномочиям администрации г. Таганрога относятся, в частности, вопросы обеспечения формирования и исполнения бюджета г. Таганрога, определения цели, условий, порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Таганрога, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона № 296-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 296-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно п. 5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 крышки люков, коверов и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм.
На основании п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
Содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек, согласно п. 1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168, отнесены к функциям организации водопроводно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 3.25 Правил № 168 служба эксплуатации сети осуществляет: проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий; сбор, хранение и систематизацию данных по всем повреждениям и авариям на сети и сооружениях на ней, оценку и контроль показателей надежности.
Техническая эксплуатация сети включает: надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов (пункт 3.2.6 Правил № 168).
В соответствии с разделом 3.2 Правил № 168 техническое обслуживание сети предусматривает наружный и внутренний (технический) осмотры сети и сооружений на ней - дюкерных и соединительных камер, колодцев, напорных и самотечных трубопроводов (коллекторов), аварийных выпусков, эстакад, водопропускных труб и т.д. Наружный осмотр сети производят не реже одного раза в два месяца путем обходов трасс, линий сети и осмотров внешнего состояния устройств и сооружений на сети без опускания людей в колодцы и камеры.
Учитывая вышеизложенное, в ходе судебного разбирательства подтвержден факт существенного нарушения администрацией г. Таганрога предусмотренных законом обязательств по содержанию автомобильных дорог, выразившийся в отсутствии контроля за исполнением муниципальных контрактов и отсутствием контроля за муниципальными службам, которым переданы функции по надлежащему содержанию автомобильных дорог.
К доводу ответчика о том, что надлежащим ответчиком является МКУ «Благоустройство», суд относится критически, поскольку собственником спорной дороги является именно Администрация г. Таганрога, и на нее законодательно возложена обязанность осуществлять контроль за муниципальными службам, в частности, МКУ «Благоустройство», которым переданы функции по надлежащему содержанию автомобильных дорог.
В результате данного бездействия органа местного самоуправления, созданы условия для аварийных ситуаций на коммуникациях водоотведения и водоснабжения, в результате отсутствия прямого доступа к колодцам в связи с полной асфальтировкой люков.
С доводами МКУ «Благоустройство» о том, что по вине МУП «Управления «Водоканал» произошла данная ситуация, поскольку именно «Водоканал» не предоставил сведения о собственниках данных люков, не привел данные люки в состояние по ГОСТам, то есть не приподнял люки, чтобы они были вровень с вновь укладываемым асфальтовым покрытием, суд не может согласиться, поскольку как МКУ «Благоустройство», так и МУП «Управление «Водоканал» являются муниципальными организациями и в случае разногласий по вопросу ремонта и содержания люков и проведения ремонта дороги имелась возможность обратиться непосредственно к своим учредителям и в администрацию г. Таганрога для оперативного решения возникших разногласий. Доводы МКУ «Благоустрйоство» о том, что большое количество люков были в непригодном состоянии, что повлекло невозможность асфальтирования дороги с учетом мест расположения люков, не подтверждено надлежащими доказательствами. В письме от <дата>, адресованного в МУП «Управление «Водоканал», указано, что имеется просадка и провалы люков по 4 адресным ориентирам, тогда как было заасфальтировано всего 58 люков. В письме от <дата> МКУ «Благоустройство» указало, что информация о собственниках люков не поступила, в связи с чем с <дата> начались работы по ремонту дорог согласно приведенному перечню. В данном письме не указано, что просадки и провалы люков по 4 адресным ориентирам устранены не были, что препятствует проведению ремонтных работ данных дорог. Как указало МУП «Управление «Водоканал» в своих возражениях, просадки и провалы люков были устранены.
Кроме того, суд обращает внимание, <дата> МУП «Управление «Водоканал» направлялось извещение в КУИ г. Таганрога, начальнику УЖКХ г. Таганрога, МКУ «Благоустройство», в администрацию г. Таганрога о проведении комиссионного обследования мест расположения люков, которые были заасфальтированы на основании муниципального контракта. Согласно представленного акта обследования от <дата> представители территориального управления администрации г. Таганрога и МКУ «Благоустройство» не явились, обследование проведено в их отсутствие.
Оценив представленную переписку между МКУ «Благоустройство» и МУП «Управление «Водоканал», суд приходит к выводу, что несогласованность действий муниципальных организаций, привело к нарушение прав неопределенного круга лиц, жителей города Таганрога, поскольку учитывая значительную изношенность инженерных коммуникаций, частое возникновение аварийных ситуации на сетях канализации и водопровода, возникновение таких ситуаций в дальнейшем неизбежны, а в связи с асфальтированием смотровых колодцев их оперативное устранение невозможно.
Суд приходит к выводу, что не приведение указанных смотровых колодцев в количестве 56 штук в надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности неопределенного круга лиц- жителей г. Таганрога, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г. Таганрога работ по исполнению возложенных на нее обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию г. Таганрога обеспечить доступ к 56 колодцам с подземными коммуникациями на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес> путем демонтажа асфальтированный смеси с люков и приведением их в соответствии с требованиями п.5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровые колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 и п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2023 года.
Судья подпись Ю.И. Шевченко