Дело № 33-7511/2023
УИД: 36RS0006-01-2022-008500-55
Строка № 069 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 30 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Анисимовой Л.В., Квасовой О.А.,
при секретаре Побокиной М.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Кузнецовой Л.В. гражданское дело № 2-342/2023 по иску Осиповой Нины Александровны к ОСФР по Воронежской области о перерасчете страховой пенсии с учетом периода обучения, перерасчете пенсионного капитала для перевода в индивидуальный пенсионный коэффициент, взыскании недополученной пенсии
по апелляционной жалобе Осиповой Нины Александровны
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17 марта 2023 г.
(судья райсуда Шевелева Е.В.),
У С Т А Н О В И Л А:
Осипова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ОПФР по Воронежской области (в настоящее время – ОСФР по Воронежской области), указывая, что является получателем пенсии по старости с 22 января 2003 г. Пенсия была назначена в размере 1 654,41 рублей. Размер страховой пенсии рассчитан в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсионным органом при подсчете стажа не был учтен период дневного обучения в ВГУ с 1973 г. по 1976 г., что привело к занижению размера выплачиваемой пенсии и нарушению пенсионных прав. На неоднократные обращения получала ответ, что пенсия рассчитана по наиболее выгодному для нее варианту, а также, что Федеральным законом «О страховых взносах» периоды учебы после 1 января 2002 г. не предусмотрены зачету в страховой стаж. 12 июля 2022 г. через электронную почту она получила решение № РКЛС/04600022- 0000047984 от 30 июня 2022 г. с подтверждением включения периода учебы в общий страховой стаж, что влечет увеличение стажевого коэффициента с 0,66 до 0,69, увеличение коэффициента валоризации за «советский стаж» до 1991 г. с 0,30 до 0,33, соответственно, влияет на увеличение размера расчетной пенсии на дату ее назначения. 25 июля 2022 г. она вновь подала заявление о перерасчете размера пенсии. Решением ОПФР № 402074/22 от 1 августа 2022 г. в перерасчете пенсии ей было отказано на основании сомнения в достоверности сведений справки № 115 от 10 июня 2022 г. и ссылкой на пункт 1 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ. Считает, что вывод, содержащийся в решении о том, что справка не может быть принята в качестве документа, подтверждающего период работы с 1 октября 1973 г. по 31 августа 1976 г., вступил в противоречие с утверждением этого же решения, что период учебы засчитан в общий стаж как учеба, что является основанием перерасчета размера страховой пенсии и не подлежит оспариванию. Полагает размер пенсии, выплачиваемый в настоящее время, ненадлежащим, без учета спорного периода учебы.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит обязать ответчика произвести оценку пенсионных прав по состоянию на 22 января 2003 г., с учетом периода обучения в Воронежском государственном университете 1973-1976 г.г., произвести перерасчет размера пенсии по старости на день ее назначения 22 января 2003 г. с учетом периода обучения 1973-1976 гг. и установить в сумме 1 725,95 рублей. Рассчитать размер пенсионного капитала на 1 января 2010 г. с учетом периода учебы для определения суммы валоризации на 1 января 2010 г. Обязать ответчика произвести расчет прироста страховой части пенсии за счет страховых взносов с учетом показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применив на 2003 г. показатель 138, за 2004 г. - 132, за 2005 г. - 126, за 2006 г. - 120, за 2007 г. - 120, за 2008 г. - 120, за 2009 г. - 126. Обязать ответчика произвести перерасчет пенсионного капитала для перевода в индивидуальный пенсионный коэффициента на 31 декабря 2014 г. Взыскать недополученную пенсию в размере 179 348,70 рублей (т. 1 л.д. 4-9, 109-110).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от
17 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований Осиповой Н.А. отказано (т. 1 л.д. 175, 176-180).
В апелляционной жалобе Осиповой Н.А. ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела (т. 1 л.д. 214-216).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОСФР по Воронежской области по доверенности Князева Л.Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 1 л.д. 246-249).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Осипова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
Представитель ОСФР по Воронежской области по доверенности Байбакова М.А. считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Пунктом 19 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-Ф3.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Осипова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой (трудовой) пенсии по старости с 22 января 2003 г. (т. 1 л.д. 44-45).
Согласно трудовой книжке Осипова Н.А. с 9 марта 1070 г. осуществляла трудовую деятельность в Воронежском специализированном монтажно-наладочном управлении треста «Центрспецавтоматика» в должности бухгалтера, затем техника, техника-программиста, 1 октября 1973 г. была направлена на обучение в Воронежский государственный университет с отрывом от производства, где была зачислена в число студентов дневного обучения с 1 октября 1973 г. и отчислена в связи с окончанием обучения 29 июля 1976 г., и в тот же день 29 июля 1976 г. принята работодателем на должность техника (т. 1 л.д. 95-101).
11 апреля 2022 г. истец обратилась с заявлением о перерасчёте размера пенсии с учётом диплома серии В-1 № 252263 за период обучения в Воронежском государственном университете с 1973 по 1976 гг., что ответчиком не было произведено, поскольку при оценке пенсионных прав с учетом пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым предусмотрено включение в общий трудовой стаж периода обучения, расчетный размер пенсии составит 733,79 рублей, что значительно ниже назначенной истцу пенсии.
25 июля 2022 г. Осипова Н.А. повторно обратилась с заявлением о перерасчёте размера пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учётом справки № 115 от 10 июня 2022 г., выданной ЗАО НПО «ТЕН», содержащей сведения о помесячном начислении 100 рублей за период с октября 1973 г. по август 1976 г. с кодом 31 (оплата за обучение с отрывом от производства) (т. 1 л.д. 15, 54).
1 августа 2022 г. ответчиком принято решение об отказе в зачет в стаж периода обучения в 1973-1976 гг. при определении расчетного размера пенсии Осиповой Н.А. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (т. 1 л.д. 24).
При этом пенсионным органом проведена проверка факта осуществления трудовой деятельности, по результатам которой вынесен акт от 31 августа 2022 г. В результате проверки было установлено, что в лицевых счетах истца за октябрь 1973 г. - январь 1976 г. прослеживаются суммы начисления среднего заработка 100 рублей с шифром 31 (оплата за время учёбы с отрывом от производства). В графе «удержано» имеются сведения об удержании подоходного налога. На основании изложенного установлено, что во время обучения истец подлежала государственному социальному страхованию и начисленные суммы заработной платы не могут быть отнесены к категории «стипендия» (т. 1 л.д. 57-59).
5 сентября 2022 г. Осиповой Н.А. осуществлен перерасчёт размера пенсии с учетом норм части 7.2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2022 г. и учтен период работы с 2 октября 1973 г. по 28 июля 1976 г.
Продолжительность стажа работы до 1 января 2002 г. составила 34 года 6 месяцев 5 дней (стажевый коэффициент 0,69), до 1 января 1991 – 23 года 6 месяцев 5 дней (валоризация – 10 + 23 = 33%).
С 1 января 2022 г. размер пенсии составил 22 082,45 рублей, где 6 564,3 рублей - фиксированная выплата и 15 518,14 рублей - страховая пенсия (в том числе валоризация 2 897 рублей), ИПК 144.543.
С 1 июня 2022 г. размер пенсии составил 24 291,27 рублей, где 7 220,74 рублей - фиксированная выплата и 17 070,53 рублей - страховая пенсия (в том числе валоризация 3 186,81 рублей).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные письменные доказательства, исходил из того, что пенсия истцу начисляется в установленном законом порядке с учетом наиболее выгодной методики расчета, при этом в расчет стажа включен период со 2 октября 1973 г. по 28 июля 1976 г. включительно, и истцом не представлено доказательств, подтверждающих необоснованность расчета страховой пенсии ответчиком, указав, что представленный истцом расчет противоречит установленным судом обстоятельствам.
Как указано выше, согласно имеющимся в трудовой книжке записям 1 октября 1973 г. Осипова Н.А. была направлена на обучение в Воронежский государственный университет с отрывом от производства, где была зачислена в число студентов дневного обучения с 1 октября 1973 г. и отчислена в связи с окончанием обучения 29 июля 1976 г., и в тот же день 29 июля 1976 г. принята работодателем на должность техника.
Действовавшим в указанный период постановлением Совмина СССР от 26 мая 1971 г. № 305 «О мерах по расширению и совершенствованию подготовки специалистов в области создания и внедрения в народном хозяйстве вычислительной техники и автоматизированных систем управления» поручено Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР и Совету Министров Белорусской ССР организовать, начиная с 1971 года, в высших учебных заведениях согласно Приложению N 1 специальные факультеты по подготовке в 1971 - 1975 годах специалистов по прикладной математике (математическое обеспечение электронных вычислительных машин и методы вычислительной математики) и по автоматизированным системам управления со сроком обучения 3 года для лиц, имеющих среднее специальное или незаконченное высшее образование и стаж практической работы по профилю избранной специальности не менее 3 лет, и со сроком обучения 2 года для лиц, имеющих высшее образование и стаж практической работы по специальности не менее 3 лет.
За слушателями указанных факультетов сохраняется заработная плата по прежнему месту работы, но не свыше 100 рублей в месяц для лиц, не имеющих высшего образования, и не свыше 140 рублей в месяц для лиц, имеющих высшее образование.
Прием слушателей на эти факультеты осуществляется по направлениям предприятий и организаций в порядке, устанавливаемом Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Лица, окончившие эти факультеты, получают дипломы соответствующего высшего учебного заведения и направляются в распоряжение предприятий и организаций, командировавших их на обучение.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Осиповой Н.А. трудовой пенсии по старости (22 января 2003 г.) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Осиповой Н.А. трудовой пенсии по старости порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).
Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на трудовую пенсию по старости (на дату принятия пенсионным органом решения о назначении такой пенсии Осиповой Н.А.) имели женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В соответствии с пунктом 60 Правил записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, архивные справки. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
В случае возникновении спора о периодах, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В силу части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
Из содержания приведенных положений следует, что если нашли свое подтверждение обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии.
Вместе с тем Осиповой Н.А. осуществлен перерасчёт размера пенсии и учтен период работы с 2 октября 1973 г. по 28 июля 1976 г. с учетом норм части 7.2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2022 г.
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Следовательно, вывод суда о том, что перерасчет размера страховой пенсии в данном случае производится с даты введения части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть с 1 января 2022 г., нельзя признать обоснованным.
То обстоятельство, что Осипова Н.А. лишь 25 июля 2022 г. представила в пенсионный орган справку № 115 от 10 июня 2022 г., выданную ЗАО НПО «ТЕН», о выплате ей заработной платы в размере 100 рублей ежемесячно в период учебы с 1 октября 1973 г. по 29 июля 1976 г., не имеет правового значения, поскольку в силу вышеназванных норм материального права именно пенсионный орган разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, что не было сделано ответчиком при назначении истцу трудовой пенсии. При том, что в представленной истцом трудовой книжке содержались сведения о направлении ее работодателем на учебу с отрывом от производства и принятие на должность по ее окончании тем же работодателем, что соответствовало требованиям вышеназванного постановления Совмина СССР от 26 мая 1971 г. № 305 «О мерах по расширению и совершенствованию подготовки специалистов в области создания и внедрения в народном хозяйстве вычислительной техники и автоматизированных систем управления», действовавшего в период учебы истца.
Таким образом, у суда не имелось оснований для отказа в иске о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости Осиповой Н.А. с момента назначения пенсии с 22 января 2003 г. с учетом периода обучения со 2 октября 1973 г. по 28 июля 1976 г., учтенного в стаж как период работы.
С учетом изложенного в данной части решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением в отмененной части нового решения о возложении на ОСФР по Воронежской области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости Осиповой Н.А. с момента назначения пенсии и выплаты недополученной пенсии с 22 января 2003 г. с учетом периода обучения со 2 октября 1973 г. по 28 июля 1976 г., учтенного в стаж как период работы.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку доводы апелляционной жалобы не могут повлечь за собой его отмены.
При этом судебная коллегия не находит оснований для взыскания с ответчика недополученной пенсии в заявленном истцом размере 179348,70 рублей в связи с тем, что представленный расчет не может быть признан верным в полном объеме, в виду частичного удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 5 сентября 2022 г. ответчиком осуществлен Осиповой Н.А. перерасчёт размера пенсии и учтен спорный период с 2 октября 1973г. по 28 июля 1976 г. Продолжительность стажа работы до 1 января 2002 г. составила - 34 года 06 мес. 05 дней (стажевый коэффициент 0,69), до 1 января 1991 г. - 23года 06 мес. 05 дней (валоризация - 10+23=33%). С 1 июня 2022 г. размер пенсии составил – 24 291,27 руб., где 7 220,74 руб. - фиксированная выплата и 17 070.53 руб. - страховая пенсия (в том числе валоризация 3 186,81 руб.).
Проверив представленный ответчиком расчет пенсии истца, суд первой инстанции обоснованно признал, что пенсия истцу назначена в установленном законом порядке с учетом наиболее выгодной методики расчета, при этом в расчет включен спорный период с 2 октября 1073 г. по 28 июля 1976 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчиком при расчете пенсии определен ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости и определен в размере 138 месяцев для перерасчета в 2005 г. (144+6+6+6=162
месяца для установления пенсии в 2005 г. иминус два года истекшие с даты назначения пенсии истцу 162-24=138 месяцев в соответствии с пунктом 7 статьи 14 и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Для перерасчета в 2006 г. на 30 апреля ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определен 132 месяца (144+6+6+6+6-36=132).
Для перерасчета в 2007 г. на 31 июля ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определен 126 месяцев (144+6+6+6+6+6-48=126).
Для перерасчета в 2008 г. на 31 августа ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определен 120 месяцев (144+6+6+6+6+6+6-60=120).
Для перерасчета в 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определен 126 месяцев.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены решения суда в остальной части.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17 марта 2023 г. в части отказа в перерасчете страховой пенсии по старости с 22 января 2023 г. отменить. Принять в отмененной части новое решение.
Обязать ОСФР по Воронежской области (ИНН <данные изъяты>) произвести перерасчет страховой пенсии по старости Осиповой Нине Александровне и выплату недополученной пенсии с момента назначения пенсии с 22 января 2003 г. с учетом периода обучения со 2 октября 1973 г. по 28 июля 1976 г., учтенного в стаж как период работы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Нины Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: