РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2020 года Томский областной суд в составе: председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретаре Климашевской Т.Г.,

с участием прокурора Ярцевой Е.Г.,

представителя административных истцов Зусман Кристины Игоревны и Боровкова Антона Николаевича - СевергинойЯ.В.,

представителя административного ответчика Думы Города Томска Савенковой Е.А.

заинтересованного лица Селивановой Надежды Петровны представителя заинтересованных лиц Чепижной Ольги Захаровны и Селивановой Надежды Петровны - Фаизова В.М.

представителя заинтересованного лица - администрации Города Томска

Виденко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-35/2020 по административному исковому заявлению Зусман Кристины Игоревны и Боровкова Антона Николаевича к Думе Города Томска о признании недействующими в части ст. 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска № 687 от 27.11.2007, Генерального плана муниципального образования «Город Томск» утвержденного решением 4 сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ четырех функциональных и четырех территориальных зон,

установил:

решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, утвержден «Генеральный план муниципального образования «Город Томск».

Решением Думы Города Томска № 687 от 27.11.2007 утверждена корректировка Генерального плана муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, которым утвержден в том числе «Основной чертеж Функциональное зонирование» (приложение № 1), которым в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ установлена функциональная общественно-жилая зона (лист 1.9)

Решением Думы Города Томска № 687 от 27.11.2007 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», в том числе ст. 31 «Карта градостроительного зонирования территории г. Томска» (приложение № 2), в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ установлена территориальная зона общественно-жилого назначения (ОЖ) (лист 3.90).

Решением Думы Города Томска № 89 от 1.03.2011 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении части земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ установлена функциональная рекреационная зона и территориальная зона городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1).

Решением Думы Города Томска № 754 от 11.06.2013 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении указанного земельного участка были скорректированы границы функциональной рекреационной зоны и территориальной зоны городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1).

Решением Думы Города Томска № 1049 от 1.07.2014 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования «Город Томск», в том числе в «Основной чертеж Функциональное зонирование» который изложен в новой редакции (листы 1.1-1.10). Глава 5 Генерального плана «Развитие транспортной инфраструктуры» изложена в новой редакции. Внесены изменения в ст. 31 (границы территориальных зон установлены согласно приложениям 3.2-3.103) и ст.34 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» дополнена описанием территориальной зоны Т-4. В отношении части земельного участка установлены функциональная зона - инженерной и транспортной инфраструктур и территориальная зона инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4), а в отношении части земельного участка установлена функциональная жилая зона и территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).

Решением Думы Города Томска 1282 от 27.12.2019 в Генеральный план муниципального образования «Город. Томск» внесены изменения, в том числе в «Основной чертеж Функциональное зонирование», (листы 1.1, 1.9), в части не касающейся указанного выше земельного участка.

Указанные акты опубликованы в сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» (выпуск 49.1/2007,№ 8/2011, № 26.1/2013, №28.7/2014, № 1.1/2020).

На момент рассмотрения дела Генеральный план муниципального образования «Город Томск» «Основной чертеж Функциональное зонирование» Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в оспариваемой части действуют в редакции решения Думы Города Томска № 1282 от 27.12.2019.

Зусман К.И. и Боровков А.Н. обратились Томский областной суд с административным исковым заявлением к Думе г. Томска, в котором просили признать недействующими со дня принятия: Генеральный план муниципального образования «Город Томск» «Основной чертеж Функциональное зонирование» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ четырех функциональных зон: рекреационной, жилой, общественно-жилой и зоны инженерной и транспортной инфраструктур, а также признать недействующими с момента принятия ст. 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» «Карты градостроительного зонирования» в части включения земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ частично в территориальную зону Ж-3, частично в территориальную зону Р-1, частично в территориальную зону ОЖ и частично в территориальную зону Т-4.

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что им принадлежит по 1/4 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу /__/. На данном земельном участке располагается трехэтажный жилой дом, который принадлежит Боровкову А.Н., Зусман К.И., Чепижной О.З. и Селивановой Н.П. на праве долевой собственности. Жилой дом состоит из четырех квартир. Между собственниками сложился такой порядок использования жилого дома, при котором каждый собственник использует только одну квартиру. В процессе эксплуатации земельного участка между собственниками возник спор относительно использования земельного участка, который решить во внесудебном порядке не представилось возможным. Истцы обратились с соответствующим иском в Кировский районный суд г. Томска. В процессе рассмотрения дела судом была назначена экспертиза, согласно выводам, которой предложенный истцами вариант раздела земельного участка не соответствует требованиям п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, раздел земельного участка с выделом в натуре долей собственников невозможен в связи с нахождением участка одновременно в четырех территориальных зонах. Границы территориальных зон пересекают часть основного строения. Приводя анализ положений Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации истцы указывают, что

расположение земельного участка в четырех функциональных и четырех территориальных зонах является нарушением их прав собственников и положений ч.4 ст. 30, п.2 ч.2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также истцы полагают, что исходя и приведённых выше требований закона и положений п.2 ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении территориальных зон с учетом функциональных зон установление в границах земельного участка четырех указанных выше функциональных зон не позволяют установить какую-либо одну из предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» территориальную зону, а, следовательно, определить единый градостроительный регламент в отношении земельного участка, что нарушает права истцов на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

В ходе судебного заседания представитель административных истцов Зусман К.И. и Боровкова А.Н. Севергина Я.В. заявленные административные исковые требования поддержала и пояснила, что довод стороны административного ответчика о том, что отсутствие координат земельного участка на момент принятия Правил землепользования и застройки позволяло ответчику отнести земельный участок к нескольким территориальным и функциональным зонам, является необоснованным, поскольку земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет еще до принятия 27.11.2007 Правил землепользования и застройки. Соответственно земельный участок должен был быть учтен при определении функционального и территориального зонирования территории.

Представитель административного ответчика Думы Города Томска Савенкова Е.А. административные исковые требования не признала и в соответствии с представленным отзывом и пояснениями в судебном заседании указала, что ответчик полагает, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, что подтверждается вступившими в законную силу решениями суда. Решением Думы г. Томска № 687 от 27.11.2007, № 89 от 1.03.2011, № 754 от 11.06.2013, № 1049 от 01.07.2014, № 1282 от 27.12.2019 были утверждены Генеральный план и Основной чертеж. Функциональное зонирование, правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», ст. 31 которых земельные участки были отнесены к четырем функциональным и четырем территориальным зонам. При этом, несмотря на постановку земельного участка на кадастровый учет до принятия решения Думы Города Томска № 1049 от 01.07.2014, границы этого земельного участка не были определены в установленном порядке, что делает невозможным применения к спорным отношениям положений п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской федерации. Размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления, установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети соответствуют положениям статей 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель администрации г. Томска Виденко М.А. также возражала, против удовлетворения административного искового заявления в своих пояснениях и представленном отзыве указала, что территориальное планирование в отношении земельного участка, соответствует требованиям п.2 ст. 1, ч.3 ст. 9, ч.1 ст. 18, ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером /__/ входит в состав четырех функциональных зон: рекреационной, жилой, общественно-жилой, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, и четырех территориальных зон: Ж-3, ОЖ, Р- 1, Т-4. При подготовке генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» была соблюдена процедура публичных слушаний (часть 11 статьи 24, части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. В силу п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Из положений п. 6.2 приказа Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» следует, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ в ред. от 28.12.2013, действовавшей на момент принятия решения Думы Города Томска № 1049 от 01.07.2014 земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Как следует из постановления администрации Города Томска от 27.08.2009 № 2020з участок с кадастровым номером /__/ в границах, согласно кадастровому паспорту, был предоставлен в аренду Щ., Н., К. При этом, из представленного в администрацию Города Томска кадастрового паспорта земельного участка от 08.06.2009 № 7021/203/09-4172 следует, что граница земельного участка по /__/ не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Таким образом, несмотря на постановку земельного участка с кадастровым номером /__/ на кадастровый учет, границы этого земельного участка не были определены в установленном порядке на момент принятия решения Думы г. Томска № 1049 от 01.07.2014.

Кроме того, улица /__/ отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, что подтверждается п. 26 приложения 6 к постановлению администрации Города Томска от 28.06.2011 № 661. Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Градостроительный регламент территориальной зоны Т-4 предусматривает нахождение в этой зоне улиц и дорог. Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования частично в территориальной зоне Т-4 которая фактически определяет границы территории общего пользования (улично-­дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.

Заинтересованное лицо Селиванова Н.П. и представитель заинтересованных лиц Селивановой Н.П. и Чепижной О.З. Фаизов В.М. полагали заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ярцевой Е.Г., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, суд приходит к выводу, что административный иск Зусман К.И. и Боровкова А.Н. к Думе Города Томска подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что Зусман К.И. и Боровков А.Н. на момент обращения с иском в суд являются собственниками земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу г. Томск, /__/ «а». Им принадлежит по 1/4 доли в праве собственности на указанный земельный участок. Также собственниками земельного участка являются заинтересованные лица Селиванова Н.П. и Чепижная О.З., которым также принадлежит по 1/4 доли в праве собственности на земельный участок (л.д. 13-29 т.1). Также административные истцы Зусман К.И. и Боровков А.Н. и заинтересованные лица Чепижная О.З. и Селиванова Н.П. являются собственниками жилого дома с кадастровым номером /__/, расположенного на указанном земельном участке.

В соответствии с копией заключения эксперта ООО «ЗемСервис» № 1- Э/2020 раздел земельного участка с выделом в натуре долей собственников, с учетом расположения на земельном участке жилого дома не возможен по причине расположения земельного участка одновременно в четырех территориальных зонах. Границы территориальных зон не повторяют границы сложившегося использования и пересекают часть основного строения (л.д. 69 т.1).

Таким образом, Зусман К.И. и Боровков А.Н. являются субъектами правоотношений, которые регулируются Генеральным планом муниципального образования «Город Томск» и Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования, следовательно, в силу ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском об их оспаривании, полагая, что этими актами нарушены их права и законные интересы.

Решением Думы г. Томска № 687 от 27.11.2007 утверждена корректировка Генерального плана муниципального образования «Город Томск» (приложение№ 1), в том числе «Основной чертеж Функциональное зонирование»; утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (приложение №2), в том числе ст. 31 правил «Карта градостроительного зонирования территории г. Томска». Указанным решением в отношении, в том числе в отношении части спорного земельного участка установлена Функциональная общественно-жилая зона и территориальная общественно-жилая зона - ОЖ, в отношении части участка функциональная и территориальные зоны не установлены.

Решением Думы Города Томска № 89 от 1.03.2011 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении части земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ установлена функциональная рекреационная зона и территориальная зона городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1), а в отношении части земельного участка установлена функциональная общественно-­жилая зона и территориальная общественно-жилая зона (ОЖ), в отношении части земельного участка функциональное и территориальное зонирование не установлено.

Решением Думы Города Томска № 754 от 11.06.2013 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении указанного земельного участка были скорректированы границы функциональной рекреационной зоны и территориальной зоны городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1).

Решением Думы Города Томска № 1049 от 1.07.2014 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования «Город Томск», в том числе в «Основной чертеж Функциональное зонирование» который изложен в новой редакции (листы 1.1-1.10). Глава 5 Генерального плана «Развитие транспортной инфраструктуры» изложена в новой редакции. Внесены изменения в ст. 31 (границы территориальных зон установлены согласно приложениям 3.2-3.103) и ст. 34 (статья дополнена описанием территориальной зоны Т-4) Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Указанным решением Думы Города Томска № 1049 от 1.07.2014 в отношении части земельного участка установлены функциональная зона - инженерной и транспортной инфраструктур и территориальная зона инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4), в отношении части земельного участка установлена функциональная жилая зона и территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), в отношении части земельного участка установлена функциональная рекреационная зона и территориальная зона городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1), а в отношении части земельного участка установлена функциональная общественно-жилая зона и территориальная общественно-жилая зона (ОЖ).

Решением Думы Города Томска 1282 от 27.12.2019 в Генеральный план муниципального образования «Город. Томск» внесены изменения, в том числе в «Основной чертеж Функциональное зонирование», (листы 1.1, 1.9), в части не касающейся указанного выше земельного участка.

Таким образом, оспариваемое функциональное и территориальное зонирование в отношении спорного земельного участка фактически установлено решением Думы г. Томска № 1049 от 1.07.2014.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой Города Томска в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в установленной уставом муниципального образования форме; правомочным составом Думы и достаточным количеством голосов депутатов Думы. Решение Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 опубликовано 13.12.2007 в «Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» N 49.1, решение Думы г. Томска от 1.07.2014 № 1049 опубликовано в «Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» от 10.07.2014 № 28.7. Решение Думы г. Томска № 1282 от 27.12.2019 опубликовано в сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» от 09.01.2020, N 1.1.

При подготовке генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» была соблюдена процедура публичных слушаний (часть 11 статьи 24, части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, процедура принятия оспариваемых в части правовых актов Думой Города Томска соблюдена.

Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу в данной части решением Советского районного суда г. Томска от 17.11.2014 по иску ООО «Триград» к Думе Города Томска об оспаривании решения Думы г. Томска № 1049 от 1.07.20104, апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015, решением Советского районного суда г. Томска от 02.06.2010 по иску Пучкова И.В. об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», кассационным определением Томского областного суда от 23.07.2010, решением Советского районного суда г. Томска от 23.12.2013 по иску Шилоносова С.П. об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки Муниципального образования Город Томск, Апелляционным определением Томского областного суда от 18.03.2014 по делу по иску Шилоносова об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки Муниципального образования Город Томск.

Приведенные обстоятельства принятия указанных выше нормативных правовых актов, установленные вступившими в законную силу решениями судов, позволяют сделать вывод об отсутствии нарушений процедуры подготовки и принятия оспариваемых нормативных актов, которые могли бы явиться основанием для признания их недействующими.

Соблюдение процедуры разработки и принятия нормативным правовых актов (о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки) принятия оспариваемых актов, соблюдения процедуры публичных слушаний (часть 11 статьи 24, части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации) в отношении решения Думы г. Томска № 1282 от подтверждается представленными стороной ответчика доказательствами.

Так соблюдение процедуры разработки и принятия решения № 1282 от 27.12.2019 подтверждается: сопроводительным письмом Мера Города Томска от 18.12.2019 о направлении на рассмотрение Думы г. Томска проекта решения с приложением; выпиской из протокола заседания Думы г. Томска от 27.12.2019; Сведениями Томской Городской избирательной комиссии о полномочиях избранных депутатов Томской Городской Думы; распоряжением о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» № р 542 от 20.04.2019, опубликованным в сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 21/2019, положением о комиссии по землепользованию и застройки; протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройки № 8 от 05.04.2019; ; Постановлением о проведении публичных слушаний № 512 от 27.06.2019 и документами подтверждающими опубликование данных решений, протоколами публичных слушаний и заключением по итогам публичных слушаний (опубликованных в сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 39/2019, заключением комиссии по землепользования и застройки от 4.10.2019 документами, подтверждающими их опубликование.

Таким образом, процедура разработки и принятия, в том числе процедура проведения публичных слушаний в отношении всех указанных выше оспариваемых нормативных актов соблюдена.

Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в связи с незаконным установлением в границах земельного участка с кадастровым номером /__/ четырех функциональных и четырех территориальных зон, суд приходит к следующему.

Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Так, согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с положениями Генерального плана муниципального образования «Город Томск» в нем выполнена одна из главных задач Генерального плана - функциональное зонирование городских территорий с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, территорий для развития многих других функций городского комплекса исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов.

В соответствии с разделом 3.3 Генерального плана предусмотрено развитие трех базовых компонентов планировочной структуры городского пространства: историко-культурный каркас; урбанизированный каркас и природный каркас, который включает в себя взаимосвязанную систему городских озелененных пространств - парков, скверов, бульваров, особо охраняемых природных территорий, гидрологических объектов, лесных и лесопарковых массивов, рекреационных зон. Урбанизированный каркас Томска образуют следующие главные структурные элементы: система основных транспортных магистралей - главные планировочные оси города; общегородской центр; главные градостроительные узлы - площади и общественные центры во всех районах города.

Согласно разделу «Проектное функциональное зонирование территории Томска» предусмотрено выделение следующих функциональных зон: жилые зоны - зона застройки многоэтажными жилыми домами; зона застройки малоэтажными и средне этажными жилыми домами; зона застройки индивидуальными жилыми домами; зона застройки малоэтажными жилыми домами в исторических районах; зона застройки жилыми домами переменной этажности в зонах регулирования; зона садоводств и дачных участков; общественно-деловые зоны - зона центра города; специальная историческая зона; зона делового, общественного и коммерческого назначения; зона учреждений здравоохранения и социальной защиты; зона объектов среднего и высшего профессионального образования (зона студенческих городков); многофункциональная производственно-деловая зона; - общественно-жилые зоны - зона общественно-жилого назначения; смешанная жилая и обслуживающая зона в пределах регулярного плана; производственные зоны - зона производственно-­коммунальных объектов; научно-производственные и технико-внедренческие зоны; - рекреационные зоны - зона городских парков, скверов, бульваров; зона лесопарков и городских лесов, лугопарков, зон отдыха; зона спортивных комплексов и сооружений; зона объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма; - зоны инженерной и транспортной инфраструктур - зона аэропорта; зона железнодорожного транспорта; зона объектов транспортной инфраструктуры; зона объектов инженерной инфраструктуры; зоны специального назначения - зона кладбищ; зона полигонов ТБО, промышленных отходов; зона складирования снежных масс; зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий; прочие зоны - зона озеленения специального назначения, зона прочих городских! территорий; зона перспективного градостроительного развития (предусмотрена преимущественно за пределами городских земель для целей резервирования территорий и согласованного развития городских и пригородных земель).

Разделом 5 Генерального плана «Развитие транспортной инфраструктуры» решение проблем развития транспортной инфраструктуры города Томска - одна из приоритетных задач, определяющих возможность активизации экономических, культурных связей города и улучшение качества жизни, приведено обоснование приоритетности указанной задачи.

Таким образом, материалы Генерального плана содержат обоснование с точки зрения публичных интересов и интересов развития территории необходимости развития транспортной инфраструктуры города Томска.

Согласно ст. 34 Правил землепользования и застройки зоны инженерной и транспортной инфраструктуры включают в себя зону объектов инженерной инфраструктуры (Т-1), зону объектов транспортной инфраструктуры (Т-2), зону объектов железнодорожного транспорта (Т-3) и зону объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4).

Зона Т-4 - зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры предназначена для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур. В зону инженерной и транспортной инфраструктур входят улицы, переулки, проезды, транспортные развязки и иные коммуникационные территории, ограниченные красными линиями; объекты транспортной инфраструктуры: стоянки, парковки, автобусные остановки; а также объекты инженерной инфраструктуры: линейные инженерные сети. Основные виды разрешенного использования предусмотренные для данной территориальной зоны : улицы, дороги, проезды, набережные; инженерно-технические коммуникации (электро-, водо-, газоснабжения, водоотведения, телефонизация и т.д.). Градостроительные регламенты для данной территориальной зоны не предусмотрены.

Согласно карте градостроительного зонирования Муниципального образования «Город Томск» земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу /__/ частично расположен в функциональной общественно-жилой зоне и территориальной зоне общественно-жилого назначения (ОЖ), частично в функциональной рекреационной зоне и территориальной зоне городских парков, бульваров, скверов и садов (Р-1), частично в функциональной жилой зоне и территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) и частично в функциональной зоне инженерной и транспортной инфраструктуры и территориальной зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4), что подтверждается, в том числе представленными данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования «Город Томск».

Оценивая правомерность установления в границах земельного участка функциональной зоны инженерной и транспортной инфраструктур и территориальной зоны - Т-4 суд учитывает следующие положения закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Как указано в «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, к группировке «сооружения» относятся инженерно-­строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 «сооружения».

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Как указано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).

Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны инженерной и транспортной инфраструктуры к соответствующей территориальной зоны Т-4 в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана, вопреки доводам административных истцов, соответствуют положениям статей 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов! использования земельных зщастков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Описание территориальной зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4) предусматривает нахождение в этой зоне территорий общего пользования (код 12.0). Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, код 12.0 включает вид разрешенного использования, в том числе размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог в границах населенных пунктов.

Согласно п. 26 приложения 6 к постановлению администрации Города Томска от 28.06.2011 № 661 «Об утверждении перечней имущества,

передаваемого для содержания» (вместе с «Перечнем (ДДДИБ) автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск», «Перечнем (Кировский район) автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск», /__/ в /__/ отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Постановлением администрации Города Томска № 1256-3 от 28.06.2013 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории поселка ИЖС «Родник» в городе Томске, которым утверждены, в том числе красные линии, отображающие границы территорий общего пользования, в том числе в отношении спорного земельного участка.

Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования и правилам землепользования и застройки одновременно в двух функциональных и двух территориальных зонах, если указанные зоны фактически определяют границы территории общего пользования (улично-дорожной сети) и не содержат градостроительных регламентов, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка.

Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану и позволяет установить в отношении земельного участка единый градостроительный регламент и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

При этом суд также исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-0, от 15 июля 2010 г. N 931-0-0 и

от 25 февраля 2015 г. N 242-0).

Суд полагает, что согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд приходит к выводу о законности установления в отношении части земельного участка функциональной зоны инженерной и транспортной инфраструктуры и территориальной зоны инженерной и транспортной инфраструктуры - Т-4.

Оценивая соответствие оспариваемых нормативных актов в части установления в отношении части земельного участка функциональной общественно-жилой зоны и территориальной зоны общественно-жилого назначения (ОЖ), частично функциональной рекреационной зоны и территориальной зоны городских парков, бульваров, скверов и садов (Р-1), частично функциональной жилой зоны и территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) требованиям нормативных актов" имеющих большую юридическую силу суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст. 34 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» Ж-3 зона застройки индивидуальными жилыми домами предназначена для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам; ОЖ зона общественно-жилого назначения предназначена для формирования многофункциональной жилой и общественной застройки с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций местного и районного значения; Р-1 Зона городских парков, скверов, бульваров, садов предназначена для организации парков, скверов, бульваров, садов, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.

Для всех указанных выше территориальных зон ст. 34 Правил землепользования к застройки муниципального образования «Город Томск» установлены самостоятельные и отличные друг от друга градостроительные регламенты.

В соответствии с положениями ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу положений п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части.

Суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/ функциональных зон: общественно-жилой, рекреационной и жилой и территориальных зон: общественно-жилого назначения, зоны городских парков, скверов, бульваров и садов и зоны застройки индивидуальными жилыми домами не отвечают требованиям определенности.

Необходимость соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом закреплена в статье 19 Конституции Российской Федерации, который может быть обеспечен при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит, к нарушению названного принципа.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 2 ст. 30 того же Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карт у градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капиталыюгс строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п.3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с п.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к. одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В силу п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно п.2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.

Из положений п.6.2 приказа Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» следует, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к. одной территориальной зоне.

Таким образом, градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны и определяет правовой режим земельных участков соответствующей территориальной зоны.

В судебном заседании представитель ответчика и представитель заинтересованного лица администрации Города Томска не отрицали что часть земельного участка с кадастровым номером /__/, принадлежащего на праве собственности истцам, находится в рекреационной функциональной зоне и территориальной зоне Р-1, часть в общественно-жил ой зоне и территориальной зоне ОЖ, а часть участка находится в функциональной жилой зоне и территориальной зоне Ж-3, которые содержат различные градостроительные регламенты в связи, с чем какой либо единый градостроительный регламент в отношении участка определен быть не может.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного заседания установлено, что указанный земельный участок расположен в четырех функциональных и четырех территориальных зонах три из которых Р-1, Ж-3 и ОЖ содержат градостроительные регламенты.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше требований градостроительного и земельного законодательства, имеющего более высшую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что прохождение границы территориальных зон ОЖ, Р-1 и Ж-3 не по границе указанного земельного участка, а через участок таким образом, что часть участка находится в территориальной зоне Р-1, часть в территориальной зоне ОЖ, а часть участка в территориальной зоне Ж-3, устанавливающих различные градостроительные регламенты, противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства (ч.4 ст.30, п.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку не позволяет установить в отношении земельного участка единый градостроительный регламент.

Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 13, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) кару" функциональных зон поселения.

Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установлением в отношении используемого административными истцами земельного участка одновременно функциональных зон: общественно-жилой, рекреационной и жилой нарушается принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1, статей 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем возможная корректировка Правил землепользования и застройки в части, оспариваемой административными истцами в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, входит в противоречие с Генеральным планом в части нахождения того же земельного( участка в функциональных зонах: общественно-жилой, рекреационной и жилой, поскольку Действующая редакция Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (ст. 3.1) не предусматривает возможности установления территориальной (в том числе смешанной), зоны соответствующей указанным функциональным зонам.

Следовательно, отнесение в соответствии с Генеральным планом земельного участка к указанным выше трем функциональным зонам (общественно-жилой, рекреационной и жилой) осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и принципов законодательства о градостроительной деятельности.

С учетом выявленного отнесения спорного земельного участка к трем функциональным и к трем территориальным зонам, содержащим градостроительные регламенты без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и с нарушением названных выше принципов законодательства о градостроительной деятельности, Правила землепользования и застройки и Генеральный план в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/ одновременно функциональной зоны общественно-жилой и территориальной зоны ОЖ, функциональной рекреационной зоны и территориальной зоны Р-1, функциональной жилой зоны и территориальной зоны Ж-3 подлежат признанию не действующими.

Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица - администрации Города Томска о том, что земельный участок с кадастровым номером /__/ на момент принятия оспариваемых нормативных актов не имел установленных в соответствии с законодательством границ в связи с чем ответчик не мог учесть его при определении функционального и территориального зонирования территории, не основан на законе и исследованных доказательствах.

Согласно представленного в материалы дела копки постановления администрации Города Томска от 27.08.2009 № 2020з земельный участок площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу /__/ был предоставлен в аренду Щ., Н. и К.. При этом согласно выписки из ЕГРК земельный участок был поставлен на кадастровый учет еще 15.03.2005. Из кадастрового паспорта от 07.04.2009 следует, что основной чертеж земельного участка содержит описание характерных точек, отражающих координаты земельного участка.

Согласно договору аренды земельного участка от 29.09.2009 № ТО-21­18351 предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу /__/, границы земельного участка обозначены в кадастровом паспорте земельного участка являющегося приложением к указанному договору.

Согласно материалам кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу /__/ участок поставлен на кадастровый учет 15.03.2005, на основании Постановления Коларовский Сельской администрации № 72 от 13 июня 1995 о предоставлении земельного участка под строительство четырех квартирного жилого дома С., Ф., С., Г., приложением к которому является таблица координат характерных точек земельного участка и ситуационный план участка, содержащий также координаты характерных точек, и сведения о том, что общая граница земельного участка согласована с ГУАГ г. Томска, указанный ситуационный план выполнен на основании картографических материалов (планшет 1:2000 209-А и планшет 1:500 С-12-12, каталог 4353), а также кадастровый план земельного участка, содержащий описание дирекционных углов характерных точек земельного участка.

С учетом данных обстоятельств доводы ответчика и заинтересованного лица - администрации Города Томска о том, что на момент утверждения оспариваемых нормативных правовых актов не имелось информации о границах земельного участка, опровергаются документами, имеющимися в материалах дела.

Ссылка представителя администрации ка выписку из ФГИС ЕГРН от 11.12.2017 не может быть принята, поскольку указанная выписка также содержит описание координат характерных точек земельного участка.

Кроме того оценивая указанные доводы ответчика и заинтересованного лица об отсутствии информации о границах земельного участка, суд также учитывает, что в отношении территории в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером /__/ постановлением администрации Города Томска № 1256з ог 28.06.2013, то есть до принятия решения Думы Города Томска № 1049 от 1.07.2014, утвержден проект планировки территории и проект межевания территории, в связи, с чем заинтересованное лицо при разработке проекта изменений Генерального плана и Правил землепользования и застройки располагало необходимыми сведениями о границах земельного участка.

Ссылка представителя администрации Города Томска о том, что в результате необоснованного увеселения площади земельного участка он оказался в нескольких функциональных и территориальных зонах также несостоятельна, поскольку согласно материалам кадастрового дела уточнение границ земельного участка, приведшее к увеличению его площади произведено на основании заявления и межевого плана представленного председателем комитета по формированию земельных участков Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска перед заключением договора купли продажи земельного участка. Договор купли продажи земельного участка заключен с истцами 17.12.2018, при этом в договоре указана площадь земельного участка 43 89 кв. м.

Таким образом, Генеральный план муниципального образования «Город Томск», утвержденный решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992 «Основной чертеж Функциональное зонирование» (листы 1.1, 1.9), в части установления в границах земельного участка, с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ функциональным зон: общественно­ жилой, рекреационной зоны и жилой зоны, и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Горд Томск» ст. 31 Карта градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы г. Томска № 687 от 27.112007 в части установления в границах земельного участка, с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ территориальных зон: ОЖ, Ж-3 и Р-1 не позволяет соблюсти принцип принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне (п.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации п.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), а, следовательно, установить единый градостроительный регламент в отношении всего земельного участка, что нарушает права собственников земельного участка.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части с даты его принятия или иного указанного судом времени (под. 1 ч.2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основания этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

По мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт, в! соответствующей части, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При решении данного вопроса суд исходит из необходимости реализации принципа обеспечения стабильности гражданских правоотношений, поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИ Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░. 31 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 687 ░░ 27.11.2007, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 21 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.05.1992 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ IV ░░░░░░ 21 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.05.1992 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ № 1282 ░░ 27.12.2019), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░░░ 1.1, 1.9), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ /__/ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░-░░░░░ ░░░░,

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░. 31 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 27.11.2007 №687 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ № 1282 ░░ 27.12.2019) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░ 3.90) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ /__/, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░-1 (░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░), ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░-3 (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░).

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░».

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

3а-35/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Зусман Кристина Игоревна
Боровков Антон Николаевич
Ответчики
Дума г.Томска
Другие
Селиванова Надежда Петровна
Администрация г.Томска
Чепижная Ольга Захаровна
Суд
Томский областной суд
Судья
Простомолотов Олег Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация административного искового заявления
31.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Дело оформлено
11.08.2020Дело передано в архив
25.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее