2-5117/2021
УИД 22RS0068-01-2021-006875-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гельмер .... действующей в интересах несовершеннолетних Разумнова .... Разумнова .... к Отделению пенсионного фонда России по Алтайскому краю о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Гельмер О.В. обратилась в интересах несовершеннолетних Разумнова А.С., Разумнова А.С. к Управлению Пенсионного Фонда России в .... края с иском о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование указано на то, что несовершеннолетние ФИО4 и ФИО5 являются получателями пенсии по утрате кормильца.
При расчете пенсионных выплат была принята средняя заработная плата кормильца за 2000-2001 годы. Вместе с тем, при исчислении отношения заработков неверно определен коэффициент к расчету. В расчет не принята справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ с учетом осовременивания как наиболее выгодный вариант для назначения пенсий.
С учетом уточнения истец просил обязать ГУ УПФ России по .... произвести перерасчет страховых пенсий по потере кормильца (отца) несовершеннолетним ФИО4, 2004 года рождения, ФИО4, 2011 года рождения с ДД.ММ.ГГГГ с учетом архивной справки о заработной плате ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № С686с; принять для перерасчета пенсий среднемесячную заработную плату за 2001-2002 годы в размере 1989,79 руб., отношение среднемесячного заработка к заработной плате равное 1,2.
В связи с реорганизацией Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в .... исключено из числа ответчиков, в качестве надлежащего ответчика привлечено – Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда России по .....
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования по доводам уточненного заявления. Даны пояснения, что в связи с неверным применением сотрудниками ответчика пенсионного законодательства нарушены права несовершеннолетних граждан. В данном случае необходимо восстановление прав путем перерасчета пенсии. Истец и ее дети не являются специалистами в области начисления пенсии и не могли сами проверять расчеты фонда.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что назначена выплата ФИО8 исходя из наиболее выгодного варианта.
Истец (законный представитель несовершеннолетних) в судебное заседание не явился, извещался о дне, месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке. Представитель Гельмер О.В. заявил об извещении доверителя.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним их основополагающих принципов гражданского судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). При этом к нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10).
В судебном заседании установлено, что ФИО4 2004 года рождения и ФИО4, 2011 года рождения являются получателями страховой пенсии по утрате кормильца.
Из ответа УПФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ №Г-1503 следует, что при назначении пенсии учтен средний заработок кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Фактическое отношение заработных плат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1,074.
Механизм определения размера пенсии приведен в отзыве и расчетах. По запросу суда, стороной ответчика представлен подробный расчет размера пенсии несовершеннолетних.
Изначально при обращении с заявлением о перерасчете пенсий и с иском в суд Гельмер О.В. указывала о том, что при расчете пенсии по справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № С-686 за период с 1997 года по 2001 годы за 60 месяцев размер выплат увеличится.
Истцом в материалы дела представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о заработке Разумнова С.В., 1975 года рождения.
По данным ответчика расчет отношения заработков по справке составляет 0,906 (при принятии данных за 60 месяцев), что не приводит к увеличению пенсий. Расчеты приведены специалистом пенсионного фонда.
Истцом измены основания истца. Уточнив требования, просит произвести перерасчет пенсий с учетом сведений о заработке за 2000-2001 годы, при этом при определении соотношения заработков производить расчеты за фактически отработанные месяцы (15), а не общее число календарных месяцев в году (24). Представитель истца обосновывает в позицию тем, что при учете фактически отработанных месяцев застрахованного лица будет верно применено пенсионное законодательство и увеличен размер пенсионного обеспечения. Приведен расчет среднего заработка за 2000-2001 годы с применением коэффициентов осовременивания.
Представитель пенсионного фонда ссылается на неверное толкование положений закона стороной истца.
Таким образом, предметом настоящего спора является проверка правильности расчетов пенсионного фонда с учетом действующего законодательства, а именно верное применение к расчету составляющей - количество месяцев из которых определен заработок застрахованного лица и по Российской Федерации.
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
При рассмотрении спора суд находит подлежащими применению следующие нормы законодательства и разъяснения по их применению. При этом суд отмечает, что к пособию по утрате кормильца применяются общие нормы по пенсионному обеспечению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховой пенсии", вступившего в законную силу с 1 января 2015 года (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 3 статьи 36 Федеральный закон "О страховых пенсиях" со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Законом в части, не противоречащей настоящему Закону.
Часть 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав.
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными органами, либо за 2000-2001 годы по сведениям персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. При определении отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемого для исчисления расчетного размера трудовой пенсии, учитывается среднемесячная заработная плата в стране за период, аналогичный периоду принятого для определения среднемесячного заработка застрахованного лица. При расчете учитываются фактические суммы заработной платы, начисляемые застрахованному лицу в определенные периоды его трудовой деятельности, и суммы среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за данный период.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что при оценке пенсионных прав застрахованного лица применяется порядок исчисления заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Статьей 100 действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" определено, что в состав заработка при исчислении пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 названного Закона, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пособие по беременности и родам, на которое не начисляются страховые взносы, т.к. оно не является пособием по временной нетрудоспособности, оплачиваемым за счет фонда социального страхования, не включается в состав заработной платы для исчисления пенсии.
Согласно положениям статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. Месяцы, в которые выплачивается пособие по беременности и родам, не подлежат замене на другие месяцы, т.к. это не предусмотрено статьей 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Разрешая спор, суд исходит из того, что с учетом положений абзаца 2 статьи 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", среднемесячный заработок кормильца за 2000-2001 годы подлежит подсчету путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.
Следовательно, согласно имеющимся в материалах пенсионного (выплатного) дела данным о результатах расчета заработка отношение заработка Разумнова С.В. не правомерно определено как 1,074, из расчета среднемесячный заработок 1549,26 руб., среднемесячный заработок по стране - 1 442,63 руб. Средний заработок по фактически отработанным 15 месяцам исчислялся путем деления на 24 месяца.
Среднемесячный заработок по стране необходимо определять аналогичным образом, путем деления суммы заработка по стране за 15 месяцев на 15 месяцев, при этом необходимо брать в расчет тождественные месяцы.
Таким образом, при определении отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП) учитывается среднемесячная заработная плата по стране за тот же период, то есть за период, соответствующий периоду заработка застрахованного лица, учтенного при исчислении среднемесячного заработка кормильца.
Исходя из содержания понятия среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР), который используется для определения величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, в случае, если среднемесячный заработок пенсионера исчисляется за 2000-2001 годы, то общая сумма заработной платы за указанный период делится на 24, а если среднемесячный заработок пенсионера исчисляется за 60 месяцев его работы подряд, то общая сумма заработной платы за указанный 60-месячный период делится на 60.
Аналогично должен был исчислен среднемесячный заработок застрахованного лица в случае, когда представлен заработок за период, меньший, чем 24 месяца, поскольку действующими нормами пенсионного законодательства предусмотрен единый подход к определению средней заработной платы пенсионера и средней заработной платы в Российской Федерации.
Таким образом, суд соглашается с позицией истца о необходимости определения среднемесячного заработка Разумнова С.В. путем деления общей суммы заработка за 2000-2001 годы на фактически полностью отработанные месяцы (15).
Суд также приходит к выводу, что при определении размера пенсии необоснованно пенсионным фондом произведен расчет отношения среднемесячной заработной платы за 2000-2001 годы путем деления на 24 месяца, в то время как отношение среднего заработка кормильца за этот же период необходимо определять за 15 месяцев.
При этом суд исходит из того, что в силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержание определений не предполагает такой подход к расчету соотношения заработка к заработной плате при котором заработок рассчитывается исходя из заработной платы за 2000-2001 годы за 15 месяцев, а заработная плата по стране за 24 месяца, независимо от количества фактически отработанных месяцев. Напротив, указание в определении ЗП на "тот же период" означает, что средняя заработная плата в стране также определяется за соответствующее количество месяцев.
На основании указанного, требование о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии подлежит удовлетворению. Перерасчет согласно указанных при рассмотрении спора оснований приведет к восстановлению прав несовершеннолетних, размер ежемесячной пенсии увеличится.
Таким образом, суд обязывает Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .... произвести перерасчет размера страховых пенсий по потере кормильца ФИО4, ФИО5:
-с учетом определения среднемесячного заработка застрахованного лица ФИО3 за 2000-2001 годы по сведениям (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования путем деления общего заработка на фактически отработанные месяцы (15 месяцев),
- произвести расчет отношения заработка за 2000-2001 годы в установленном порядке.
По порядку исполнения данного решения суд полагает необходимым указать, что для перерасчета пенсий несовершеннолетним необходимо в соответствии с указанным порядком верно исчислить среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы (из фактически отработанных месяцев 15); верно исчислить среднемесячный заработок по стране по тождественным месяцам – 15; применить коэффициенты осовременивания, произвести расчет отношения заработков, применить ограничение (1,2).
Рассматривая спор, суд полагает необходимым возложить обязанность на пенсионный фонд произвести перерасчет пенсии несовершеннолетним с момента ее назначения.
Согласно положений ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право.
Граждане при обращении в суд и иные уполномоченные органы действуют в своем интересе при реализации принадлежащих им прав.
С настоящим иском в суд обратился законный представитель несовершеннолетних.
В силу требований частей 1, 2, 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
ФИО4 и ФИО5 пенсия назначена со дня смерти кормильца - отца ФИО3
В иске заявлено о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. согласно материалов дела с заявлением о перерасчете истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необходимости произведения перерасчета пенсии с даты ее назначения, с учетом особой категории спора, направленного на защиту интересов несовершеннолетних.
При этом суд приходит к выводу, что при подобном разрешении не имеется выхода за пределы заявленных требований, поскольку предметом спора является требование о перерасчете размера пенсии в связи с неверным применением сотрудниками отделения положений федерального законодательства.
Обоснованным является произвести перерасчет с момента назначения пенсии детям, так как неверное исчисления размера социальной выплаты произведено по вине сотрудников пенсионного фонда. Действия законного представителя не могли повлиять на верное исчисление, так как дополнительных данных для перерасчета не предоставлялось. Сведения справки о заработной плате отражены в полном объеме в выписке застрахованного лица.
На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению в части. Вывод суда о частичном удовлетворении требований относится к их формулировке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по .... произвести перерасчет размера страховых пенсий по потере кормильца ФИО4, ФИО5 с момента назначения пенсии:
-с учетом определения среднемесячного заработка застрахованного лица ФИО3 за 2000-2001 годы по сведениям (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования путем деления общего заработка на фактически отработанные месяцы (15 месяцев),
- произвести расчет отношения заработка за 2000-2001 годы в установленном порядке.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....