Дело № 2-2420/2022
№
Решение
Именем Российской Федерации
г. Глазов 19 декабря 2022 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чупиной Е.П.,
при секретаре Бушмакиной И.В.,
с участием представителя истца ФИО6, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО8, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Удмуртской Республики - Республиканский центр занятости населения» в лице филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Глазова и Глазовского района» к Волковой Наталье Олеговне о взыскании неосновательного обогащения (пособия по безработице),
установил:
Истец казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» обратилось в суд с иском к Волковой Н.О. о взыскании излишне полученного пособия по безработице, свои исковые требования мотивировало тем, что Волкова Н.О. ДД.ММ.ГГГГ через электронный портал «Работа в России» подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице. При подаче заявления в электронном виде каждый гражданин предупреждается об ответственности за дачу ложных сведений в центр занятости. Ответчик состояла на учете в Центре занятости в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ей было назначено пособие по безработице приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения о продолжительности периода выплаты пособия по безработице, его размере и сроках выплаты. После окончания выплаты пособия по безработице гражданка Волкова Н.О. была направлена Центром занятости населения города Глазова на профессиональное обучение, ей была назначена стипендия и заключен договор об организации профессионального обучения безработного гражданина. По окончании обучения в апреле 2021 года был издан приказ о прекращении выплаты стипендии. Волкова Н.О. ДД.ММ.ГГГГ повторно подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве гражданина ищущего работу без получения пособия по безработице. В ходе работы с личным делом Волковой Н.О. было установлено, что Волкова Н.О. является плательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом, Волкова Н.О., скрывая факт самозанятости стояла на учете как безработная, получала пособие по безработице и стипендию при прохождении профессионального обучения обманным путем, так как при постановке на учет через электронный портал «Работа в России» Волкова Н.О. в графе поставила галочку, что не относится к категории «самозанятые». В ходе проверки по выплатам пособия и получения стипендии было установлено, что ответчик за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила пособие по безработице обманным путем в сумме 71678,11 руб. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила стипендию в сумме 3289,82 руб. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации. В Удмуртской Республике с ДД.ММ.ГГГГ началась регистрация налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых граждан). На дату постановки на учет в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ Волкова Н.О. являлась плательщиком налога на профессиональный доход. Волковой Н.О. было направлено уведомление о возврате социальных выплат, но добровольно возвратить денежные средства Волкова Н.О. отказалась. Просит взыскать с Волковой Натальи Олеговны денежные средства в размере 74967,93 руб.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Согласно представленным документам компании Орифлэйм, ответчик принимала заказы и получала товары, т.е. вела активную предпринимательскую деятельность, а следовательно получала доход. Неполучение дохода не подтверждено. Волкова Н.О. не показывала эти доходы в налоговой инспекции, действовала недобросовестно. В период постановки на учет в качестве безработной всегда при беседе со специалистами ЦЗН давала отрицательные ответы относительно самозанятости. Все беседы велись по телефону. Запросить и проверить информацию относительно самозанятых граждан в налоговой инспекции ЦЗН не имел возможности по причине отсутствия системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В силу того, что Волкова Н.О. не могла быть признанной безработной по причине самозанятости, то она и не имела права быть направленной на обучение и следовательно и на получение стипендии. Истец не требует вернуть денежные средства затраченные на её обучение, а только стипендию.
Ответчик Волкова Н.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дел извещена надлежащим образом. Дело рассматривается в отсутствии ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Волкова Н.О. доходов не получала, подарок это не доход, остальная продукция которую она заказывала и получала в Орифлэйм заказывалась для личных нужд и для родственников. Налоги она оплачивала на доходы, которые получила уже как самозанятая в марте 2021 года, т.е. в период, когда она уже проходила обучение, и в качестве безработной не была. Волкова Н.О. полностью прошла обучение, сдала все экзамены и зачеты и получила диплом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом абз.8 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, в частности, граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
На основании ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего закона.
По данному делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ЦЗН, возражений ответчика относительно иска и подлежащих применению норм материального права являются следующие обстоятельства: разъяснены ли Волковой Н.О. порядок и условия назначения и прекращения спорных выплат, в том числе при наличии статуса самозанятого гражданина; каким образом до сведения ответчика доведена информация о невозможности получения пособий по безработице самозанятыми гражданами; имела ли место со стороны Волковой Н.О. недобросовестность при обращении в органы службы занятости, и, как следствие, недобросовестность в получении ею соответствующих выплат в связи с безработицей, в том числе, принимая во внимание то обстоятельство, что достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого определяется Центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России (п. 4(2) Временных правил N 460); исполнил ли орган занятости возложенную на него законом обязанность до признания гражданина безработным проверить достоверность сведений о регистрации гражданина в качестве самозанятого, в целях недопущения необоснованного получения денежных средств, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 ("Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными").
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик Волкова Н.О. через электронный портал «Работа в России» подала заявление № в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице. (л.д. 18 т.1)
Из объяснений Волковой Н.О. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при заполнении анкеты через официальный портал ЦЗН она была предупреждена, что все сведения будут проверены, подтвердила, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, в том числе и самозанятым, так как именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по № себя самозанятой она не считала, косметику не распространяла, доходов не имела, следовательно, и налоги не отчисляла. (л.д.176 т.1)
Приказом Республиканского Центра занятости населения № от ДД.ММ.ГГГГ Волкова Н.О. признана безработной и ей назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер пособия по безработице составил 13949,50 руб. в месяц.(л.д.11-12 т.1)
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Волкова Н.О. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости. (л.д.13 т.1)
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Волковой Н.О. назначена стипендия в размере 1725,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14 т.1)
Выплата стипендии Волковой Н.О. прекращена в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением периода обучения. (л.д.16 т.1)
Согласно реестрам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 10.09.2020Волковой Н.О. выплачено пособие по безработице в сумме 71678,11 руб., а также стипендия в размере 3289,82 руб. (л.д. 23-32 т.1).
Согласно уведомлению о возврате социальных выплат, полученных обманным путем, Волковой Н.О. предложено в трехдневный срок с момента получения настоящего уведомления в добровольном порядке погасить сумму задолженности путем перечисления по действующим реквизитам (л.д. 22).
Как следует из буквального толкования Закона о занятости (абзаца 5 статьи 2), излишне выплаченные ответчику суммы пособия в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с её стороны, которой компенсация была назначена, или счетной ошибки.
Добросовестность ответчика Волковой Н.О. по требованиям о взыскании сумм пособия и стипендии презюмируется. Соответственно, бремя доказывания недобросовестности при получении пособия ответчика возлагается на истца, требующего их возврата.
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания Волковой Н.О. безработной, последняя являлась плательщиком налога на профессиональный доход, т.е. в силу закона была занятой и не могла быть поставлена на учет в качестве безработной, что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности получения ею пособия по безработице.
Согласно сведениям, предоставленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № по Удмуртской Республике ФИО9 ИНН <данные изъяты> является плательщиком налога на профессиональный доход по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20)
Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации (абзац третий статьи 2 этого же закона Российской Федерации).
Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (статья 2, пункты 1, 3 статьи 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.
Граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг (пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31 Закона о занятости населения).
Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ (редакция от 1 апреля 2020 года) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начато с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан; с 1 июля 2020 года - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 данного Федерального закона от 27 ноября 2018 N 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19абз. 2 п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
Обращаясь в суд с иском о взыскании с Волковой Н.О. незаконно полученного пособия по безработице, истец ссылался в обоснование своих требований на то, что ответчик не сообщила о том, что она была зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, в результате чего получила пособие по безработице и стипендию обманным путем. Таким образом, истец заявил о недобросовестности ответчика Волковой Н.О.
Между тем, наличие сведений о регистрации Волковой Н.О. в качестве плательщика налога на профессиональный доход на дату ее обращения в службу занятости само по себе не свидетельствует об осуществлении ответчиком оплачиваемой трудовой деятельности и получения дохода в период получения пособия по безработице и иных доплат.
Доказательств, подтверждающих ведение Волковой Н.О. определенного вида деятельности, который позволял бы отнести ее к категории занятых граждан, а также получения ответчиком дохода от данной деятельности, суду предоставлено не было.
Согласно справкам Межрайонной ИФНС № по УР о состоянии расчетов (дохода) по налогу на профессиональный доход за 2020 год и за 2021 год №, № от ДД.ММ.ГГГГ, общие суммы налога Волковой Н.О. за 2020 года составила 0,00 руб., за 2021 год всего 45286,47 руб.: февраль 20951,47 руб., март 10000,00 руб., апрель 9128,00 руб., май 5207,00 руб.
Кроме того согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении Волковой Н.О. по материалу проверки № от ДД.ММ.ГГГГ отказано на основании ст.24 ч.1 п.2 УПК РФ за отсутствием состава преступления и ст. 144, ст.145, ст. 148 УПК РФ. (л.д.173)
Данное постановление не обжаловано.
Согласно протоколу опроса Волковой Н.О. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года она доходов не имела, около 10 лет назад вступила в компанию "Орифлэйм", чтобы со скидкой заказывать для себя и близких косметику, при этом косметические средства не распространяла.
Доводы представителя истца о том, что ответчик будучи признанной безработной активно занималась предпринимательской деятельностью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается перечнем заказов представленным ООО «Орифлэйм Косметикс», судом не принимаются, так как список данных заказов не подтверждает факт получения доходов от их реализации и саму реализацию как таковую.
Кроме того, в соответствии с пунктом 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.
Также согласно части 2 статьи 3 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Таким образом, принимая во внимание компетенцию и полномочия органа службы занятости, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с иными соответствующими органами и организациями, суд исходит из того, что истец мог и должен был узнать о возможном отсутствии у Волковой Н.О. права на получение пособия по безработице.
Суд полагает, что к ответчику подлежат применению положения Закона «О занятости населения в Российской Федерации», определяющие самозанятыми гражданами, лиц не только вставших на специализированный учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, но и осуществляющие какую-либо деятельность с применением специализированного налогового режима с целью извлечения дохода.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, тот факт, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регистрации ответчика в качестве самозанятого она не извлекала какого-либо дохода, Волкова Н.О. не может быть признана самозанятой по смыслу положений статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Волкова Н.О. имела право на получение мер социальной поддержки безработных, в том числе по получении пособия по безработице. При этом и получение ответчиком денежных средств от Центра занятости населения в качестве пособия по безработице не может автоматически свидетельствовать о наличии на ее стороне неосновательного обогащения.
Суд приходит к выводу, что истцом не представлены суду доказательств недобросовестности ответчика при получении пособия по безработице за заявленный период.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о занятости населения безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
По смыслу положений статьи 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о занятости населения право получения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости имеют безработные граждане.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона о занятости населения (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения, считаются занятыми.
Частью 2 статьи 35 Закона о занятости населения (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Волкова Н.О. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости. (л.д.13 т.1)
Согласно Договору об организации профессионального обучения безработного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН принял на себя обязательство по организации профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) Волковой Н.О. в ООО «Аиресто» по профессии делопроизводитель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15 т.1)
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Волковой Н.О. назначена стипендия в размере 1725,00 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14 т.1)
Выплата стипендии Волковой Н.О. прекращена в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением периода обучения. (л.д.16 т.1)
Как установлено судом, Волкова Н.О. на момент обращения в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ не являлась занятой, документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, не представляла, равно как и другие недостоверные данные для признания её безработной, статус безработного Волковой Н.О. был присвоен законно, следовательно и основания для направления его на бесплатное получение услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости имелись.
С учетом приведенных выше норм и установленных обстоятельств в период прохождения обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волкова Н.О. имела статус занятого, независимо от регистрации её в качестве плательщика налога на профессиональный доход, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что, регистрируясь в налоговом органе в качестве самозанятого и продолжая профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, Волкова Н.О. действовала недобросовестно.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали (до ДД.ММ.ГГГГ) Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, утвержденные Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н (далее - Правила выплаты стипендии).
В соответствии с пунктами 77, 113 Правил выплаты стипендии стипендия назначается и выплачивается с первого дня обучения (под категории исключений истец не подпадает), начисление стипендии осуществляется за фактическое количество дней обучения.
Согласно пункту 112 Правил выплаты стипендии основанием принятия работником центра занятости населения решения о прекращении выплаты стипендии являются содержащиеся в регистре сведения о наступлении следующих случаев: 1) самовольное прекращение обучения гражданином, проходящим обучение; 2) смерть гражданина в период обучения (при этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством).
Как следует из материалов дела, ответчик самовольно обучение не прекращал, прошел обучение полностью, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ № о зачислении, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о завершении обучения, справками о посещении занятий, справками об успеваемости, дипломом о профессиональной переподготовке №.
Следовательно, основания для прекращения выплаты стипендии отсутствуют.
Таким образом, бесспорных доказательств, объективно подтверждающих недобросовестность Волковой Н.О., получившей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стипендию в размере 3289,82 руб., а также противоправность её действий либо её виновность, истцом не доказана, следовательно в силу статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствия оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде полученных спорных выплат, как основанными на законе.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Волковой Н.О. суммы неосновательного обогащения (пособия по безработице, стипендии) в размере 74967,93 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Казенного учреждения Удмуртской Республики - Республиканский центр занятости населения» в лице филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Глазова и Глазовского района» о взыскании с Волковой Натальи Олеговны денежных средств в размере 74967,93 руб., выданных из бюджета, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд УР.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.П. Чупина