Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Рђ-24437/2020
Рі. РњРѕСЃРєРІР° 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°
РЎСѓРґСЊСЏ судебной коллегии РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ РЎ.Р’., рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации поданную через СЃСѓРґ первой инстанции 12 октября 2020 РіРѕРґР° (поступившую СЃ делом РІ СЃСѓРґ кассационной инстанции 16 октября 2020 РіРѕРґР°) кассационную жалобу административного ответчика филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Тверской области РЅР° апелляционное определение СЃСѓРґСЊРё Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 25 августа 2020 РіРѕРґР° Рѕ взыскании судебных расходов РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Перегудовой Марии Ргоревны РѕР± установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости РІ размере рыночной (присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции номер дела: в„– 3Р°-153/2019),
установил:
вступившим РІ законную силу решением Тверского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 декабря 2019 РіРѕРґР° удовлетворены административные исковые требования Перегудовой Рњ.Р. РѕР± установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости РІ размере рыночной – кадастровая стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером в„– установлена РїРѕ состоянию РЅР° 11 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° РІ размере 1 366 000 рублей.
23 марта 2020 РіРѕРґР° административный истец Перегудова Рњ.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании РІ ее пользу понесенных РїРѕ административному делу судебных расходов РІ СЃСѓРјРјРµ 50 000 рублей.
Определением Тверского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 22 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° заявление удовлетворено частично, СЃ Министерства имущественных Рё земельных отношений Тверской области РІ пользу Перегудовой Рњ.Р. взыскано 40 000 рублей судебных расходов.
Апелляционным определением СЃСѓРґСЊРё судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 25 августа 2020 РіРѕРґР° указанное определение отменено, заявление Перегудовой Рњ.Р. Рѕ взыскании судебных расходов удовлетворено частично, постановлено взыскать РІ ее пользу СЃ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии», РёР· деятельности филиала РїРѕ Тверской области, РІ счет возмещения судебных расходов 40 000 рублей.
В кассационной жалобе административный ответчик филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области) просит отменить апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 года, оставив в силе определение Тверского областного суда от 22 июня 2020 года, ссылаясь на несоответствие изложенных в апелляционном определении выводов обстоятельствам административного дела, неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права.
С учетом доводов кассационной жалобы и изученного административного дела, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
Удовлетворяя частично заявление о взыскании судебных расходов с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, как с органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, суд первой инстанции указал, что расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью земельных участков более чем в пять раз свидетельствует о повлекшей нарушение прав заявителя ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к объекту недвижимости.
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции и принимая новое определение о взыскании судебных расходов с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, согласился с выводом о наличии оснований для частичного взыскания судебных расходов, не согласившись при этом с выводом суда первой инстанции в части возложения бремени по несению расходов на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции нарушений действующего законодательства допущено не было и оснований для отмены апелляционного определения не усматривается.
Так, в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей общие для всех категорий административных дел правила распределения судебных расходов, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, касающихся освобождения от возмещения издержек льготных категорий граждан (статья 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и лиц, освобожденных судом от оплаты расходов исходя из их имущественного положения (часть 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 31 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов. Поскольку главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ постановлении РѕС‚ 11 июля 2017 РіРѕРґР° в„– 20-Рџ «По делу Рѕ проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 Рё пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, частей 1 Рё 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобами гражданки Рќ.Р‘. Слободяник Рё федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, РІ пользу которой вынесено решение СЃСѓРґР°, Рё РЅР° основании того судебного акта, которым СЃРїРѕСЂ разрешен РїРѕ существу; РїСЂРё этом процессуальное законодательство РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод СЃСѓРґР° Рѕ правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, непосредственно связан СЃ содержащимся РІ резолютивной части судебного решения выводом Рѕ том, подлежит ли РёСЃРє удовлетворению, поскольку только удовлетворение СЃСѓРґРѕРј требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через СЃСѓРґ Рё влечет восстановление нарушенных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, что РІ силу статей 19 (часть 1) Рё 46 (части 1 Рё 2) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє необходимости возмещения судебных расходов. Возложение РЅР° налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных СЃ установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости РІ размере, равном его рыночной стоимости, если РІ результате массовой кадастровой оценки РѕРЅР° была определена ошибочно, РЅРµ только сужает реальную доступность правосудия, РЅРѕ Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ финансово обесценить значение соответствующего судебного решения СЃ точки зрения соотношения бремени судебных расходов СЃ ожидаемыми налоговыми выгодами РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ возможным изменением налоговой базы РїРѕ соответствующему налогу РЅР° недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, следовательно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» допускает взыскание судебных издержек, понесенных заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, в пользу этих лиц, исходя из их фактического процессуального поведения.
При рассмотрении дела судами установлено, что понесенные административным истцом судебные расходы являлись обоснованными и необходимыми для обращения в суд с заявлением о реализации прав при рассмотрении дела в суде.
РР· решения СЃСѓРґР° РѕР± удовлетворении заявления РѕР± установлении кадастровой стоимости равной рыночной РІРёРґРЅРѕ, что утвержденная кадастровая стоимость превышала рыночную более чем РІ пять раз, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судами правильно указано, что это свидетельствует РѕР± ошибке, допущенной РїСЂРё формировании методики определения кадастровой стоимости РїСЂРё применении Рє СЃРїРѕСЂРЅРѕРјСѓ земельному участку.
При определении размера сумм, подлежащих взысканию в счет оплаты услуг представителя, судами учтены принцип разумности и справедливости, характер и объем выполненной представителем работы.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 1.1 действовавшего в юридически значимый период Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113, установлено, что в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222.
Согласно пункту 1.4 указанных методических рекомендаций результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Пунктом 2.2.6 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, утвержденного приказом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25 октября 2011 года № 128, к основным видам деятельности филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции подробно проанализирован акт определения кадастровой стоимости спорного земельного участка от 11 ноября 2015 года, и установлено, что расчет кадастровой стоимости произведен непосредственно ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, а также установлено что арендуемый административным истцом земельный участок не был включен в перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, поскольку был поставлен на кадастровый учет позже даты формирования данного перечня.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о взыскании судебных расходов с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, но не опровергают их.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Сорокин