Дело № 2-1884/2023 Председательствующий Шеди А.В.
Апелляционное определение № 33-1315/2024
10 сентября 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верхового Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.,
судей Цурова Х.М. и Дзаитова М.М.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цароева Ибрагима Хожбагаудиновича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Республики Ингушетия о признании незаконным отказа жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ в признании нуждающимся в жилом помещении; возложении обязанности на прокурора Республики Ингушетия повторно направить в Генеральную прокуратуру РФ заявление истца о приватизации занимаемой служебной квартиры; возложении обязанности на жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ выйти с предложением к Генеральному прокурору РФ о наличии оснований для предоставления истцу в собственность жилого помещения; возложении обязанности на Генерального прокурора РФ предоставить в собственность жилое помещение по апелляционным жалобам истца Цароева И.Х. и представителя ответчика Кульневой А.В. на решение Магасского районного суда от 08 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
установила:
Цароев И.Х. обратился суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он работал в органах прокуратуры с 13 сентября 2002 года, является пенсионером прокуратуры Республики Ингушетия по выслуге лет с 02 июня 2021 года. Стаж службы в органах прокуратуры 18 лет 8 месяцев 19 дней. На учете в жилищной комиссии Республики Ингушетия состоит с 15 января 2008 года как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Проживает в служебной квартире по договору найма служебного жилого помещения № отДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии прокуратуры Республики Ингушетия имеются все основания для направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ материалов в отношении пенсионера прокуратуры республики. В соответствии с письмом прокурора Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес председателя жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ направлены заявление с подтверждающими документами, ходатайство прокурора Республики Ингушетия, выписка из протокола жилищной комиссии Республики Ингушетия. В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Цароеву И.Х. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, поскольку на дату подачи им заявления он был уволен из органов прокуратуры. Уведомлением прокурора Республики Ингушетия о выселении из служебного жилого помещения истцу предложено выселиться из занимаемого жилог8о помещения. Считает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права Цароева И.Х. на получение занимаемого жилого помещения в собственность.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мать истца - Куриева Р.З.
Решением Магасского районного суда от 8 ноября 2023 года исковое заявление Цароева И.Х. удовлетворено частично.
Признано незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 года, оформленное протоколом №2, об отказе в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На прокуратуру Республики Ингушетия возложена обязанность повторно направить для рассмотрения в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалы в отношении Цароева Ибрагима Хожбагаудиновича.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Цароев И.Х. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представителя Генеральной прокуратуры РФ Кульневой А.В. ставится вопрос об отмене оспариваемого решения в связи с неправильным применением судом норм материального права и отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Истец Цароев И.Х. и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Хаутиева З.О. и представитель ответчиков Кульнева А.В. поддержали доводы апелляционных жалоб и просили их удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года №624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями».
В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о прокуратуре до 2005 года обязанность по обеспечению прокуроров и следователей, назначенных на должность, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагалась на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в пункт 4 статьи 44 Закона о прокуратуре, согласно которым с 2005 года прокуроры и следователи, проходящие службу в органах прокуратуры Российской Федерации, обеспечивались отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемые на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2005 года №737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» приобретение жилых помещений осуществлялось с последующим их отнесением к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 3 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.
В силу подпункта «а» пункта 4 статьи 44.1 Федерального закона в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В пункте 2 статьи 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.
Согласно подпункту «а» пункта 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 года №769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому поверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года №624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Пунктом 3.4 раздела 3 Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров, состоящих н учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно правилам расчета размера единовременной социальной выплаты. При наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно пункту 3.5 Положения прокуроры, состоящие н учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.
Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования с прокурорами субъектов Российской Федерации (пункт 3.8 Положения).
Решение о предоставлении прокурорам занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на жилое помещение, для прокуроров Центрального аппарата и органов прокуратуры – в отношении прокуроров соответствующих органов прокуратуры (пункт 3.12 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Цароев И.Х. работал в органах прокуратуры с 13 сентября 2002 года, уволен из органов прокуратуры с выходом на пенсию с 1 июня 2021 года, является пенсионером прокуратуры Республики Ингушетия по выслуге лет со 2 июня 2021 года.
Стаж службы в органах прокуратуры 18 лет 8 месяцев 19 дней.
На основании протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ истцу выделено служебное жилое помещение, в котором он проживает по договору найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно типовому договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено Цароеву И.Х. на состав семьи 2 человека (истец и мать – ФИО7).
Из протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Цароев И.Х. обращался в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления в собственность занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В связи с выявленными недостатками жилищной комиссией прокуратуры Республики Ингушетия принято решение об отказе в направлении указанных материалов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и возвращении документов Цароева И.Х. для их доработки.
О принятом решении истец уведомлен жилищной комиссией 29 января 2021 года (л.д. 51 том 2).
2 июня 2021 года Цароев И.Х. уволен со службы в органах прокуратуры с выходом на пенсию.
Из имеющихся в материалах дела медицинских документов усматривается, что Цароев И.Х. с конца 2020 года перенес заболевание КОВИД 19, находился на стационарном лечении, был прооперирован и выписался 21 июня 2021 года.
28 июня 2021 года после устранения недостатков Цароев И.Х. вновь обратился с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления в собственность занимаемого им служебного жилого помещения, приложив в том числе медицинские документы, подтверждающие уважительность причин представления заявления с материалами, поданного после увольнения.
На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № жилищной комиссией прокуратуры Республики Ингушетия принято решение о признании наличия оснований и условий для предоставления Цароеву И.Х. занимаемого жилого помещения в собственность и направлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заявления и документов истца.
ДД.ММ.ГГГГ заявление Цароева И.Х. с подтверждающими документами и ходатайство прокурора Республики Ингушетия о предоставлении истцу жилого помещения в собственность направлено в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии н учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на дату подачи им заявления по данным вопросам он был уволен из органов прокуратуры.
Удовлетворяя частично требования истца, суд правомерно пришел к выводу о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии Генеральной прокуратуры, указав, что Цароев И.Х. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в жилищной комиссии прокуратуры республики, проживает в служебной квартире по договору найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, не является собственником или членом семьи собственника жилого помещения. В собственности Цароева И.Х. жилых помещений на территории Российской Федерации не имеется, кроме того, с 2008 года решений о снятии истца с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий не принималось. С заявлением в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании его нуждающимся в жилом помещении обратился своевременно, что подтверждается протоколом жилищной комиссии прокуратуры Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, после устранения недостатков вновь обратился в жилищную комиссию с тем же заявлением с необходимыми документами ДД.ММ.ГГГГ, при этом приложил документы, свидетельствующие об уважительности пропуска срока обращения в жилищную комиссию.
При изложенных обстоятельствах доводы ответчика о правомерности отказа жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в признании истца нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления в собственность занимаемого жилого помещения в связи с его обращением в жилищную комиссию только после увольнения суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельными в связи с наличием у истца уважительных причин пропуска срока обращения, связанных с поздним уведомлением жилищной комиссией прокуратуры Республики Ингушетия Цароева И.Х. о необходимости устранения недостатков и болезнью истца.
Поскольку после отказа жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения документы Цароева И.Х. необоснованно возвращены, суд правильно обязал прокурора Республики Ингушетия повторно направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации материалы в отношении истца.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации выйти с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления Цароеву И.Х. в собственность жилого помещения, поскольку это требование вытекает из первого требования (о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в признании истца нуждающимся в жилом помещении) и в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты гражданских прав посредством восстановления нарушенного права истца.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований истца об обязании Генерального прокурора Российской Федерации предоставить в собственность жилое помещение судебная коллегия находит правильным, поскольку они заявлены преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 08 ноября 2023 года в части отказа в удовлетворении требований об обязании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации выйти с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления Цароеву И.Х. занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, ЦАО, ул. Поляничко, д. 6, кв. 13, в собственность отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска.
Обязать жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации выйти с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления Цароеву Ибрагиму Хожбагаудиновичу занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, ЦАО, ул. Поляничко, д.6, кв. 13, в собственность.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца удовлетворить частично.
Апелляционную жалобу представителя ответчика оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащей подписью
Копия верна
Судья Коригова М.М.