Кизилюртовский Г. суд Республики Дагестан
Судья Шамилова Д.М.
Дело №
УИД 05RS0№-55
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2024 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Шабровой А.А. и Гасановой Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Т.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ,
по иску Муртазалиевой П. Н. к Администрации ГО «<адрес>», МКУ Управление капитального строительства и службы заказчика об обязании администрации ГО «<адрес>» предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке.
заслушав доклад судьи Шабровой А.А., судебная коллегия
установила:
Муртазалиева П.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителе. Она включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилой площадью по <адрес>.
Решением Кизилюртовского Г. суда Республики Дагестан <дата> постановлено:
«Исковые требования Муртазалиевой П. Н. удовлетворить. Обязать Администрацию Г. О. «<адрес>» предоставить Муртазалиевой П. Н., <дата> года рождения жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке».
В апелляционной жалобе представитель ответчика МКУ «Управление Капитального строительства и службы заказчика» по доверенности Мустапаева З.М. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обосновании жалобы указывает, что к участию по указанному делу не были привлечены МКУ «Управление Капитального строительства и службы заказчика», гражданское дело рассмотрено без их надлежащего извещения и участия.
Определением от <дата> судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В судебное заседание истец Муртузалиева П.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика МКУ «Управление капитального строительства и службы заказчика» по доверенности Абакаров Х.И. исковые требования не признал, просил оставить без удовлетворения.
На вопросы судебной коллегии пояснил, что предоставление истцу Муртазалиевой П.Н. специализированного жилого помещения нарушает права других сирот, нуждающихся в жилом помещении, также ожидающих свою очередь.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела происходило в отсутствие представителя ответчика МКУ «Управление капитального строительства и службы заказчика».
Доказательств надлежащего извещения ответчика МКУ «Управление капитального строительства и службы заказчика» о времени и месте судебного заседания, назначенного на <дата>, в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не были приняты исчерпывающие меры, отвечающие положениям статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по надлежащему извещению ответчика МКУ «Управление капитального строительства и службы заказчика» о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, принятое решение в силу пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
Муртазалиева П.Н. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Согласно постановлению главы администрации <адрес> №-П от <дата> над Муртазалиевой П.Н. установлено опекунство, опекуном назначена ее бабушка Муртазалиева Р. Х., проживающая по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 98/85. Согласно свидетельству о смерти серии I-БД № Муртазалиева Р. Х. умерла <дата> в <адрес>. Согласно письму заместителя главы администрации <адрес> от <дата> Муртазаиевой П.Н. сообщено, что она состоит на учете в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем №.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> №, предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).
Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При указанных обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кизилюртовского Г. суда Республики Дагестан от <дата> отменить.
Исковые требования Муртазалиевой П. Н. удовлетворить.
Обязать администрацию Г. О. «<адрес>» предоставить Муртазалиевой П. Н., <дата> года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.