Дело № 2а-5773/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-006792-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 17 августа 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,
с участием Баранова В.Г.,
при секретаре Чалановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Баранова Владимира Григорьевича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Баранов В.Г. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** **, взыскании компенсации в размере 300 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что содержался в камерах №... и №.... В камере №... совместно содержались 6 человек, установленные нормы площади не соблюдались, камера расположена на первом этаже, оборудована тремя двухъярусными кроватями, которые не соответствуют требованиям ГОСТ. Стол для приема пищи рассчитан на двух человек, санузел оборудован напольной чашей Генуа и раковиной, в результате чего создается очередь. Горячая вода в камеру не подведена. Без согласия содержащихся в камере, она оборудована системой круглосуточного видеонаблюдения. В камере №..., площадью 6 кв.м., он содержался вдвоем, двухъярусная кровать не соответствовала требованиям ГОСТ, горячее водоснабжение отсутствовало, нарушалась приватность, так как было установлено две камеры видеонаблюдения.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, заинтересованного лица – УФСИН России по республике Коми.
Административный истец Баранов В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков и заинтересованного лица участия не приняли, извещены надлежаще.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Баранов В.Г. ранее был осужден приговором Бабушкинского районного суда г. Москвы от 23.10.2008, назначено наказание в виде 8 лет 10 месяцев лишения свободы, освобожден 22.09.2016 по отбытии срока наказания. В период отбывания наказания содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с ** ** ** по ** ** **, убыл в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
Баранов В.Г. содержался в камерах №... и №...
Общее количество камер в ФКУ СИЗО-1 составляет .... Камера №... имеет площадь 16,2 кв.м., количество человек в период содержания Баранова В.Г. в камере №... не превышало 6 человек. В камере №..., площадью 6,9 кв. м он содержался вдвоем.
Камеры режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, предназначенные для содержания совершеннолетних лиц мужского пола, оборудованы: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; двухъярусными кроватями; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стены, бачком с питьевой водой с подставкой; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, огороженными напольной чашей (унитазом) и умывальником, приточно-вытяжной вентиляционной сплит-системой «Remak», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20 - +22 градуса. Имеются нагревательные приборы (радиаторы) системы водяного отопления; штепсельные розетки для подключения бытовых приборов; вызывная сигнализация.
Здание СИЗО, где расположены камеры, относится к 1970 годам постройки. Учреждение обеспечено системой холодного и горячего централизованного водоснабжения. Холодным водоснабжением обеспечены все камеры СИЗО, системой горячего водоснабжения обеспечены камеры, в которых содержатся женщины и несовершеннолетние. Система водоотведения и канализация централизованные. Отопление - от собственной котельной.
Таким образом, установлено, что горячее водоснабжение в камерах не предусмотрено, и в период содержания истца в камерах отсутствовало.
Отсутствие горячего водоснабжения в камерах учреждения стороной ответчика объясняется тем, что в соответствии со строительными правилами 1979 года, регламентирующими оснащение режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми необходимыми коммуникациями, горячее водоснабжение предусматривалось только в банно-прачечных комбинатах, душевых и столовых учреждений.
В камерах с целью осуществления надлежащего надзора за спецконтингентом установлены видеокамеры.
Санузел камер отгорожен от общей площади камеры перегородками сплошного исполнения от пола до потолка с установлением полноценной двери.
Косметический ремонт камер режимного корпуса следственного изолятора проводится ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 45 Правил). Как правило, по прибытии в банно-прачечный комплекс учреждения для помывки подозреваемые, обвиняемые и осужденные сдают принадлежащие им предметы одежды для стирки и сушки, после чего сданные в стирку вещи возвращаются их владельцам.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части первая и вторая статьи 10 УИК РФ).
Статьей 12 поименованного кодекса предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14 названного выше постановления).
Согласно пункту 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введенной в действие с 27 января 2020 года, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Закона).
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно пункту 45 ПВР СИЗО не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47 Правил).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 161-дсп были утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России).
Указанный Свод правил устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Согласно пункту 14.15 СП 15-01 Минюста России подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к умывальникам, в том числе в камерах.
В соответствии с пунктом 8.1.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (утратил силу 1 марта 2021 года), в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1454/пр от 20 октября 2017 года (далее - Свод правил), введенные в действие с 21 апреля 2018 года, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 №130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 №217-дсп. Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Таким образом, обеспечение горячим водоснабжением учреждений уголовно-исполнительной системы является обязательным.
Горячее водоснабжение в камерах не предусмотрено. Доказательств обеспечения истца горячей водой, не предусмотрено.
При ра свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела факт нарушения прав истца действиями (бездействием) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившийся в отсутствии горячего водоснабжения камерах СИЗО, и как следствие, создании бытовых условий, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии.
Принимая во внимание, что содержание под стражей и отбывание наказания в виде лишения свободы в указанных условиях (при отсутствии горячей воды) нарушает право истца на благоприятные условия содержания в исправительном учреждении, суд приходит к выводу, что истец имеет право на компенсацию по указанным основаниям. С учетом того, что административные ответчики не представили суду доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения прав истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, с учетом характера нарушенных прав истца, длительности содержания истца в исправительном учреждении с нарушением санитарных норм, данных о личности истца, а также требований разумности и справедливости, определяет размер компенсации, подлежащей взысканию - 4 000 рублей.
Частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади установлена в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не менее двух квадратных метров.
Поскольку Баранов В.Г. содержался в СИЗО в спорный период, будучи осужденным, норма площади не нарушалась.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.
Согласно п. 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года N 189, (действовали в период содержания под стражей административного истца) установлены требования к оборудованию камер СИЗО.
В соответствии с п. 42 указанных Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Статья 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части первой также предусматривает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.
Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 83 УИК Российской Федерации).
Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Приказ N 279).
Разделом 4 названного Приказа Минюста России регламентируется оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора постоянных объектов исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, в том числе оборудование инженерно-техническими средствами надзора жилой зоны указанных объектов (пункт 30).
Подпункт 4 пункта 30 Приказа N 279 содержит указание на то, что жилые и коммунально-бытовые объекты оборудуются видеокамерами.
Согласно названным выше Правилам в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункты 2, 3 Правил N 189).
Проверяя доводы административного истца в части нарушений условий содержания, выразившихся в несоответствии спальных мест ГОСТу, которые не имеют лестницы на второй ярус, не оборудованы системой безопасности от падения, суд не находит оснований для удовлетворения требований в этой части. Установлено, что Баранову В.Г. выделено спальное место на двухъярусной кровати в камерах, он обеспечен необходимыми спальными и постельными принадлежностями, что свидетельствует о недоказанности несоблюдения администрацией учреждения установленных требований законодательства.
Установлено, что правила приватности при видеонаблюдении не нарушались. Административным истцом не представлено бесспорных доказательств того, что в результате его содержания в помещениях камерного типа, оборудованных системой видеонаблюдения, ему причинен какой-либо вред, в том числе ввиду обзора камерой видеонаблюдения спального места, а действия администрации СИЗО совершались с намерением подавляющего на административного истца воздействия, намерением вызвать у него состояние стресса, а принимаемые меры по обеспечению безопасности являлись чрезмерными.
Использование технических средств контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство лиц, содержащихся под стражей, а напротив, направлено на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу, как для административного истца, так и иных лиц, недопущение нарушение прав сотрудниками учреждения. В помещениях камер СИЗО-1, где содержался административный истец, имеется отдельное помещение санитарного узла, которое не подвергнуто видеонаблюдению, в связи с чем суд не усматривает в наличии в помещениях камер видеонаблюдения критериев создания для лиц, находящихся в таких камерах, пыточных, бесчеловечных или унижающих достоинство условий, а также вмешательства в личную жизнь административного истца в той степени, на которую он указывает.
Применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате подобных действий оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).
Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников учреждения.
Вопреки доводам административного истца, недостаточность места за столом для приема пищи не повлекло существенных отклонений от требований, установленных законом, которые могут рассматриваться в качестве нарушений условий содержания с учетом режима места принудительного содержания и являться основанием для присуждения компенсации в порядке статьи 227.1 КАС РФ. Установлено, что камеры оборудованы столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере.
Истец в период содержания по стражей в ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по РК к администрации учреждения, в надзорные либо иные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания не обращался.
В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать ненадлежащими условия содержания Баранова Владимира Григорьевича в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** **.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Баранова Владимира Григорьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 000 рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Баранова Владимира Григорьевича по следующим реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.09.2022.
Судья - Н.Е. Колосова