Дело № 2-1187/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2018 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Челядиновой Ю.Е.,
с участием:
представителя истца Нестеренко О.Г.,
представителя ответчика Ушаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области к обществу с ограниченной ответственностью «Восточная водяная компания» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области, истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Восточная водяная компания» (далее – ООО «ВВК», ответчик) об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий неоднократно выявлены нарушения ответчиком, осуществляющим эксплуатацию объектов питьевого водоснабжения , требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ: ст. 11,19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 раздела 3, раздел 4 СанПиН 2.1.4.1074-01, что не позволяет обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья граждан, а также обеспечить право человека на безопасную среду обитания. Как следует из результатов экспертных заключений отобранных проб воды в ходе проведенных проверок, качество питьевой воды из распределительной сети в д. Киргизка , не соответствовало требованиям санитарных норм. Кроме этого не проводится производственный контроль качества питьевой воды в д. Киргизка в соответствии с разработанной программой производственного контроля качества питьевой воды, что подтверждается отсутствием протоколов исследования питьевой воды по микробиологическим, органолептическим санитарно-химическим показателям за 2016 год. За допущенные нарушения в отношении ответчика было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и выдано предписание № 58 от 13.07.2016 об устранении выявленных нарушений, которое ответчиком исполнено не было, на основании чего постановлением мирового судьи ответчик был привлечен к административной ответственности. При проведении проверки в мае 2017 года допущенные нарушения были выявлены вновь, в связи с чем, в отношении ответчика было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, выдано предписание № 39 от 12.05.2017 об устранении выявленных нарушений, которое ответчиком исполнено не было, на основании чего постановлением мирового судьи ответчик привлечен к административной ответственности. При проведении внеплановой проверки в мае 2018 года установлено, что ранее выданные предписания не исполнены, качество воды не соответствует требованиям санитарных норм по показаниям «железо» и «марганец», производственный контроль проводится с нарушением периодичности, что подтверждается отсутствием протоколов лабораторных исследований за июнь, август 2017 года, январь 2018, что является нарушением требований ст.ст.11,32 ФЗ-52 от 30.03.1999, раздела 4 СанПиН 2.1.4.1074-01, на основании чего постановлением мирового судьи ответчик привлечен к административной ответственности. На основании изложенного, истец просил обязать ответчика ООО «ВВК» провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия и устранить нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01: обеспечить приведение качества холодной питьевой воды в д. по органолептическим, санитарно-химическим показателям в соответствии с требованиями раздела 3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в срок до 30.12.2019, производственный контроль качества холодной питьевой воды в распределительной сети проводить с соблюдением периодичности, в соответствии с требованиями раздела 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по микробиологическим, органолептическим, санитарно-химическим показателям, один раз в месяц.
В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ушакова Ю.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором, не оспаривая обстоятельства указанные в исковом заявлении, сослалась на то, что распределительная водопроводная сеть и артезианская скважина в д. , как бесхозяйное имущество, переданы ответчику Департаментом городского хозяйства администрации города Томска по актам от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении» организация, которая осуществляет эксплуатацию бесхозяйных объектов, обязана не позднее через два года, со дня передачи, обеспечить водоснабжение в соответствии с установленными требованиями, при этом на указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества воды характеризующей ее безопасность. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований у ответчика для исполнения заявленных требований в части обеспечении качества питьевой воды.
Представитель третьего лица, на стороне ответчика, Департамента городского хозяйства администрации Города Томска, извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, отзыв по рассматриваемым требованиям не представил, об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому человеку и гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду. Это право обеспечивается, в том числе, неукоснительным соблюдением всеми хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В силу п. 4 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п. 5.1 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, утвержденного приказом Федеральной служб по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 690 от 09.07.2012).
Управление Роспотребнадзора по Томской области обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в интересах граждан, имеющих право на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 введены в действие санитарные правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно п.п.1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п.2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (согласно Приложение 2) (п.3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01).
В силу ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из ч.7 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
В судебном заседании установлено, что ответчику ООО «ВВК», основным видом деятельности которого является, в том числе, водоснабжение потребителей (п.2.2. Устава ООО «ВВК») и который, в соответствии с постановлением администрации города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск», наделен статусом гарантирующей организации для центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории , на основании актов № от ДД.ММ.ГГГГ и № передана артезианская скважина и сеть водоснабжения от ВК на водопроводной линии в районе
При проведении Управлением Роспотребнадзора по Томской области проверок в отношении ответчика в части систем водоснабжения и водоотведения в д. были выявлены нарушения соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Факт нарушения ответчиком предприятием санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств и не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Указанное ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, затрагивает права граждан на благоприятную окружающую среду, установленные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приводит к нарушению требований санитарного законодательства и не обеспечивает безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг по обеспечению питьевой водой населения д. .
Доводы представителя ответчика об отсутствии у ответчика оснований для исполнения заявленных требований в части обеспечении качества питьевой воды, суд полагает несостоятельными, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, стороной ответчика не представлено относимых и допустимых доказательств того, что выявленные нарушения в показателях качества подаваемой холодной питьевой воды не влияют на её безопасность для жизни и здоровья человека.
Доказательств того, что ответчиком соблюдаются требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в части надлежащего осуществления производственного контроля качества питьевой воды в д., в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не представлено.
На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в объеме заявленных требований.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие обоснованных возражений со стороны ответчика, суд находит указанный истцом срок для исполнения решения суда разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области обществу с ограниченной ответственностью «Восточная водяная компания» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Восточная водяная компания» устранить нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01: обеспечить приведение качества холодной питьевой воды в д. по органолептическим, санитарно-химическим показателям в соответствии с требованиями раздела 3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в срок до 30 декабря 2019 года, производственный контроль качества холодной питьевой воды в распределительной сети проводить с соблюдением периодичности, в соответствии с требованиями раздела 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по микробиологическим, органолептическим, санитарно-химическим показателям, один раз в месяц.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.И. Потапов