Решение по делу № 2а-983/2020 от 27.05.2020

№ 2а-983/2020

УИД № 13RS0023-01-2020-002296-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 июня 2020 года                           г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Ерофеевой В. И. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, налоговый орган) обратилась к Ерофеевой В.И. с указанным выше административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления и взыскать с ответчика задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 15 265 рублей 53 копеек, образовавшуюся до 01.01.2017, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 789 рублей 58 копеек, страховых взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 572 рублей 31 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 25 копеек, в общем размере 20 923 рубля 67 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Ерофеева В.И. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 02.02.2012 по 09.12.2016 и, являясь плательщиком страховых взносов, обязана была своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В сроки, установленные законодательством, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование Ерофеевой В.И. в полном объеме оплачены не были.

По состоянию на 01 января 2017 г. Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в г.о. Саранск Республики Мордовия в налоговый орган для взыскания передана задолженность Ерофеевой В.И. по страховым взносам, образовавшаяся за периоды до 01.01.2017.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в г.о. Саранск Республики Мордовия, на сумму задолженности требования об уплате недоимки по страховым взносам сформированы не были, в адрес налогоплательщика данные требования не направлялись и были переданы в налоговый орган для дальнейшего взыскания. Срок для взыскания вышеуказанных сумм пени пропущен органами Пенсионного фонда РФ, следовательно, право на взыскание задолженности по страховым взносам за периоды до 2017 г. и пени налоговым органом утрачено.

На основании переданных сведений ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в адрес Ерофеевой В.И. были выставлены требования по оплате страховых взносов, а также пени за их несвоевременную уплату.

Данные требования направлялись налогоплательщику заказными письмами, однако исполнены не были.

ИФНС по Ленинскому району г. Саранска просит суд восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления и взыскать с Ерофеевой В.И. задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 15 265 рублей 53 копеек, образовавшуюся до 01.01.2017, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 789 рублей 58 копеек, страховых взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 572 рублей 31 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 25 копеек, в общем размере 20 923 рубля 67 копеек.

Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 286 КАС Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения обязанности Ерофеевой В.И. по уплате страховых взносов, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу требований статьи 14 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, Ерофеева В.И. являлась плательщиком страховых взносов и обязана была своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В сроки, установленные законодательством, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период до 01.01.2017 Ерофеевой В.И. в полном объеме оплачены не были, в связи с чем, Государственным учреждением – Пенсионным фондом России в г.о. Саранск Республики Мордовия требования по уплате недоимки по страховым взносам, пени были переданы в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска для дальнейшего взыскания налоговым органом.

На основании полученных сведений ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска выставила Ерофеевой В.И. требования об уплате страховых взносов, пени за несвоевременную уплату страховых взносов № 21596 от 24.04.2017 со сроком оплаты до 17.05.2017, № 35734 от 23.08.2017 со сроком оплаты до 12.09.2017 (л.д. 14-15, 20-21).

Суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного срока для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Данный вывод суда основан на применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 44, пункта 1 статьи 45, абзацев 3, 4 пункта 1, абзацев 1, 2, 3 пункта 2 статьи 48, пунктов 2, 4 статьи 52, пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 70, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, нормы действующего законодательства, предоставляя возможность органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора в случае нарушения таким органом срока обращения в суд.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 45 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 45 НК Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 6 статьи 289 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Срок для взыскания с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, образовавшейся до 01.01.2017, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, пропущен еще органами Пенсионного фонда РФ.

В силу требований пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации, налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате, т.е. с 12.09.2017 по 12.03.2018.

Вместе с тем, ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска обратилась в суд с настоящим иском после истечения шестимесячного срока – 27.05.2020 (л.д. 2-5). Иных требований, предъявленных к Ерофеевой В.И. ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска после выставления вышеуказанных требований, административным истцом в материалы дела не представлено. Об их наличии не сообщено.

В силу части 1 статьи 95 КАС Российской Федерации при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока (о чем было заявлено налоговым органом) необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность административного истца своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока.

Однако каких-либо допустимых доказательств с бесспорностью свидетельствующих об обстоятельствах, препятствовавших ИФНС по Ленинскому району г. Саранска своевременно обратиться в суд с указанными выше административными исковыми требованиями и подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока, истцом в суд не представлено.

Согласно части 6 статьи 45 КАС Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 5.1), осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (пункт 6.4).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является исполнительным органом государственной власти, обладающим государственными и иными публичными полномочиями, профессиональным участником налоговых правоотношений.

С учетом приведенных выше обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении указанного срока.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении административных исковых требований к Ерофеевой В. И. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, образовавшейся до 01.01.2017 в размере 15 265 рублей 53 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 789 рублей 58 копеек, страховых взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017 на обязательное медицинское страхование в размере 3 572 рублей 31 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 25 копеек, в общем размере 20 923 рубля 67 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья          А.К. Чибрикин

№ 2а-983/2020

УИД № 13RS0023-01-2020-002296-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 июня 2020 года                           г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Ерофеевой В. И. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, налоговый орган) обратилась к Ерофеевой В.И. с указанным выше административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления и взыскать с ответчика задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 15 265 рублей 53 копеек, образовавшуюся до 01.01.2017, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 789 рублей 58 копеек, страховых взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 572 рублей 31 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 25 копеек, в общем размере 20 923 рубля 67 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Ерофеева В.И. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 02.02.2012 по 09.12.2016 и, являясь плательщиком страховых взносов, обязана была своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В сроки, установленные законодательством, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование Ерофеевой В.И. в полном объеме оплачены не были.

По состоянию на 01 января 2017 г. Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в г.о. Саранск Республики Мордовия в налоговый орган для взыскания передана задолженность Ерофеевой В.И. по страховым взносам, образовавшаяся за периоды до 01.01.2017.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в г.о. Саранск Республики Мордовия, на сумму задолженности требования об уплате недоимки по страховым взносам сформированы не были, в адрес налогоплательщика данные требования не направлялись и были переданы в налоговый орган для дальнейшего взыскания. Срок для взыскания вышеуказанных сумм пени пропущен органами Пенсионного фонда РФ, следовательно, право на взыскание задолженности по страховым взносам за периоды до 2017 г. и пени налоговым органом утрачено.

На основании переданных сведений ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в адрес Ерофеевой В.И. были выставлены требования по оплате страховых взносов, а также пени за их несвоевременную уплату.

Данные требования направлялись налогоплательщику заказными письмами, однако исполнены не были.

ИФНС по Ленинскому району г. Саранска просит суд восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления и взыскать с Ерофеевой В.И. задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 15 265 рублей 53 копеек, образовавшуюся до 01.01.2017, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 789 рублей 58 копеек, страховых взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 572 рублей 31 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 25 копеек, в общем размере 20 923 рубля 67 копеек.

Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 286 КАС Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения обязанности Ерофеевой В.И. по уплате страховых взносов, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу требований статьи 14 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, Ерофеева В.И. являлась плательщиком страховых взносов и обязана была своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В сроки, установленные законодательством, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период до 01.01.2017 Ерофеевой В.И. в полном объеме оплачены не были, в связи с чем, Государственным учреждением – Пенсионным фондом России в г.о. Саранск Республики Мордовия требования по уплате недоимки по страховым взносам, пени были переданы в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска для дальнейшего взыскания налоговым органом.

На основании полученных сведений ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска выставила Ерофеевой В.И. требования об уплате страховых взносов, пени за несвоевременную уплату страховых взносов № 21596 от 24.04.2017 со сроком оплаты до 17.05.2017, № 35734 от 23.08.2017 со сроком оплаты до 12.09.2017 (л.д. 14-15, 20-21).

Суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного срока для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Данный вывод суда основан на применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 44, пункта 1 статьи 45, абзацев 3, 4 пункта 1, абзацев 1, 2, 3 пункта 2 статьи 48, пунктов 2, 4 статьи 52, пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 70, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, нормы действующего законодательства, предоставляя возможность органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора в случае нарушения таким органом срока обращения в суд.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 45 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 45 НК Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 6 статьи 289 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Срок для взыскания с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, образовавшейся до 01.01.2017, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, пропущен еще органами Пенсионного фонда РФ.

В силу требований пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации, налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате, т.е. с 12.09.2017 по 12.03.2018.

Вместе с тем, ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска обратилась в суд с настоящим иском после истечения шестимесячного срока – 27.05.2020 (л.д. 2-5). Иных требований, предъявленных к Ерофеевой В.И. ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска после выставления вышеуказанных требований, административным истцом в материалы дела не представлено. Об их наличии не сообщено.

В силу части 1 статьи 95 КАС Российской Федерации при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока (о чем было заявлено налоговым органом) необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность административного истца своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока.

Однако каких-либо допустимых доказательств с бесспорностью свидетельствующих об обстоятельствах, препятствовавших ИФНС по Ленинскому району г. Саранска своевременно обратиться в суд с указанными выше административными исковыми требованиями и подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока, истцом в суд не представлено.

Согласно части 6 статьи 45 КАС Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 5.1), осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (пункт 6.4).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является исполнительным органом государственной власти, обладающим государственными и иными публичными полномочиями, профессиональным участником налоговых правоотношений.

С учетом приведенных выше обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении указанного срока.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении административных исковых требований к Ерофеевой В. И. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, образовавшейся до 01.01.2017 в размере 15 265 рублей 53 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 789 рублей 58 копеек, страховых взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017 на обязательное медицинское страхование в размере 3 572 рублей 31 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 25 копеек, в общем размере 20 923 рубля 67 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья          А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-983/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска
Ответчики
Ерофеева Валентина Ивановна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Дело на странице суда
leninsky.mor.sudrf.ru
27.05.2020Регистрация административного искового заявления
27.05.2020Передача материалов судье
29.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2020Судебное заседание
30.06.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее