Решение по делу № 2-1706/2024 от 31.05.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года                                            город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Селивёрстовой Е.Д.,

при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.,

с участием: истца – Лося А.А.,

представителя истца – Геворгяна Э.А.,

представителя третьего лица – Газиловой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лося А. А.ча к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица – Государственное казенное учреждение города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства», Правительство города Севастополя, Общество с ограниченной ответственностью «Миртек», Общество с ограниченной ответственностью «СимИнжГаз», о признании распоряжения об установлении публичного сервитута недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Лось А.А. обратился с иском в Ленинский районный суд города Севастополя, в котором просил признать распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту – Департамент) -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении публичного сервитута в целях реализации объекта «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)» недействительным.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ указанное дело, с учетом правил исключительной подсудности, передано на рассмотрение в Балаклавский районный суд города Севастополя.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок 10б и жилой дом на нем. Право собственности на объекты недвижимости в установленном порядке зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ установлен публичного сервитут по адресу: <адрес>, участок 10б в целях реализации объекта «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)». При этом, границы публичного сервитута пересекают границы объекта капитального строительства на земельном участке, который согласно подпункту 3) пункта 8 Распоряжения, предписано снести обладателю публичного сервитута. Лось А.А. полагает, что принятие вышеуказанного распоряжения нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка и объекта капитального строительства на нем, в связи с чем, вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Истец и его представитель Геворгян Э.А., действующий по устному ходатайству, на требовании настаивали, просили удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно заявленных требований не предоставил.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» (далее по тексту - ГКУ ГС «ЕДКС») Газилова Ю.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что ответчиком в полной мере соблюдена процедура установления публичного сервитута, отвечающая требованиям земельного законодательства, положениям и приказам Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, подзаконным актам Правительства города Севастополя, вместе с тем прокладка газопровода, по мнению третьего лица, является неотъемлемой частью инфраструктуры снабжения Г., является социально значимым проектом, в связи с чем, отмена распоряжения может привести к срыву государственных контрактов с подрядчиками, осуществляющими работы по прокладке трассы газопровода и как следствие приостановки работы дирекции. Кроме того, обратила внимание суда, что на сегодняшний день ведется разработка проекта о прокладке газопровода в обход земельного участка истца.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. 10б, площадью 500 +/-7 кв.м., категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), кадастровый на основании соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков находящихся в частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ /П, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

На основании ходатайства ГКУ ГС «ЕДКС» об установлении публичного сервитута от 31.10.20203 вх. № ГУ-22633/23 Департаментом было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ об установлении публичного сервитута в целях реализации объекта «Газификация сел Байдаркой долины, <адрес> (низкое давление)», расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером 91:01:047001:506. Обладателем публичного сервитута является ГКУ ГС «ЕДКС». Публичный сервитут установлен на срок 10 (десять) лет и считается установленным со дня внесения сведений о его границах в реестр границ ЕГРН.

При этом, согласно подпункту 3) пункта 8 оспариваемого Распоряжения, обладателю публичного сервитута необходимо заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута с собственниками земельных участков, находящихся в частной собственности, или арендаторами, землепользователями, землевладельцами земельных участков, находящихся в государственной собственности и в отношении которых установлен публичный сервитут, обеспечить внесение платы за публичный сервитут в соответствии со статьей 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, привести земельный участок в состояние, пригодное для использованием в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.

Сервитут устанавливается во исполнение приказа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)».

Согласно п.1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут установляется в соответствии с гражданским законодательством решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом (п. 3 ст. 23). Пунктом 4 ст. 23 Земельного кодекса установлено, что публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ , установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах.

Установление публичного сервитута обусловлено только общественными интересами (социальными потребностями населения), а не интересами собственника коммерческой недвижимости, поэтому не может быть связано непосредственно с нуждами собственника такой недвижимости.

В соответствии со ст. 39.37 Земельного кодекса приводится перечень целей установления публичного сервитута, а именно: 1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения); 2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; 3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; 4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; 5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи; 6) реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.

Из вышеизложенного следует, что целевое назначение объекта недвижимости и его принадлежность имеют определяющее значение для возможности установления публичного сервитута.

Вместе с тем, на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 91:01:047001:506 (категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), площадью 500 +/-7 кв.м.), находящемуся по адресу: <адрес>, уч. 10б, расположен жилой дом, площадью 25.8 кв.м., с кадастровым номером 91:01:047001:492, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно предоставленному истцом отчету об обследовании земельного участка по адресу: <адрес>, уч. 10б, выполненного ООО «Городской офис специалистов кадастра», подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером 91:01:047001:506 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 91:01:047001:492, координаты которого внесены в ЕГРН. Назначение объекта капитального строительства – жилой дом. Согласно сведениям ЕГРН, строительство объекта было завершено в 2022 году.

Согласно выписке, из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2024-208230576, на земельный участок с кадастровым номером 91:01:047001:506 наложены ограничения. В частности, ограничение с учетным номером части 91:01:047001:506/2, связано с установлением публичного сервитута в целях реализации объекта «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)», расположенного по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме границ, площадью 51 кв.м.» от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ. Срок публичного сервитута составляет 10 лет и установлен в пользу Государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства».

На схеме расположения земельного участка и объекта капитального строительства видно, что данный сервитут пересекает объект капитального строительства с кадастровым номером 91:01:047001:492, строительство которого, согласно сведениям ЕГРН было закончено в 2022 году, а сервитут был установлен в декабре 2023 года.

В ходе изучения документации было установлено, что при подготовке Описания местоположения границ Публичного сервитута для размещения инженерных сооружений объекта: «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)», кадастровым инженером был использован аналитический метод определения координат. Аналитический метод определения координат — это определение координат характерных точек в результате расчётов или посредством геоинформационных систем.

Таким образом, кадастровый инженер не осуществлял выезд на земельный участок с кадастровым и не учел, что на данном земельном расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 91:01:047001:492, который фактически делает невозможным пользование установленным сервитутом в таких границах.

Данные обстоятельства не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Согласно п. 14 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

В силу п. 5 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их участков (частей); размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или одного года в отношении иных земельных участков. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик должен был отказать в установлении публичного сервитута в связи с невозможностью использования объекта капитального строительства истца, в силу пересечения публичного сервитута установленного в целях прокладки трассы газопровода, с реальными границами жилого дома, который расположен на земельном участке Лося А.А. При этом объект капитального строительства был построен и поставлен на кадастровый учет раньше поданного ходатайства об установлении публичного сервитута и вынесения соответствующего распоряжение публичным органом власти.

Предоставленная ГКУ ГС «ЕДКС» документация о надлежащем исполнении обязательств по авторскому надзору со ссылкой на внесение изменений в рабочую и проектную документацию, согласно которой выполнение строительно–монтажных работ по объекту: «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)», а именно прокладка газопровода будет осуществлена в обход земельного участка истца, не может свидетельствовать о восстановлении нарушенного права истца, так как никоим образом не регламентирует внесение изменений в оспариваемое распоряжение, не исключает наличие обременения на земельном участке, не гарантирует выполнение взятых на себя обязательств третьим лицом, в случае расторжении государственного контракта с подрядчиком по тем или иным снованиям.

Более того, изменение проектной документации, при условии действующего распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ об установлении публичного сервитут по адресу: <адрес>, участок 10б в целях реализации объекта «Газификация сел Байдарской долины, <адрес> (низкое давление)» порождает коллизию, так как по окончанию прокладки трассы газопровода, де-факто исключает наличие публичного сервитута на земельном участке истца, тогда как де-юре такое закрепление остается неизменным в оспариваемом акте органа государственной власти.

В силу ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое Распоряжение нарушает права истца, как собственника земельного участка и жилого дома, расположенного на нем, суд считает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что истец не ставит требований о взыскании судебных издержек по оплате государственной пошлины с ответчика, суд считает необходимым отнести судебные издержки на счет истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лося А. А.ча к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица – Государственное казенное учреждение города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства», Правительство города Севастополя, Общество с ограниченной ответственностью «Миртек», Общество с ограниченной ответственностью «СимИнжГаз», о признании распоряжения об установлении публичного сервитута недействительным - удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ «Об установлении публичного сервитута в целях реализации объекта «Газификация сел Байдаркой долины, <адрес> (низкое давление)», расположенного по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме границ, площадью 51 кв.м.».

Судебный издержки по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. отнести на счет истца.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - (подпись)

Копия верна:

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                               Е.Д.Селивёрстова

Решение суда не вступило в законную силу.

Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела в Балаклавском районном суде города Севастополя.

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                                Е.Д.Селивёрстова

Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

2-1706/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лось Александр Александрович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Правительство города Севастополя
ООО "Миртек"
ООО "СимИнжГаз"
ГКУ ГС "Единая дирекция капитального строительства"
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Селивёрстова Екатерина Дмитриевна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее