Судья Ворончихина О.В. дело № 33-3961/2020
№ 2-430/2020
09 декабря 2020 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Шерстенниковой Е.Н. и Митяниной И.Л.,
при секретаре Желтиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 декабря 2020 года дело по апелляционным жалобам МКУ Администрация Светлополянского городского поселения Верхнекамского района Кировской области, ООО «Кирсинская управляющая компания» на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 20 августа 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Верхнекамского района Кировской области удовлетворить.
Обязать МКУ администрация Светлополянского городского поселения Верхнекамского района Кировской области организовать работу по приведению питьевой воды в п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области в соответствии с допустимыми показателями мутности и содержания железа, согласно требования, содержащихся в СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24.
Обязать ООО «Кирсинская управляющая компания» провести работы по приведению питьевой воды в п. Светлополянск Верхнеккамского района Кировской области в соответствии с допустимыми показателями мутности и содержания железа, согласно требований, содержащихся в СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24.
Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Верхнекамского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКУ Администрация Светлополянского городского поселения, ООО «Кирсинская управляющая компания» о возложении обязанности привести питьевую воду в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в июне 2020 года проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Кирсинская управляющая компания». В ходе проверки установлено, что на основании концессионного соглашения от 19.01.2018, заключенного между ООО «Кирсинская управляющая компания» и МО Светлополянское городское поселение, ответчик ООО «Кирсинская управляющая компания» осуществляет холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе очистку сточных вод, прием и транспортировку сточных вод. Согласно протоколам лабораторных испытаний от 17.06.2020, экспертным заключениям территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе № 10-3359-2020-ГЗ, № 10-3360-2020-ГЗ, № 10-3358-2020-ГЗ пробы питьевой воды в станции 3 подъема п. Светлополянк, в КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянск по адресу: п. Светлополянск, ул. Дзержинского, д.8, а также в Светлополянской амбулатории КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» по адресу: п. Светлополянск, ул. Комсомольская, д.7, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, поскольку содержание железа (суммарно) и мутность превышает допустимые значения. В нарушение требований законодательства администрация Светлополянского городского поселения не принимает должных мер по организации надлежащего качества питьевой воды населению в п. Светлополянск. ООО «Кирсинская управляющая компания», являясь исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению в п. Светлополянск и ответственным лицом за оказание данной услуги потребителям, надлежащим образом не исполнило обязанность по подаче абонентам питьевой воды соответствующего качества. Не проведение мероприятий по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества может повлечь за собой заболевание граждан и рост социальной напряженности среди населения, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец просил обязать МКУ администрация Светлополянского городского поселения Верхнекамского района Кировской области организовать работу по приведению питьевой воды в п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области в соответствии с допустимыми показателями мутности и содержания железа, согласно требований, содержащихся в СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24; обязать ООО «Кирсинская управляющая компания» провести работы по приведению питьевой воды в п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области в соответствии с допустимыми показателями мутности и содержания железа, согласно требованиям, содержащимс в СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе МКУ Администрация Светлополянского городского поселения Верхнекамского района Кировской области просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. Считает, что администрацией поселения предприняты все меры по приведению питьевой воды в соответствие с требованиями СанПин и действующим законодательством, т.е. организована работа по приведению питьевой воды в п. Светлополянск в соответствие с допустимыми показателями мутности и содержания железа. Указывает, что администрацией разработан и утвержден план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПин на 2018-2025 г.г. п. Светлополянск и программа производственного контроля качества питьевой воды на 2018-2023 г.г. В указанный план были включены мероприятия по замене фильтрующего материала на станции водоподготовки. 17.02.2020 постановлением администрации Светлополянского городского поселения утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы по модернизации системы водоснабжения, водоотведения п. Светлополянск, в которое включены мероприятия по восстановлению работоспособности станции водоподготовки с добавлением узла дозирования и перезагрузкой фильтров. 17.02.2020 указанное техническое заключение направлено в адрес ООО «Кирсинская управляющая компания».
В апелляционной жалобе ООО «Кирсинская управляющая компания» ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. Указывает, что ответчиком разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПин на 2018-2025 г.г. п. Светлополянск и программа производственного контроля качества питьевой воды на 2018-2023 г.г., которые 04.09.2018 согласованы с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе и утверждены главой администрации Светлополянского городского поселения. Все работы согласно плану выполнены в полном объеме за счет средств предприятия, т.е. работа по приведению питьевой воды в п. Светлополянск в соответствии с допустимыми показателями мутности и содержания железа организована.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе просит рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителя организации.
В суде апелляционной инстанции прокурор Новикова И.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Разрешая спор, суд установил, что организация водоснабжения жителей п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области является обязанностью МКУ Администрация Светлополянского городского поселения Верхнекамского района Кировской области.
В этой связи МО Светлополянское городское поселение заключило с ООО «Кирсинская управляющая компания» концессионное соглашение от 19.01.2018, в соответствии с которым холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе очистку сточных вод, прием и транспортировку сточных вод, осуществляет ООО «Кирсинская управляющая компания».
Обществу с ограниченной ответственностью «Кирсинская управляющая компания» переданы <данные изъяты> (приложение № 1 к концессионному соглашению от 19.01.2018).
Обращаясь в суд, прокурор указал, что качество питьевой воды в п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области не соответствует требованиям СанПиН СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Указанное подтверждается справкой о результатах проведенной прокуратурой проверки; протоколом лабораторных испытаний № 36996.1 от 17.06.2020, экспертным заключением № 10-3359-2020-ГЗ от 17.06.2020, протоколом лабораторных испытаний № 36997.1 от 17.06.2020, экспертным заключением № 10-3360-2020-ГЗ от 17.06.2020, протоколом лабораторных испытаний № 36995.1 от 17.06.2020, экспертным заключением № 10-3358-2020-ГЗ от 17.06.2020, уведомлением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе от 30.01.2020, № 10-03-25/108.
Согласно протоколам лабораторных испытаний от 17.06.2020, в пробах холодной воды, взятых 15.06.2020 сотрудником ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кировской области» в станции 3 подъема п. Светлополянск, в КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянск, в Светлополянской амбулатории КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ», содержание железа (суммарно) выше допустимого значения в 9,3 раза, 3,3 раза и 2,2 раза соответственно; мутность выше допустимого в 13,7 раза, 3,8 раза и 2,5 раза соответственно.
По информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе от 02.07.2020 № 1224 вода, содержащая повышенные концентрации железа, способствует росту железобактерий, при отмирании которых внутри труб накапливается плотный осадок, уменьшающий их диаметр. По гигиенической классификации железо относится к 3 классу опасности, лимитирующий признак вредности вещества – органолетический. «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920-04 указывает в качестве поражаемых органов и систем при хроническом пероральном поступлении железа слизистые, кожу, кровь и иммунную систему.
Таким образом, установленные при рассмотрении дела в районном суде факты нарушения требований законодательства к качеству воды по показателям мутности и содержания железа свидетельствовали о нарушении прав потребителей и давали суду основания для удовлетворения требований прокурора к ООО «Кирсинская управляющая компания», которое, являясь исполнителем по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению, обязано привести воду в соответствие с требованиями законодательства по показателям мутности и содержанию железа, и к органу местного самоуправления, который обязан организовать работу по приведению воды в соответствие с требованиями законодательства.
Доводы ответчиков, что разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПин на 2018-2025 г.г. п. Светлополянск и программа производственного контроля качества питьевой воды на 2018-2023 г.г., установленный судом при принятии решения факт несоответствия качества воды в п. Светлополянск требованиям законодательства, что давало суду основания для удовлетворения иска прокурора, не опровергают.
В силу ст. 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Ссылки администрации поселения на протоколы производственного контроля питьевой воды от 01.09.2020 не состоятельны, поскольку замеры качества воды проведены после окончания разбирательства дела в суде первой инстанции и не свидетельствуют, что нарушения отсутствовали на момент вынесения судебного постановления.
В связи с изложенным, оснований не согласиться с принятым решением по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает и приходит к выводу о том, что решение районного суда следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: