Дело № 2-3258/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Караульновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерковской С.В. и Петунина С.А., действующего в интересах несовершеннолетнего П.Н., к Отделению (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся и обеспечить жилищной субсидией,
УСТАНОВИЛ:
Мерковская С.В., Петунин С.А., действующий в интересах несовершеннолетнего П.Н., обратились в суд с административным иском к отделению (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете и обеспечить жилищной субсидией.
В обоснование заявления указано, что Мерковская С.В. с 2011 года состоит в браке с Петуниным С.А., имеют несовершеннолетнего сына П.Н.
С 01.08.1994 по 27.03.2016 Петунин С.А. проходил военную службу по контракту.
Решением от 27.06.2016 Петунин С.А. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи три человека, включая супругу Мерковскую С.В. и сына П.Н.
В июне 2018 году Петунину С.А. было предложено представить документы, подтверждающие совместное проживание с супругой и в августе 2018 года в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ была предоставлена справка о совместном проживании, выданная управляющей компанией.
Уведомлением отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 19.06.2019 Мерковская С.В. и П.Н. исключены из реестра нуждающихся в связи с отсутствием документов, подтверждающих совместное проживание военнослужащего с семьей, в связи с этим истцы просят суд признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии Мерковской С.В. и несовершеннолетнего П.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать восстановить их на учете и обеспечить Мерковскую С.В. и П.Н. жилищной субсидией.
В ходе судебного разбирательства суд, на основании ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебное заседание истцы не явились, их представитель Осипов И.Г. требования и доводы в их обоснование поддержал.
Представитель ответчика – Отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, извещался о дате и времени судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 01.08.1994 Петунин С.А. проходил действительную военную службу (л.д. 106).
27.03.2016 Петунин С.А. уволен с военной службы в запас. Выслуга лет в календарном исчислении составляла 21 год 6 месяцев (л.д. 27).
23.04.2011 Петунин С.А. вступил в брак с Мерковской С.В., от брака имеют несовершеннолетнего сына П.Н. (л.д. 26).
В период прохождения службы Петунин С.А., составом семьи три человека, включая супругу Мерковскую С.В. и сына П.Н.., поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.
08.04.2019 предварительным решением № 60-26/2018/09 Отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Петунину С.А. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи один человек (л.д. 178).
Основанием для предоставления субсидии на одного человека явилось то обстоятельство, что из представленных документов следовало, что Петунин С.А. зарегистрирован по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, мкр. С., в/ч, а супруга Мерковская С.В. с сыном П.Н. зарегистрированы по месту жительства: г. Санкт-Петербург, ул. Ж., д.***, кв.***. Представленная в дело справка о подтверждении совместного проживания военнослужащего с семьей по адресу: г. Старая Русса, мкр. С., в/ч не принята во внимание, так как не имеет юридической силы. Таким образом, на дату постановки Петунина С.А. на учет нуждающихся супруга Мерковская С.В. и сын П.Н. не относятся к субъектам права, указанным в норме закон, в связи с этим, решение о постановке на учет нуждающихся в части включения Мерковской С.В и П.Н. не соответствует закону (л.д. 173).
Разрешая заявленный спор, суд приходит к следующему.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривая социальные гарантии и компенсации, включая социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере, закрепляет круг лиц, которым они предоставляются.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 3 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного закона, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.
Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.
Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 указанного Закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пп. "а" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения соответствующих исковых требований является факт установления совместного проживания членов семьи с военнослужащим применительно к нормам Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Мерковская С.В. с 1978 года, а ее сын П.Н. с 2011 года зарегистрированы в жилом помещении по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ж., д.***, кв.*** (л.д. 115).
Военнослужащий Петунин С.А. проживает по адресу: г. Старая Русса, г. ***, д.***, кв. ***.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование своих доводов истцы ссылаются на справку, из которой следует, что Петунин С.А., действительно проживает совместно с Мерковской С.В. и сыном П.Н. по адресу: г. Старая Русса, г. ***, д.***, кв. *** и ведет совместное хозяйство в период с 01.05.2016 по настоящее время. Указанные обстоятельства подтвердили соседи, о чем имеются подписи, заверенные исп. директор ООО «Р.» 04.06.2019 (л.д. 21).
Оценив доводы истцов, суд полагает, что представленная ими справка с достоверностью не подтверждает факт совместного проживания Мерковской С.В. и несовершеннолетнего П.Н. с Петуниным С.А. и не может быть признана в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего совместное проживание Петунина С.А. с Мерковской С.В. и сыном П.Н.
Иных доказательств, подтверждающих совместное проживание Петунина С.А. с Мерковской С.В. и сыном П.Н. суду не представлено.
С учетом изложенного, решение отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 19.06.2019 о снятии Мерковской С.В. и П.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания его незаконным не имеется, в связи с этим требование в указанной части удовлетворению не подлежит.
Заявленные требования о восстановлении истцов на учете в качестве нуждающихся и обеспечении их жилищной субсидии также не подлежат удовлетворению, поскольку они производны от требования о признании незаконным решения, в удовлетворении которого истцам отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Мерковской С.В. и Петунину С.А., действующему в интересах несовершеннолетнего П.Н., в удовлетворении исковых требований к Отделению (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся и обеспечить жилищной субсидией, отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года.