УИД 59RS0001-01-2022-001052-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 11 июля 2022 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Даниловой Ю.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о защите прав потребителей, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с требованиями к ПКГУП «Теплоэнерго», с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании сторнировать задолженность за период с 01.01.2019 по день принятия решения судом.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения по адресу: Адрес. Региональным оператором по обращению с ТКО является ПКГУП «Теплоэнерго». В июне 2021 истец получил квитанцию от ПКГУП «Теплоэнерго» за услугу по обращению с ТКО за период с января 2019 по июль 2021, с суммой задолженности не согласен, оплачивать данную квитанцию не намерен, поскольку услуги фактически не оказывалась ввиду отсутствия места (площадки) для сбора мусора. Ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата №. Требования, изложенные в досудебной претензии, о перерасчете суммы задолженности за период непредоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, установлении мусорного контейнера рядом с жилым домом, предоставлении полной и достоверной информации о тарифе, формуле и расчете размера платы ответчиком в полном объеме не удовлетворены. Из ответа на претензию следует, что ближайшие контейнерные площадки находятся на расстоянии, не соответствующем нормативам, чем нарушаются права истца, поэтому имеются основания для перерасчета задолженности по оплате услуги по вывозу ТКО. Кроме того, истец обращает внимание, что также является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес, весь имеющийся мусор им вывозится по данному адресу, ввиду чего не должен оплачивать услуги по вывозу ТКО по адресу: Адрес.
Определением от 08.06.2022 произведена замена ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» его правопреемником АО «Пермский региональный оператор ТКО» (ОГРН ...) в связи с реорганизацией ПКГУП «Теплоэнерго» в форме преобразования.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, явку представителя не обеспечил. В ходе предварительного заседания уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Исходя из требований частей 6, 9 статьи 157.2 ЖК РФ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Предметом регулирования Федерального закона № 89-ФЗ являются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу приведенных законоположений собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом стороны договора вправе лишь дополнить его иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Пункт 8(17) Правил № 1156 предусматривает обязанность регионального оператора известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, а после утверждения единого тарифа на его услугу разместить в соответствующих средствах массовой информации адресованное потребителям предложение о заключении договора и текст типового договора, а также право потребителя после размещения такого предложения направить региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае не направления такой заявки и документов договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пункте 1 статьи 426 ГК РФ определено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019 года.
27.10.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете суммы задолженности за период не представления коммунальной услуги по обращению с ТКО, установлении мусорного контейнера рядом с его домом, предоставлении информации о тарифе, формуле и расчете размере платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО, выплате денежной компенсации за оплату юридических услуг.
Из ответа ПКГУП «Теплоэнерго» на заявление истца следует, что по адресу Адрес услуга оказывается с января 2019 года. Ближайшая к указанному адресу контейнерная площадка находилась в январе 2019 по адресу Адрес, с февраля 2019 – Адрес, с июля 2019 по настоящее время – Адрес (внесена в реестр мест накопления ТКО как д. 15). Вывоз ТКО осуществляется с 01.01.2019 по настоящее время. Для перерасчета платы по причине неоказания коммунальной услуги по обращению с ТКО по указанному адресу на текущую дату оснований не имеется. Предельный единый тариф регионального оператора установлен с 01.01.2019 постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края. Начисления были правомерно произведены с даты начала оказания услуги, то есть с 01.01.2019.
Истец с ответом не согласился, полагая, что имеются основания для перерасчета платы, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно детализированного отчета по балансу договора за период с Дата по Дата у ФИО1 имеется задолженности в общем размере 3011,26 рублей, из которых начислено 2782,49 рубля, пени 228,77 рублей.
Положения статьи 11 пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ обязывают юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В материалы дела представлен договор № между ПКГУП «Теплоэнерго» и ООО «Экол», в соответствии с которым региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов Пермского края в границах территории Пермского края в границах территории оказания услуг, указанных в Приложении № 1 к договору, а региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Приложением № 6 к договору является акт сдачи-приемки оказанных услуг по договору.
Так, согласно акту сдачи-приемки от 31.01.2019 вывоз ТКО осуществлялся по адресу Адрес, услуги оказаны своевременно в необходимом объеме в соответствии с требованиями, установленными договором к их качеству.
Согласно акту сдачи-приемки от февраля 2019 и июня 2018 вывоз ТКО осуществлялся по адресу Адрес, услуги оказаны своевременно в необходимом объеме в соответствии с требованиями, установленными договором к их качеству.
С июля 2019 ближайшая контейнерная площадка находилась по адресу Адрес, согласно акту сдачи-приемки по указанному адресу производился вывоз ТКО.
Указанными актами сдачи-приемки услуг по вывозу ТКО опровергается довод истца о том, что ответчиком оказание услуг по обращению с ТКО в спорный период не производилось.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникают у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
С учетом вышеизложенного следует, что услуга по обращению с ТКО истцу оказывается с 01.01.2019 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Статьей 6 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного кодекса (подпункт 5 части 2).
В силу статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
Пунктом 148(30) Правил № 354, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения 2 к Правилам, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленной цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (абзац первый). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов (абзац второй).
Пунктом 148(30) вышеуказанных Правил установлено определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения (абзац второй).
Из приведенных нормативных положений следует, что расчет размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, при их отсутствии исходя из количества собственников помещения, а в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 13.12.2019 № СЭД-24-02-46-145 с 01.01.2020 года для многоквартирных домов расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив в размере 165 кг/год, 122 куб. м/год, является проживающий. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24.07.2021 № 10-о установлен и введен в действие единый тариф ПКГУП «Теплоэнерго» с 01 января 2020 года по 30.06.2020.
Таким образом, правом на установление тарифа обладает Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, которым устанавливается единый тариф на территории Пермского края.
Принимая во внимание, что о между истцом и ответчиком заключен договор на вывоз ТКО в порядке, установленном Правилами № 1156, путем присоединения к типовому договору, учитывая представленные ответчиком договор от 14.12.2018, акты сдачи-приема оказанных услуг, а также пояснения истца, который не оспаривал фактическое размещение контейнерных площадок по адресам, указанным ответчиком, оснований полагать, что услуга по вывозу ТКО региональным оператором не оказывается, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. Доказательств неисполнения региональным оператором принятых на себя обязательств истцом не представлено. Между тем ответчиком представлены доказательства выполнения работ по сбору ТКО, совокупность которых суд признает достаточной.
Сама по себе установка контейнерной площадки на расстоянии более 100 метров от дома истца не свидетельствует о неоказании услуг, полномочий самостоятельно определять места установки контейнерных площадок у регионального оператора не имеется.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления» соответствующими полномочиями на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО обладают органы местного самоуправления.
Соответственно, работа по организации площадок накопления ТКО возложена на администрацию соответствующего района.
Доводы о наличии у истца на праве собственности другого жилого помещения, по адресу нахождения которого им оплачиваются услуги по вывозу ТКО, куда он фактически осуществляет вывоз всех образующихся у него отходов, судом отклоняется. Законодательством предусмотрено начисление платы по количеству постоянно или временно проживающих граждан, при их отсутствии исходя из количества собственников помещений. Таким образом, начисление платы производится не в зависимости от количества объектов, находящихся в собственности, а по каждому объекту в зависимости от проживающих в нем лиц, при их отсутствии – от количества собственников.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы истца о необоснованности начисления платы за вывоз ТКО, наличии основании для сторнирования задолженности являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 (Дата года рождения, паспорт №, выдан Дата Адрес) к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» (ОГРН №, ИНН №) о защите прав потребителей, возложении обязанности сторнировать задолженность – оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья: Ю.И. Данилова
Мотивированное решение составлено 18.07.2022.