Дело №
УИД №RS0№-72
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 25.04.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея Горюнова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ № «Малышок» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к МБДОУ № «Малышок» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, в обоснование указав, что прокуратурой <адрес> Республики Адыгея проведена проверка исполнения трудового законодательства на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в соответствии со штатным расписанием МБДОУ № «Малышок» в общеобразовательной организации имеются различные должности. В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства, МБДОУ № «Малышок» не заключался специальный договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, специальная проверка условий труда до настоящего времени не проведена, что грубо ущемляет конституционные права работников МБДОУ № «Малышок» на безопасные условия и охрану труда. Просил обязать МБДОУ № «Малышок» провести специальную оценку труда должностей согласно штатному расписанию.
Помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея в судебное заседание ФИО3 не явился, представил заявление, которым просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» в лице заведующей ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом путем направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщила.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
На основании абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, урегулированы Федеральным законом "О специальной оценке труда" № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (Закон №426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Так в силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 17, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи (ч.2 ст. 17). Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
По общему правилу в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗспециальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Республики Адыгея проведена проверка исполнения трудового законодательства на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в соответствии со штатным расписанием МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» в образовательной организации согласно штатному расписанию имеется ряд должностей.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства, МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» не заключался специальный договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, специальная проверка условий труда до настоящего времени не проведена, что грубо ущемляет конституционные права работников МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» на безопасные условия и охрану труда.
По результатам проверки прокуратурой <адрес> Республики Адыгея было внесено представление за № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием безотлагательного рассмотрения представления принятия конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес прокуратуры <адрес> Республики Адыгея поступила информация от МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» о том, что нарушение, выявленное в ходе проверки будет устранено в наступающем году с учетом включения указанных расходов при формировании и утверждении муниципального бюджета МО «<адрес>» на 2022 год.
До настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены, что подтверждается материалами дела.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что прокуратурой <адрес> правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудового законодательства, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок», выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда.
Обязать МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Малышок» провести специальную оценку труда должностей согласно штатному расписанию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья М.С. Горюнова